Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 января 2001 г. N А78-2715/00-С2-962у-Ф02-2914/00-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" обратилось к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогом и сборам по Центральному административному округу города Читы (ИМНС РФ по Центральному АО) с иском о признании недействительным решения от 15 июня 2000 г. о взыскании налоговых санкций.
ИМНС РФ по Центральному АО обратилась к ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" со встречным исковым заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 96 704 рубля.
Решением арбитражного суда от 3 августа 2000 г. исковые требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным в отношении пункта 1.3 в части штрафа в сумме 58 550 рублей и пункта 1.2 в части штрафа в сумме 14 000 рублей.
В остальной части иска отказано.
Встречный иск ИМНС РФ по Центральному АО удовлетворен в части взыскания налоговой санкции в сумме 24 154 рубля.
В остальной части встречного иска - отказано.
С ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" взыскана в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1709 рублей 04 копейки.
Постановлением апелляционной инстанции от 31 октября 2000 г. решение суда первой инстанции изменено и изложено в следующей редакции:
"В иске ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" к ИМНС РФ по Центральному административному округу г. Читы о признании недействительным решения N02-26-69 от 15.06.00 отказать.
Встречное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" в пользу ИМНС РФ по Центральному административному округу г. Читы штрафные санкции в сумме 96 704 рублей, в том числе: за неполную уплату налога на добавленную стоимость -23 154 рубля; за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение нескольких налоговых периодов - 15 000 рублей; за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов - 58 550 рублей, с зачислением в соответствующие бюджеты.
Взыскать с ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и апелляционной жалобе в сумме 5 286 рублей".
Рассматривая спор в первой инстанции, суд исходил из того, что факт налогового правонарушения в части занижения налога на добавленную стоимость в сумме 115 768 рублей подтвержден материалами дела, следовательно, налогоплательщик обоснованно привлечен к ответственности согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и штраф в сумме 23 154 рубля подлежит взысканию.
В части взыскания штрафа в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что взыскиваемый штраф в сумме 15 000 рублей не соразмерен с совершенным правонарушением, в связи с чем сумма штрафа подлежит снижению до 1000 рублей.
По мнению суда первой инстанции, взыскание штрафа в сумме 58 550 рублей за непредоставление налоговому органу документов, необходимых для осуществления налогового контроля, не обосновано, так как расчет суммы штрафа составлен теоретическим путем без учета фактических обстоятельств дела.
Апелляционной инстанцией решение суда изменено, так как суд пришел к выводу, что в действиях налогоплательщика имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, и основания к снижению штрафа отсутствуют.
В части штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, апелляционная инстанция пришла к выводу об обоснованности привлечения налогоплательщика к названной ответственности, так как документы для осуществления проверки ОАО "Ассоциация Забайкалстройкоплекс" налоговой инспекции в полном объеме не представила.
Обжалуя судебные акты по настоящему делу, заявитель ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, так как считает, что при принятии решения и постановления апелляционной инстанции арбитражным судом были допущены нарушения норм материального права.
Так, акционерное общество полагает, что требование о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворено судом без учета норм статьи 106 и пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации. В непредоставлении документов для проведения налоговой проверки отсутствовала вина налогоплательщика, бухгалтерские документы были изъяты у ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" налоговой полицией.
Привлечение к ответственности согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса, по мнению налогоплательщика, также не обосновано. Налоговые правонарушения, описанные в акте проверки, не являются грубыми, так как не носят систематического характера и возникли по разным причинам.
Факт недоимки по налогу на добавленную стоимость, по мнению заявителя, также не доказан налоговой инспекцией. Материалами дела не подтверждено, что налог на добавленную стоимость в сумме 115 768 рублей возмещен налогоплательщиком из бюджета.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией суду не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомление N408-409 от 15.12.00), но ИМНС РФ по Центральному АО своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Из материалов дела усматривается, что в ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" с 24 февраля по 18 апреля 2000 г. проводилась выездная налоговая проверка по вопросу соблюдения законодательства о налоге на добавленную стоимость: правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на добавленную стоимость за период 1997, 1999 годов.
Из акта проверки от 21.04.2000 N02-04.2000 усматривается занижение обществом за проверяемый период облагаемого оборота на сумму 675 638 рублей, вследствие чего налог на добавленную стоимость был занижен на 115 768 рублей.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя ИМНС РФ по Центральному АО г. Читы принял решение N02-26-69 от 15.06.2000 о привлечении ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 23 154 рублей; по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации - 15 000 рублей; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации - 58 550 рублей.
Названным решением предложено ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" перечислить не полностью уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 115 768 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 94 405 рублей.
По данным налоговой проверки занижение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость произошло в связи с тем, что общество не включило в налогооблагаемый оборот в сентябре 1997 г. выручку от реализации партии шампанских вин в размере 1 055 790 рублей, вследствие чего налог на добавленную стоимость был занижен на 175 965 рублей.
Получение ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" выручки от реализации шампанских вин подтверждаются следующими материалами дела.
ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" на торгах приобрело партию шампанских вин на сумму 1 567 415 рублей. Для покупки вина, по условию торгов, акционерный коммерческий банк (АКБ) "Забайкальский" предоставил обществу кредит на сумму 1 567 415 рублей по кредитному договору от 27.03.97 N04/279, который направлен на расчеты с АКБ "Забайкальский" за вино "Шампанское".
Приобретенное вино ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" согласно бухгалтерским документам было оприходовано.
Согласно Соглашению (договору) об отступном от 15.09.97 ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" в связи с невозможностью исполнить свои обязательства по кредитному договору перед АКБ "Забайкальский" приняло на себя обязательство передать принадлежащую ему на праве собственности партию шампанских вин в количестве 46 124 бутылок по цене 22 500 рублей за одну бутылку, а всего на сумму 1 037 790 000 рублей, а банк обязался погасить задолженность ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" по кредитному договору в размере 1 055 790 000 (разницу в сумме 18 000 000 рублей составляют транспортные расходы), вследствие чего отступное покрывает требование банка в отношении общества (цифры в соглашении приведены в старом масштабе цен).
В дополнение к договору об отступном председатель Правления банка ОАО банка "Забайкальский" в письме от 16.09.97 просит ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" оставить на хранение партию шампанских вин в количестве 46 124 бутылок на сумму 1 037 790 рублей и продолжить их реализацию.
Акт сверки расчетов между ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" и ОАО банк "Забайкальский" по состоянию на 19 сентября 1997 подтверждает реализацию обществом вина.
Из карточки движения вина шампанского в 1997 году усматривается, что ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" полностью его реализовало в 1997 году.
Актом встречной выездной налоговой проверки ОАО АКБ "Забайкальский" от 26.05.2000 N02-39-29 также подтверждаются вышеприведенные операции с упомянутой партией шампанских вин.
При этом в ходе проверки не было установлено задолженности ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" перед банком, что в свою очередь свидетельствует о фактическом исполнении сторонами соглашения об отступном, реализации обществом банку партии шампанских вин, о которой идет речь.
В материалах дела имеются также договоры купли-продажи шампанских вин различным предприятиям, согласно этим договорам шампанские вина были реализованы третьим лицам и денежные средства перечислены покупателями непосредственно на счета открытого акционерного общества банк "Забайкальсткий". Денежные средства перечислялись покупателями банку в счет погашения задолженности общества по кредитному договору согласно соглашению об отступном от 15 сентября 1997 г.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов и принятии нового решения по рассматриваемому делу.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 названного Закона, а также подпунктом "а" пункта 4 раздела III Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предусмотрено, что объектами налогообложения являются и обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
В нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", пункта 9 раздела IV названной Инструкции общество не включило в налогооблагаемый оборот выручку от реализации предмета залога (партии шампанских вин), вследствие чего был занижен налог на добавленную стоимость на сумму 175 965 рублей.
Следовательно, судами сделан обоснованный вывод о занижении налогоплательщиком в 1997 году налога на добавленную стоимость. При таких условиях налоговые санкции в сумме 23 154 рубля взысканы с ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" обоснованно.
Вместе с тем, судом ошибочно сделаны выводы о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Привлекая ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" к ответственности за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, налоговая инспекция ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к налоговой ответственности ни квалифицировала, какие правонарушения, установленные при проверке, являются грубыми.
Также необоснованно привлечено общество к ответственности за непредставление в установленный срок бухгалтерских документов за 1998 год.
Из материалов дела усматривается, что бухгалтерские документы за 1997-1999 годы были изъяты у налогоплательщика налоговой полицией без составления подробной описи (листы дела 19-31), в полном объеме документы ОАО "Ассоциация Забайкалспройкомплекс" возвращены не были. При таких условиях в действиях налогоплательщика отсутствует вина. Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Учитывая требования пункта 2 статьи 109 Кодекса, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания к удовлетворению в этой части требований встречного иска.
Исходя из изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области по делу N А78-2715/00-С2-962у.
Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Учитывая, что исковые требования ОАО "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" удовлетворены частично, государственную пошлину, взысканную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, подлежит возвратить истцу в сумме 5 797 рублей 24 копейки.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 3 августа 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 31 октября 2000 г. по делу N А78-2715/00-С2-962у Арбитражного суда Читинской области отменить, принять новое решение.
Иск открытого акционерного общества "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" удовлетворить частично, признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы от 15 июня 2000 г. N02-26-09 в части пункта 1.3 - штраф в сумме 58 550 рублей, за не предоставление в установленный срок в налоговые органы документов, и пункта 1.2 - штраф в сумме 15 000 рублей, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в течение нескольких налоговых периодов. В остальной части иска отказать.
Встречный иск Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы удовлетворить частично - взыскать с открытого акционерного общества "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" налоговые санкции в сумме 23 154 рубля - за неполную уплату налога на добавленную стоимость. В остальной части иска отказать.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Ассоциация Забайкалстройкомплекс" государственную пошлину в сумме 5 797 рублей 24 копейки.
Арбитражному суду Читинской области выдать справку на возврат госпошлины.
Определение от 15 декабря 2000 г. о приостановлении исполнения решения и постановления по делу N А78-2715/00-С2-962у отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2001 г. N А78-2715/00-С2-962у-Ф02-2914/00-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании