17 июня, 18 ноября 2009 г., 20 октября 2010 г.
Рассмотрев представленный проект областной государственной социальной программы "Демографическое развитие Иркутской области" на 2009 - 2015 годы, одобренный постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2008 года N 90-пп, Законодательное Собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Демографическое развитие Иркутской области" на 2009 - 2015 годы (прилагается).
Председатель Законодательного Собрания |
Л.М.Берлина |
Областная государственная социальная программа
"Демографическое развитие Иркутской области"
на 2009 - 2015 годы
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/44-ЗС)
17 июня, 18 ноября 2009 г., 20 октября 2010 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/36-ЗС в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Демографическое развитие Иркутской области"
на 2009 - 2015 годы
Областная государственная социальная программа
"Демографическое развитие Иркутской области"
на 2009 - 2015 годы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения:
В мае 2006 года в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию впервые самой острой проблемой современной России была обозначена демографическая проблема, был предложен комплекс мер, направленных на решение демографических проблем как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее субъектах.
В феврале 2008 года на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" было отмечено, что развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества, это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - национальный приоритет.
Кроме того, роль человеческого капитала нашла отражение и в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, где развитие человеческого потенциала выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре стратегических задач социально-экономического развития области.
Очевидно, что решение этой задачи невозможно без консолидации усилий всех представительных и исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, общественных, благотворительных организаций для решения вопросов улучшения демографической ситуации в Иркутской области.
Вот почему сегодня очень важно определить основные задачи в сфере решения демографических проблем. Сложившаяся демографическая ситуация остается крайне неблагополучной, происходящие в целом в Российской Федерации социально-демографические процессы неизбежно затронули и Иркутскую область.
В соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Иркутская область занимает территорию площадью 774,8 тыс. кв. км. Плотность населения - 3,2 человека на 1 кв. км. В области расположено 22 города (из них 14 - областного подчинения), имеется 54 поселка городского типа, 33 административных района, 1 488 сельских населенных пунктов.
Численность постоянного населения на 1 января 2007 года составила 2 513,8 тыс. человек. Иркутская область является урбанизированной территорией - 79 % населения проживает в городах и поселках городского типа. Жителей мужского пола насчитывается 1 165,1 тыс. человек (46 % общей численности населения), женщин - 1 348,7 (54 %).
Одной из характеристик возрастной структуры населения является показатель демографической нагрузки - соотношение численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возрастов. В Иркутской области на 1 000 человек трудоспособного возраста приходится 563 жителя нетрудоспособного, из них 291 - дети и подростки до 16 лет и 272 человека старших возрастов.
Средний возраст населения Иркутской области составляет 36,1 год. Из регионов Сибирского федерального округа наиболее молодое население проживает в Республике Тыва (29,1 лет), Алтайском крае (33,2), Читинской области (34,5). Самый высокий показатель среднего возраста в Новосибирской области - 38,7 лет.
В Иркутской области, как и по России в целом, в динамике за ряд лет прослеживается устойчивая тенденция сокращения населения. При этом в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе до 2003 года динамика была положительной.
"Динамика численности населения"
По предварительной оценке, численность постоянного населения на 1 января 2008 года составила 2 507,6 тыс. человек и уменьшилась за год на 6,2 тыс. человек.
Индикаторами демографических процессов, постоянно влияющими на изменение численности населения, являются естественное движение и миграция населения.
До 1999 года уменьшение численности населения происходило в большей степени за счет отрицательного сальдо миграции. В последние годы основным фактором, влияющим на сокращение жителей Иркутской области, является естественная убыль.
В последний раз увеличение численности жителей Иркутской области было зафиксировано в 1990 году, В масштабах области рост численности тогда определялся естественным приростом - положительный итог естественного движения населения компенсировал отрицательное сальдо миграции. Это было характерно для большинства территорий Иркутской области.
В 1991 - 1992 годах число родившихся еще превышало число умерших, однако численность населения Иркутской области уменьшалась за счет отрицательного сальдо миграции. Начиная с 1993 года оба фактора изменения численности (сальдо миграции и естественного движения) имеют отрицательные значения.
На сальдо естественного движения населения влияют показатели рождаемости и смертности.
