Постановление коллегии Федерального агентства геодезии и картографии от 17 марта 2005 г. N 2
Пункт 2. Состояние работ по обновлению государственных топографических карт, рассмотрение проекта Концепции обновления топографических карт
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления топографо-геодезических и картографических работ Роскартографии В.И. Забнева, коллегия отмечает, что за последние годы наблюдается тенденция падения объемов обновления топографических карт. Карты стареют быстрее, чем обновляются. Одной из основных причин такого положения, наряду с недостатком бюджетных средств, является традиционное стремление поддерживать в актуальном состоянии топографические карты на всю территорию страны, не взирая на физико-географические условия и хозяйственную активность в конкретном регионе и зависящую от них востребованность топографических карт.
Перед отраслью встала необходимость пересмотра концептуальных подходов к обновлению государственных топографических карт. Предлагаемые варианты решения проблемы обновления не являются бесспорными и по этому требуют дополнительной проработки с учетом мнений предприятий отрасли.
Учитывая изложенное, коллегия Федерального агентства геодезии и картографии постановляет:
1. Согласиться с подходами, изложенными в представленном проекте Концепции обновления топографических карт.
УТГКР, НТУиФ, ЦНИИГАиК доработать проект Концепции с учетом высказанных замечаний и предложений и представить на утверждение до 1 мая 2005 года.
2. Аэрогеодезическим и топографо-маркшейдерским предприятиям разработать и представить до 1 мая 2005 года предложения (в текстовом и графическом виде) по обеспечению закрепленной территории топографическими картами в соответствии с "Нормами периодичности обновления..." утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года N 608 и с учетом обжитости территории, интенсивности хозяйственной деятельности и востребованности топографических карт.
3. УТГКР, НТУиФ, УЭФ провести анализ потребности в топографических картах и планах субъектов Федерации, Министерств и ведомств и с учетом предложений предприятий отрасли (см.п.2 настоящего Постановления) разработать Программу работ по созданию и обновлению топографических карт и планов.
4. НТУиФ, УТГКР, ЦНИИГАиК разработать и представить до 1 июля 2005 года руководство по оперативному обновлению цифровых топографических карт и планов с использованием мобильных спутниковых приемников.
5. НТУиФ, УТГКР, ЦНИИГАиК до 1 июля 2005 года доработать проект Положения по обновлению топографических карт и планов и представить на согласование в Роскартографию.
Пункт 3. Концепция развития кадрового потенциала картографо-геодезической отрасли
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления делами Роскартографии С.Н. Шестакова, коллегия отмечает, что, начиная с 2000 года численный состав работников отрасли стабилизировался и составляет в среднем по годам 11 - 12 тысяч человек.
По состоянию на 01.03.2005 среднесписочная численность составляет 10400 человек, из них:
специалистов с профессиональным высшим образованием - 38%;
со средним профессиональным образованием - 35%;
со средним образованием - 27%;
докторов наук - 10;
кандидатов наук - 69.
По возрасту:
до 30 лет - 18,2%;
от 31 до 40 лет - 17,4%;
от 41 до 50 лет - 30,2%;
от 51 и старше - 34,2 % (16,8% - пенсионеры).
Анализ динамики численности предприятий и организаций Роскартографии и кадрового состава отрасли показывает, что за последние 5 лет численность специалистов самого трудоспособного и творческого возраста снижается. В тоже время увеличивается доля возрастной группы старше 50 лет, пенсионеров. Увеличивается доля молодых специалистов.
Удельный вес специалистов с высшим образованием в течение многих лет остается на одном уровне, не смотря на возрастающий научно-технический уровень производства (технологии, оборудование и др.).
Главной задачей кадровой политики в картографо-геодезической отрасли является формирование кадрового потенциала, способного обеспечить решение задач стратегического развития отрасли.
Приказом руководителя Федерального агентства геодезии и картографии от 24 января 2005 г. N 9-пр утверждена Концепция развития кадрового потенциала картографо-геодезической отрасли (далее Концепция).
Разработка и реализация Концепции развития кадрового потенциала картографо-геодезической отрасли непосредственно вытекает из реализуемой в настоящее время государственной кадровой политики, понимаемой как стратегия государства по формированию и рациональному использованию кадрового потенциала общества.
Целью Концепции является содействие позитивному развитию отрасли в соответствии с приоритетами основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и на перспективу до 2008 года путем разработки и реализации системы мер и мероприятий, обеспечивающих оптимальные подбор, обучение, расстановку и переподготовку кадров.
Коллегия Федерального агентства геодезии и картографии постановляет:
1. Центральному аппарату, предприятиям и организация Роскартографии считать одной из главных задач - реализацию Концепции развития кадрового потенциала картографо-геодезической отрасли, утвержденную приказом руководителя Роскартографии от 24.01.2005 N 9-пр.
2. Заместителю руководителя Роскартографии Бородину А.В., Управлению делами (Шестаков С.Н.), руководителям предприятий, организаций и учреждений Роскартографии приступить к выполнению утвержденного плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений Роскартографии при реализации мероприятий Концепции уделить особое внимание:
работе с образовательными учреждениями по вопросам повышения квалификации работников, целевой контрактной подготовке специалистов;
созданию в предприятиях условий для обучения и переподготовке специалистов с использованием дистанционных образовательных технологий.
4. Для реализации Концепции Управлению делами (Шестаков С.Н.), Управлению научно-технической деятельности и картографо-геодезических фондов (Прусаков А.Н.) совместно с ЦНИИГАиК (Макаренко Н.Л.) подготовить предложения по включению в план НИОКР Роскартографии на 2006 год тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой методических рекомендаций по комплексной оценке кадрового потенциала отрасли, прогнозированию потребности в кадрах, оценке индивидуального и коллективного труда в отрасли, разработке единой информационной системы рынка труда картографо-геодезической отрасли.
5. Ход выполнения программных мероприятий, предусмотренных Концепцией, ежегодно рассматривать на заседаниях коллегии Роскартографии.
Пункт 4. Состояние работ по созданию тематических томов Национального атласа России
Заслушав и обсудив доклад генерального директора ПКО "Картография" А.Н. Краюхина коллегия отмечает, что составительские работы по созданию 2-го тома Национального атласа России ведутся с июня 2004 г. на основании государственного контракта ПКО "Картография". До развертывания составительских работ в 2003 - 2004 гг. были разработаны и утверждены концепции и программы всех тематических томов НАР.
Объем 2-го тома НАР составляет 496 страниц, из них 343 страницы содержат карты, текст и таблицы размещены на 74 страницах, слайды и снимки составляют 6 страниц, справочный раздел состоит из 54 страниц, другая информация размещена на 19 страницах. Срок завершения работ по редактированию, составлению и оформлению установлен государственным контрактом - декабрь 2005 г.
За период с июня 2004 г. по 10 февраля 2005 г. были проведены организационно-технические и научно-методические работы позволившие, определить подрядные организации способные выполнить работы по составлению тематического содержания карт 2-го тома НАР.
В производственном процессе задействованы: ПКО "Картография", ВСЕГЕИ, Институт географии РАН, Научный центр по проблемам окружающей среды "Альянс-Экотерра", Фонд природно-ресурсной информации "Инфосфера", Национальное агентство "Природные ресурсы", Главная геофизическая обсерватория им. Воейкова, Институт глобального климата.
Состояние работ по 2-му тому следующее: редакционная работа, по данным представленным ПКО "Картография", завершена полностью, составительские работы завершены на 133 страницах тома.
Разработка 3 и 4 тематических томов НАР должна быть начата в этом году. Государственным контрактом ПКО "Картография" предусмотрены бюджетные средства в объеме 9.6 миллионов рублей, что даст возможность ПКО "Картография" приступить к развертыванию работ над этими томами. В настоящее время выполняется редакционная подготовка по созданию 3 и 4 томов атласа (редакционно-технические документы и макеты компоновки).
В марте этого года планируется заключение договоров на выполнение работ по разработке тематического содержания карт, текстового и справочного материала этих тематических томов.