"Коэффициенты естественного движения"
Начиная с 1988 года в сложный период тотального дефицита, а затем либерализации цен и перехода на рыночные условия хозяйствования, появившейся безработицы и задержки заработной платы, в результате неуверенности в завтрашнем дне вследствие постперестроечного времени рождаемость населения снизилась.
Только с 2000 года наметилась тенденция роста коэффициента рождаемости в Иркутской области. В большей степени это обусловлено вступлением в детородный возраст девушек, родившихся в 80-е годы прошлого столетия - период, когда рождаемость была выше, чем в 70-е годы.
Средний возраст матери при рождении составляет 26 лет. В последние годы наблюдается сдвиг рождаемости в сторону более старших возрастов, что обусловлено повышением среднего возраста вступления в брак, и вместе с тем наблюдается некоторое увеличение рождаемости у девочек 15-17 лет.
Возрастной состав лиц, вступающих в брак (процентов)
|
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2006 |
|||||
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
Мужчин |
Женщин |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе в возрасте: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до 18 |
0,5 |
3,0 |
1,0 |
2,0 |
- |
2,0 |
1,0 |
2,0 |
0,2 |
1,5 |
18-24 |
50,0 |
60,0 |
45,0 |
54,0 |
43,0 |
54,0 |
41,0 |
54,0 |
39,1 |
52,7 |
25-34 |
32,0 |
23,0 |
34,0 |
28,0 |
37,0 |
29,0 |
37,0 |
29,0 |
40,2 |
31,3 |
35 и старше |
17,5 |
14,0 |
20,0 |
16,0 |
20,0 |
15,0 |
21,0 |
15,0 |
20,6 |
14,5 |
Все больше детей рождается вне официально зарегистрированного брака (в 1990 году - 13 %, 2006 году - 23 %). Растет удельный вес детей, родившихся у матерей-одиночек. В 1990 году по заявлению матери было зарегистрировано 11 % от общего числа родившихся детей, в 2006 году - 22 %. Такая ситуация во многом обусловлена снижавшимся количеством регистрируемых браков и их непрочностью, ростом числа разводов.
"Динамика брачности и разводимости"
Рождаемость в Иркутской области значительно ниже черты простого воспроизводства населения (это примерно 2,15 рождений в расчете на одну женщину в течение ее жизни), хотя и выше среднероссийского уровня и показателя Сибирского федерального округа.
Суммарный коэффициент рождаемости
|
Все население |
Городское население |
Сельское население |
|||
|
1989/1990 |
2006 |
1989/1990 |
2006 |
1989/1990 |
2006 |
Российская Федерация |
1,950 |
1,296 |
1,766 |
1,199 |
2,587 |
1,611 |
Сибирский федеральный округ |
_ |
1,348 |
_ |
1,230 |
_ |
1,722 |
Иркутская область |
2,243 |
1,431 |
2,051 |
1,324 |
3,237 |
1,928 |
Так, в 2007 году уровень рождаемости составил 13,8 на 1000 населения и вырос по сравнению с 2006 годом на 1,5 (число родившихся в 2007 году -34 660, в 2006 году - 31 039).
Непростая демографическая ситуация усугубляется тенденцией роста смертности населения. Основными причинами смерти по-прежнему являются болезни системы кровообращения, неестественные причины (несчастные случаи, травмы, отравления), новообразования. В последние годы возросла доля смертей от заболеваний органов пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней.
В структуре смертей от неестественных причин убийства и суициды составляют 18,5 и 18,3 % соответственно, транспортные травмы - 13,7 %, случайные отравления алкоголем - 10,5 %. По уровню смертности от первых трех причин Иркутская область лидирует.
"Сравнительная характеристика уровня смертности от внешних причин"
Наблюдается значительный рост смертности в трудоспособном возрасте как мужчин, так и женщин. Причем в структуре смертности трудоспособных мужчин первое место занимают несчастные случаи, травмы, отравления.
"Динамика смертности населения трудоспособного возраста от основных классов причин смерти (число умерших на 100 тыс. человек)"
Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 3 раза выше, чем женщин. Мужчины в 4 раза чаще умирают от внешних причин. При этом их гибель в дорожно-транспортных происшествиях и в результате отравления алкоголем случается чаще в 3 раза, убийства - в 4 раза. В 5 раз чаще, чем у женщин, регистрируются суициды.
Смертность населения (как мужчин, так и женщин) от новообразований и транспортных травм с начала 90-х годов несколько снизилась.
Уровень здоровья и смертности населения в конечном счете определяет продолжительность жизни. Так, например, ожидаемая продолжительность жизни для рожденных в 2006 году составит 63 года. При устранении основных причин смерти продолжительность жизни может увеличиться. Снижение числа преждевременных смертей от болезней системы кровообращения может продлить жизнь населения области примерно на 7 лет, сокращение гибели от "управляемых" (неестественных) причин - почти на 5 лет, ранняя диагностика и лечение рака и других опухолей - в среднем на 2 года.
Положительным моментом является снижение младенческой смертности.
"Младенческая смертность"
В 2007 году уровень младенческой смертности снизился на 7,3 и составил 110,3 чел., на 10,0 тыс. родившихся (в 2006 году - 117,6).
В 2006 году при некотором снижении смертности населения естественная убыль уменьшилась и составила 2,8 человек на 1000 населения (в Российской Федерации - 4,8, Сибирском федеральном округе -3,5). В 2007 году число умерших превысило число родившихся на 1,6 %
(в 2006 году - на 22,9 %), естественная убыль составила 0,2 человека на 1 000 населения.
Ежегодно около 30 тыс. человек совершают перемещения (переезд на постоянное место жительства) по территории Иркутской области. Последние 5 лет интенсивность внутриобластной миграции остается примерно на одном уровне.
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Внутриобластная миграция, человек |
27 798 |
26 022 |
27 726 |
26 379 |
25 747 |
Коэффициент интенсивности |
10,7 |
10,1 |
10,8 |
10,4 |
10,2 |
Данный вид миграции влияет на изменение числа жителей административно-территориальных единиц и не отражается на численности населения Иркутской области в целом.
Значительное влияние на демографическую ситуацию оказывает внешняя для региона миграция. В сравнении с 90-ми годами прошлого столетия интенсивность внешней миграции снизилась (с 52 человек на 1 000 населения до 24 в 2006 году). В последние годы за счет отрицательного сальдо миграции из Иркутской области выбывает 5-6 тыс. человек в год, в 2006 году - 6 049 человек, в 2007 году - 5 686.
Большая часть миграционных перемещений с пересечением границ региона совершается в пределах России. При межрегиональных передвижениях около половины мигрантов Иркутской области меняют место жительства в пределах Сибирского федерального округа. Наблюдается большой отток населения на другие территории Российской Федерации, выезжают жители области также в страны дальнего зарубежья.
|
2007 |
2006 |
||||
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение(-) |
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
|
Миграция |
37 457 |
43 143 |
-5 686 |
37 513 |
43 562 |
-6 049 |
из нее: в пределах России |
35 013 |
42 448 |
-7 435 |
36 590 |
42 895 |
-6 305 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
внутрирегиональная |
24 464 |
24 464 |
- |
25 747 |
25 747 |
- |
межрегиональная |
10 549 |
17 984 |
-7 435 |
10 843 |
17 148 |
-6 305 |
международная |
2 444 |
695 |
1749 |
923 |
667 |
256 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
со странами СНГ и Балтии |
2 323 |
497 |
1 826 |
863 |
492 |
371 |
с другими странами |
121 |
198 |
-77 |
60 |
175 |
-115 |
Наиболее подвижным является население в возрасте 20 - 39 лет. Доля трудоспособного населения из числа выбывших за пределы Иркутской области составила 84 %.