Коллегия отмечает что:
- подрядные организации привлеченные к выполнению работ не выдерживают сроки передачи завершенной продукции, установленные договорами, а меры принимаемые ПКО "Картография" по устранению нарушения сроков выполнения работ этими организациями, не всегда эффективны;
- отрицательно влияет на ход выполнения работ сложившаяся система планирования в ПКО "Картография", которая не предусматривает четкую диспетчеризацию производственного процесса и ответственность участвующих в этом процессе;
- неоперативность в принятии решений по развертыванию работ 2-го тома НАР привела к тому, что договора с отдельными сторонними организациями заключены только в ноябре - декабре 2004 г.;
- не полностью задействован весь потенциал ПКО "Картография" на выполнении работ по составлению и оформлению тематического содержания карт текстового и справочного материала тома. Практически все работы по составлению выполняются на условиях подряда сторонними организациями.
Коллегия Федерального агентства геодезии и картографии постановляет:
1. Генеральному, директору ПКО "Картография" обеспечить завершение работ по созданию 2-го тома НАР в сроки предусмотренные государственным контрактом, издательские оригиналы и цифровые файлы до 01.01.2006 г. передать на издание полиграфической версии и создание электронной версии 2-го тома.
2. ПКО "Картография" в срок до 10.04.2005 г. представить на утверждение графики работ по созданию тематических томов НАР, которые должны быть согласованны с технологическим циклом выполнения всех работ.
3. УТГиКР Роскартографии (Забнев В.И.) до 1 июня 2005 г. рассмотреть и подготовить предложения по уменьшению объемов 3-го и 4-го томов НАР с целью сокращения затрат и сроков разработки этих томов.
4. УЭФ Роскартографии (М.Т. Рудык) обеспечить эффективный контроль над расходованием бюджетных средств выделенных на выполнение работ по созданию ПАР. Результаты контроля докладывать руководителю Роскартографии ежеквартально. УТГКР Роскартографии (В.И. Забнев) обеспечить контроль над ходом работ по созданию тематических томов НАР и соблюдение сроков выполнения этих работ установленных графиками.
5. Генеральному директору ПКО "Картография":
- обеспечить контроль на всех этапах создания карт, текстового и справочного материала тематических томов атласа.
- в целях сокращения подрядных работ по созданию НАР, принять необходимые меры по вовлечению в производственный процесс создания атласа специалистов ПКО "Картография".
Пункт 5. Проблемы и перспективы обеспечения потребителей цифровой информацией
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления научно-технической деятельности и картографо-геодезических фондов Роскартографии А.Н. Прусакова, коллегия отмечает, что на сегодняшний день одной из основных задач Роскартографии является обеспечение органов государственной власти, силовых структур, коммерческих организаций и рядовых пользователей цифровой картографической продукцией различного назначения.
Развитие программно-аппаратной базы, появление новых технологий сбора, обработки, визуатизации и распространения информации, особенно через сеть Интернет, оказало значительное влияние, как на сферу производства цифровой картографической продукции, так и на сферу ее использования.
В настоящее время потребителям требуется современная картографическая информация в виде, пригодном для решения их задач.
Одной из серьезнейших проблем на сегодняшний день является проблема информирования потенциальных потребителей о наличии и характеристиках цифровой картографической продукции, созданной в структуре Роскартографии. Учитывая это обстоятельство, Роскартографией в 2004 году в основном завершено создание базы метаданных о картографической и геодезической продукции в организациях-фондодержателях ФКГФ, проходит ее опытная эксплуатация, и после ее завершения она будет поставлена во все территориальные органы и предприятия Роскартографии. В дальнейшем планируется опубликование этой базы метаданных в сети Интернет на официальном сайте Роскартографии.
Существует проблема, связанная с современностью года состояния местности цифровой картографической информации. Корни этой проблемы идут от объемов выполнения обновления государственных топографических карт, которое катастрофически отстает от нормативов периодичности обновления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации. Причина - крайне низкое финансирование из федерального бюджета геодезических и картографических работ федерального назначения.
В настоящее время, если базовые масштабы обновляются современными цифровыми методами, то производные масштабы все равно делаются практически вручную методом картосоставления.