Трудоспособные мигранты, выезжающие за пределы Иркутской области, имеют более высокий уровень образования по сравнению с меняющими место жительства в пределах региона. Из них большая часть приходится на граждан с высшим образованием. При межрегиональном обмене прибывшие из других регионов России имеют немного более высокий уровень образования, чем выбывшие. В международной миграции наиболее заметна разница в уровне образования выбывших (26,9 % - с высшим образованием) и прибывших (15,8 %). Мигранты из СНГ чаще имеют среднее или среднее специальное образование.
|
Доля мигрантов в трудоспособном возрасте с уровнем образования, % |
|||||
высшее |
неоконченное высшее |
среднее специальное |
среднее (полное и неполное) |
начальное и не имеющие образования |
уровень образования не указан |
|
Прибывшие по видам миграции |
|
|
|
|
|
|
внутриобластная |
20,7 |
6,8 |
32,4 |
36,7 |
1,1 |
22 |
межрегиональная |
26,2 |
7,6 |
31,5 |
32,2 |
0,3 |
2,1 |
международная |
15,8 |
3,1 |
36,2 |
41,8 |
0,5 |
2,6 |
Выбывшие по видам миграции: |
|
|
|
|
|
|
внутриобластная |
20,7 |
6,8 |
32,4 |
36,7 |
1,0 |
2,2 |
межрегиональная |
25,2 |
6,0 |
29,4 |
38,3 |
0,4 |
0,8 |
международная |
26,9 |
7,0 |
30,2 |
34,3 |
- |
1,6 |
Поскольку миграция населения имеет отрицательное сальдо, регион до сих пор несет интеллектуальные потери.
Отмеченные в 2006 - 2007 годах некоторые положительные моменты в процессе воспроизводства населения еще не говорят о коренном изменении ситуации.
Сокращение численности детей и подростков ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов Иркутской области, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, ослаблению системы подготовки кадров, наносит урон функционированию рынка труда.
Старение населения приводит к возникновению дефицита рабочей силы, росту нагрузки на трудоспособное население и систему здравоохранения, обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.
Отток из Иркутской области квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов Иркутской области, к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов и соответственно к усилению проблем в экономической и социальной сферах Иркутской области.
В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения вызовет острый дефицит рабочей силы.
Проблему депопуляции населения необходимо решать, в том числе и проведением гибкой миграционной политики. Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в Иркутскую область квалифицированных специалистов и инвесторов. В Программе предусматривается разработка и принятие Концепции миграционной политики в Иркутской области.
Сложившаяся в Иркутской области система образования не в полной мере соответствует потребностям существующего рынка труда. В связи с этим необходимо приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.
Особенно остро сегодня сказывается недостаточное количество детских дошкольных образовательных учреждений. В Иркутской области действуют 867 дошкольных образовательных учреждений разных видов, их посещают 92 тысячи детей, в том числе 47 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в результате ими охвачено 58% детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В последние годы отмечен значительный рост очереди на устройство детей в детские сады (количество детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, превышает 20 тыс.).
В 115 населенных пунктах Иркутской области, где проживает более трех тысяч детей дошкольного возраста, учреждения дошкольного образования отсутствуют.
Важнейшую роль в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения Иркутской области играет художественное образование. На сегодняшний день система художественного образования Иркутской области представляет собой сложившуюся десятилетиями систему, включающую в себя 116 школ, в том числе: 40 детских музыкальных школ, 53 детских школы искусств, 23 детских художественных школы. Количество учащихся в школах - 22 347 человек, что составляет 8,0% от численности детского населения Иркутской области (по России этот показатель в среднем составляет 8,7%, по Сибирскому федеральному округу- 8,3%). Во многих городах области детские школы искусств являются настоящими центрами культуры, хранителями художественных ценностей, определяя культурную жизнь городов и районов. Именно школы искусств закладывают базовые основы художественной культуры личности, оказывают влияние на воспитание и повышение культуры населения, ведут поиск детских творческих дарований и, самое главное - сохраняют уникальный вид образования, важный для развития культуры всей России. Сохранение сети учреждений художественного образования детей является важным приоритетом при выполнении задачи по увеличению охвата детского населения Иркутской области системой дополнительного образования.
Наиболее уязвимой частью детского населения являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Численность детей этой категории на 1 января 2008 года составила 23 023 человека, из них большая часть - социальные сироты.
На демографической ситуации сказывается и значительная дифференциация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни значительной части населения. Заработная плата, являющаяся основным источником доходов населения в репродуктивном возрасте, обеспечивает 3,26 прожиточных минимума. На начало 2008 года численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила 392,7 тыс. чел., или 15,6%.
Немаловажную роль в формировании демографической ситуации в регионе играет уровень занятости населения, наличие рабочих мест на рынке труда. На начало 2008 года численность экономически активного населения в Иркутской области составила 1 255,6 тыс. человек, на учете в органах государственной службы занятости состояло 39,3 тыс. жителей области, не занятых трудовой деятельностью, из них 27,8 тыс. человек имели статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,2% экономически активного населения. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете, составила 1,3 человека на одну заявленную вакансию.
Сегодня в Иркутской области активно развивается система мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, увеличены ежемесячные пособия на детей, стимулируется устройство на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличены выплаты денежного содержания на детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, увеличено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, введено единовременное пособие при усыновлении ребенка и др.
Однако полноценное решение проблем, связанных со снижением демографического развития, невозможно только за счет развития социальной сферы. Улучшение демографической ситуации может быть достигнуто лишь в полном единстве политических, экономических и социальных подходов к реализации как настоящей Программы, так и программ демографического развития муниципальных образований области.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, стимулирующим фактором в демографическом развитии должно стать формирование агломерации на базе городов Иркутск, Ангарск, Шелехов - Большого Иркутска. Осуществление этого проекта позволит повысить качество городской системы управления, создать транспортную и социальную инфраструктуры, отвечающие требованиям современного мегаполиса, будет способствовать интенсификации реализации крупных инвестиционных проектов.
Таким образом, неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в сохраняющейся естественной убыли и миграционном оттоке населения, является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие Иркутской области в средней и долгосрочной перспективе.
В целях решения сложившейся демографической ситуации в Иркутской области разработана Концепция демографического развития Иркутской области до 2015 года, которая определяет основные приоритеты и направления реализации региональной демографической политики. Реализация данной Концепции также требует программно-целевого подхода.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы:
Основной целью Программы является:
- создание условий для смягчения негативных последствий современной демографической ситуации и ее улучшения: стабилизация численности населения, достижение оптимальной структуры народонаселения, повышение качества человеческого потенциала, создание предпосылок для устойчивого демографического развития Иркутской области (воспроизводство населения, повышение продолжительности жизни, сокращение смертности, сохранение и укрепление здоровья населения).
Основными задачами Программы являются:
1) разработка на основе современных информационных технологий региональной системы мониторинга демографических процессов, осуществление информационно-аналитического обеспечения проведения демографической политики в Иркутской области;
2) обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее репродуктивной, экономической, социально-культурной, духовно-нравственной функций с учетом современных проблем института семьи, кризисных явлений в семейно-брачных отношениях, изменений семейно-брачной ситуации и естественного воспроизводства населения;
3) проведение активной семейной, демографической политики стимулирования рождаемости, профилактики социального сиротства;
4) разработка и внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения;
5) сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
6) совершенствование регулирования миграционных процессов, в том числе внутриобластной миграции, в целях оптимизации половозрастной структуры населения городских и сельских поселений и сбалансированного демографического развития территорий;
7) повышение качества жизни населения путем разработки и внедрения комплекса мероприятий по обеспечению занятости трудоспособных граждан, росту доходов, внедрению мер социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
8) обеспечение правовой, общественной и финансовой поддержки оздоровления демографических процессов.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа рассчитана на период реализации с 2009 по 2015 год. Реализация Программы будет осуществляться в один этап.
III. Перечень основных мероприятий Программы, включая механизм их реализации:
Основными мероприятиями Программы являются:
1) разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения, мониторинга демографической ситуации в Иркутской области, обеспечению информационно-аналитического сопровождения демографической политики в Иркутской области;
2) охрана репродуктивного здоровья населения, улучшение здоровья населения, снижение материнской и младенческой смертности, смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;
3) содействие снижению уровня безработицы, обеспечению трудовой занятости граждан, имеющих детей в возрасте до 3 лет, молодежи;
4) создание позитивного образа семьи, популяризация семейных ценностей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивация населения к ведению здорового образа жизни;
5) снижение уровня смертности населения в результате напряженности криминогенной обстановки;
6) мероприятия, направленные на осуществление анализа миграционных процессов, их регулирования, сбалансированного демографического развития территорий Иркутской области, повышения миграционной привлекательности Иркутской области.
Механизм реализации и система организации контроля за исполнением Программы:
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Мероприятия Программы реализуются путем приобретения оборудования или иного имущества в областную государственную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в установленном порядке.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции и в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/36-ЗС раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Финансовое обеспечение Программы:
Объемы и источники финансирования Программы:
N п/п |
Наименование мероприятий, объекта проекта |
Сроки выполнения |
Планируемый объем финансирования из областного бюджета, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения, мониторинга демографической ситуации в Иркутской области, обеспечению информационно-аналитического сопровождения демографической политики в Иркутской области |
2009 - 2015 гг. |
0,0 |
2009 год |
0,0 |
||
2010 год |
0,0 |
||
2011 год |
0,0 |
||
2012 год |
0,0 |
||
2013 год |
0,0 |
||
2014 год |
0,0 |
||
2015 год |
0,0 |
||
2. |
Охрана репродуктивного здоровья населения, улучшение здоровья населения, снижение материнской и младенческой смертности, смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы |
2009 - 2015 гг. |
24 585,0 |
2009 год |
3 400,0 |
||
2010 год |
3 400,0 |
||
2011 год |
3 557,0 |
||
2012 год |
3 557,0 |
||
2013 год |
3 557,0 |
||
2014 год |
3 557,0 |
||
2015 год |
3 557,0 |
||
3. |
Содействие снижению уровня безработицы, обеспечению трудовой занятости граждан, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, молодежи |
2009 - 2015 гг. |
0,0 |
2009 год |
|
0,0 |
|
2010 год |
|
0,0 |
|
2011 год |
|
0,0 |
|
2012 год |
|
0,0 |
|
2013 год |
|
0,0 |
|
2014 год |
|
0,0 |
|
2015 год |
|
0,0 |
|
4. |
Создание позитивного образа семьи, популяризация семейных ценностей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивация населения к ведению здорового образа жизни |
2009 - 2015 гг. |
314,0 |
2009 год |
157,0 |
||
2010 год |
157,0 |
||
2011 год |
0,0 |
||
2012 год |
0,0 |
||
2913 год |
0,0 |
||
2014 год |
0,0 |
||
2015 год |
0,0 |
||
5. |
Снижение уровня смертности в результате снижения напряженности криминогенной обстановки |
2009 - 2015 гг. |
0,0 |
2009 год |
0,0 |
||
2010 год |
0,0 |
||
2011 год |
0,0 |
||
2012 год |
0,0 |
||
2013 год |
0,0 |
||
2014 год |
0,0 |
||
2015 год |
0,0 |
||
6. |
Мероприятия, направленные на осуществление анализа миграционных процессов, их регулирование, сбалансированное демографическое развитие территорий Иркутской области, повышение миграционной привлекательности Иркутской области |
2009 - 2015 гг |
0,0 |
2009 год |
0,0 |
||
2010 год |
0,0 |
||
2011 год |
0,0 |
||
2012 год |
0,0 |
||
2013 год |
0,0 |
||
2014 год |
0,0 |
||
2015 год |
0,0 |
||
Итого по Программе: |
24 899,0 |
||
2009 год |
3 557,0 |
||
2010 год |
3 557,0 |
||
2011 год |
3 557,0 |
||
2012 год |
3 557,0 |
||
2013 год |
3 557,0 |
||
2014 год |
3 557,0 |
||
2015 год |
3 557,0 |
Распределение средств в тыс. рублей:
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Министерство здравоохранения Иркутской области |
3 400,0 |
3 400,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
24 585,0 |
Служба занятости населения Иркутской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Служба записи актов гражданского состояния Иркутской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области |
157,0 |
157,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего: |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
3 557,0 |
24 899,0 |
V. Сведения о государственном заказчике и разработчиках:
Государственным заказчиком Программы является Правительство Иркутской области.
Ответственным исполнителем Программы является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Основными разработчиками Программы являются:
- министерство социального развития, опеки и попечительств; Иркутской области;
- министерство здравоохранения Иркутской области;
- министерство образования Иркутской области;
- министерство культуры и архивов Иркутской области;
- служба занятости населения Иркутской области;
- служба записи актов гражданского состояния Иркутской области;
- министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области;
- управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе;
- управление пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области;
- управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области, главное управление внутренних дел по Иркутской области;
- главное управление внутренних дел по Иркутской области.
К реализации настоящей Программы в установленном порядке привлекаются научные организации, общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации и иные организации.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/36-ЗС раздел VI настоящей Программы изложен в новой редакции
VI. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы:
С учетом текущей демографической ситуации в Иркутской области одним из приоритетных направлений демографической политики Иркутской области в 2011 - 2015 годах в соответствии с основными задачами, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, является сокращение уровня смертности населения, в том числе младенческой.
Показателем оценки эффективности реализации Программы в Иркутской области будет являться снижение младенческой смертности.
Индикативные показатели оценки эффективности реализации Программы по годам реализации:
Показатель |
Значение показателя (прогноз) |
|||||
2009 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Младенческая смертность, число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся |
10,3 |
9,7 |
9,5 |
9,2 |
9,0 |
8,8 |
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/36-ЗС настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Перечень
мероприятий областной государственной социальной программы
"Демографическое развитие Иркутской области"
на 2009 - 2015 годы
17 июня, 18 ноября 2009 г., 20 октября 2010 г.
N п/п |
Мероприятие |
Исполнители |
Источники финансирования |
Сумма финансирования (в тыс. рублей) |
|||||||
Всего |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения, мониторинга демографической ситуации в Иркутской области, обеспечению информационно-аналитического сопровождения демографической политики в Иркутской области | |||||||||||
1.1. |
Разработка и внедрение системы мониторинга демографической ситуации в Иркутской области на основе современных информационных технологий, разработка демографического паспорта Иркутской области |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.2. |
Проведение анализа и выявление преждевременной смертности, ее причин и факторов, на нее влияющих, с выделением случаев, предотвратимых усилиями государства, здравоохранения (на региональном уровне) и определение приоритетов деятельности |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.3. |
Проведение анализа семейно-демографической ситуации в Иркутской области (оценка уровня здоровья, качества жизни, репродуктивного потенциала семей и факторов, его определяющих, исследование особенностей формирования образа жизни, здоровья жизненных, семейно-брачных и репродуктивных установок подростков как потенциальных субъектов будущих семейных групп) |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.4. |
Организация и размещение в средствах массовой информации на территории Иркутской области тематических сюжетов и рекламно-информационных роликов, посвященных различным аспектам демографического развития Иркутской области |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.5. |
Организация и размещение в печатных средствах массовой информации на территории Иркутской области материалов, посвященных проблемам демографического развития |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.6. |
Организация изготовления и размещения наружной социальной рекламы, охватывающей различные направления демографического |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
1.7. |
Проведение конференций, круглых столов по проблемам демографического развития Иркутской области с приглашенными депутатами Законодательного Собрания Иркутской области и представительных органов муниципальных образований Иркутской области. Организация публикации сборников материалов конференций по проблемам демографического развития Иркутской области |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Охрана репродуктивного здоровья населения, улучшение здоровья населения, снижение материнской и младенческой смертности, смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы | |||||||||||
2.1. |
Приобретение медикаментов, сред, расходных материалов для лечения бесплодия семейных пар в отделениях вспомогательных репродуктивных технологий государственных учреждений здравоохранения Иркутской области |
Областной бюджет |
3800,0 |
1900,0 |
1900,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.2. |
Проведение анализа репродуктивного здоровья детей и подростков с разработкой и реализацией системы мер по профилактике патологии |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.3. |
Внедрение современных технологий лечения респираторных нарушений у новорожденных с критически низкой массой тела (менее 1500 грамм) |
Областной бюджет |
7785,0 |
1500,0 |
1500,0 |
957,0 |
957,0 |
957,0 |
957,0 |
957,0 |
|
2.4. |
Внедрение фетальной хирургии (коррекция врожденной патологии в антенатальном периоде), в том числе подготовка специалистов |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.5. |
Тест-наборы для прогнозирования врожденной и хромосомной патологии, преждевременных родов (бета-ХГЧ, Pqpp, альфа-ФП, ХГЧ) |
Областной бюджет |
13000,0 |
0,0 |
0,0 |
2600,0 |
2600,0 |
2600,0 |
2600,0 |
2600,0 |
|
2.6. |
Разработка и внедрение стандартов практической деятельности акушерок |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.7. |
Совершенствование деятельности перинатальных центров, оснащение современным медоборудованием: мониторы слежения, наркозно-дыхательные аппараты, инфузоматы |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.8. |
Модернизация оборудования для отделения вспомогательных репродуктивных технологий |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
0,0 |
0.0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.9. |
Внедрение новых технологий выхаживания недоношенных новорожденных |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
|
2.10. |
Оснащение отделений реанимации новорожденных и отделений новорожденных муниципальных учреждений здравоохранения устройствами для обогрева растворов, инкубаторами, мониторами, аппаратами ИВЛ |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.11. |
Оснащение женских консультаций, акушерских отделений медицинским оборудованием для оценки состояния плода и палат интенсивной терапии для беременных |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.12. |
Разработка и тиражирование целевых дифференцированных информационных и пропагандистских материалов для населения всех возрастных групп, направленных на стимулирование рождаемости, ведение здорового образа жизни, снижение смертности населения |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
2.13. |
Внедрение современных технологий хирургического лечения острого инфаркта миокарда приобретение оборудования, расходных материалов, медикаментов для тромболизиса |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
24585,0 |
3400,0 |
3400,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3. Содействие снижению уровня безработицы, обеспечению трудовой занятости граждан, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, и молодежи | |||||||||||
3.1. |
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, не имеющих статуса безработных |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
3.2. |
Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 20 до 24 лет |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. Создание позитивного образа семьи, популяризация семейных ценностей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивация населения к ведению здорового образа жизни | |||||||||||
4.1. |
Содействие в установленном законодательством порядке созданию и поддержке клубов молодых |
АФКС и МП, ЗАГС |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4.2. |
Реализация проекта "Ответственное отцовство" |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.3. |
Содействие в установленном законодательством порядке реализации акций "Дети глубинки", "Школьный портфель" и др. |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.4. |
Содействие в установленном законодательством порядке в вы пуске книги "Почетная семья Иркутской области" на основе материалов конкурса "Почетная семья Иркутской области" |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.5. |
Организация изготовления, размещения медийной и печатной продукции по работе с молодой семьей, по пропаганде семейных ценностей |
АФКС и МП |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4.6. |
Поддержка программ общественных объединений по работе с молодой семьей |
АФКС и МП |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4.7. |
Проведение фестиваля клубов молодых семей |
АФКС и МП |
Областной бюджет |
314,0 |
157,0 |
157,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4.8. |
Организация вручения книги А. Алексеева "Ключи к семейному счастью" лицам, вступающим в брак |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.9. |
Содействие в организации выпуска специализированного журнала "Дети Приангарья" |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0;0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.10. |
Содействие в организации выпуска специализированного журнала "Свадебный |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
4.11. |
Создание единой региональной системы информационно-образовательного обеспечения в области физической культуры и спорта путем выпуска еженедельной телепрограммы |
АФКС и МП |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
314,0 |
157.0 |
157,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. Снижение уровня смертности населения в результате снижения напряженности криминогенной обстановки | |||||||||||
5.1. |
Содействие в осуществлении оперативных мероприятий по учету преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
5.2. |
Приобретение оборудования для проведения оперативных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6. Мероприятия, направленные на осуществление анализа миграционных процессов, их регулирование, сбалансированное демографическое развитие территории Иркутской области, повышение миграционной привлекательности Иркутской области | |||||||||||
6.1. |
Подготовка миграционного паспорта Иркутской области (анализ ситуации и эффективности областной миграционной политики) |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
6.2. |
Проведение научно-практических конференций, круглых столов по проблемам миграционных процессов Иркутской области. Организация и публикация сборников материалов конференций по проблемам миграционных процессов Иркутской области |
МСРОиП, МО, МЗ, МКиА, АФКС и МП, ЗАГС во взаимодействии с УФМС |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого по разделу: |
|
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего по Программе |
|
Областной бюджет |
24899,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
3557,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/44-ЗС "Об областной государственной социальной программе "Демографическое развитие Иркутской области" на 2009 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2008 г. N 3 (том 3)
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 4 декабря 2013 г. N 5/26-ЗС настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 21 марта 2012 г. N 42/16-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 20 октября 2010 г. N 25/36-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 16/26-ЗС
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/11-ЗС