В Роскартографии сейчас активно работают над этой проблемой. Центром "Сибгеоинформ" разработана технология автоматизированной генерализации цифровых топографических карт смежных масштабов, которая в этом году будет проходить опытную эксплуатацию в ряде предприятий отрасли.
В настоящее время в Роскартографии имеются конверторы цифровой информации из формата хранения в форматы поставки следующих программных продуктов: ГИС "Панорама" (Типаж-М), ГИС "Нева", MapInfo, ESRI, различных издательских систем, различных САПР.
Вопросы легитимности использования полученной потребителями картографической информации урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2004 N 726 "О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".
Имеется преграда к доступности в использовании потребителями цифровой картографической информации в открытом режиме вызванная наличием режимных ограничений на использование координат географических объектов, находящихся вне зон расположения важных государственных объектов.
Вместе с тем, имеется необходимость проведения систематической работы по предупреждению несанкционированного использования потребителями полученной цифровой информации.
Имеется острая необходимость активного внедрения в новые сферы применения цифровой картографической информации, изучения и обеспечения новых требований к ее представлению и использованию потребителями.
Коллегия Федерального агентства геодезии и картографии постановляет:
1. Заместителю руководителя Роскартографии Хабарову В.Ф., УЭФ (Рудык М.Т.), УТГКР (Забнев В.Н.), НТУиФ (Прусаков А.Н.), ЦНИИГАиК (Макаренко Н.Л.) принять меры по подготовке экономического обоснования бюджета Роскартографии на 2006-2008 с учетом необходимости увеличения объемов обновления топографических карт.
2. Заместителю руководителя Роскартографии Александрову В.Н., НТУиФ (Прусаков А.Н.), Госгисцентр (Плешков В.Г.), ЦКГФ (Егорчев Г.Н.) в срок до 11 апреля 2005 г. подготовить план работ по завершению формирования базы метаданных, картографической и геодезической продукции, вводу ее в действие и порядку доступа к ней потребителей.
3. Госгисцентр (Плешков В.Г.), ЦНИИГАиК (Макаренко Н.Л.) подготовить и в срок до 25 апреля 2005 г. представить в Роскартографию предложения по созданию открытых информационных ресурсов в цифровом виде и перечень новых видов цифровой картографической продукции, создаваемой по государственным контрактам на поставку топографо-геодезической м картографической продукции для государственных нужд, в том числе в целях обеспечения навигации.
4. Сибгеоинформ (Рожков В.Ф.), ПО "Инжгеодезия" (Трофимов П.В.), Восточно-Сибирское АГП (Мазуров С.Ф.), Красноярское АГП (Искандяров Ш.Х.), Верхневолжское АГП (Побединский Г.Г.), Новгородское АГП (Бурбан П.П.) - работы по проведению опытно-производственной эксплуатации технологии автоматизированной генерализации цифровых топографических карт смежных масштабов считать приоритетными и принять все меры по скорейшему их завершению.
Заместителю руководителя Роскартографии Александрову В.Н. взять под личный контроль проведение указанных работ.
5. Заместителю руководителя Роскартографии Александрову В.Н., НТУиФ (Прусаков АН.), УТГКР (Забнев В.Н.), Госгисцентр (Плешков В.Г.), ЦКГФ (Егорчев Г.Н.) в срок до 01 июля 2005 г. передать в каждое предприятие - фондодержатель цифровые карты масштабов 1:1 000 000, 1:200 000 на всю территорию Российской Федерации и права по их предоставлению в пользование.
6. Заместителям руководителя Роскартографии Александрову В.Н., Хабарову В.Ф., НТУиФ (Прусаков А.Н.) в срок до 20 апреля 2005 г. подготовить для представления в Минфин России на согласование, УЭФ (Рудык М.Т.) согласовать размеры платы за пользование материалами и данными фонда, в том числе в цифровом виде, с учетом их использования в навигационных системах и сети Интернет.
7. Заместителю руководителя Роскартографии Александрову В.Н., НТУиФ (Прусаков А.Н.), УТГКР (Забнев В.Н.), Госгисцентр (Плешков В.Г.), ЦНИИГАиК (Макаренко Н.Л.) в течение 2005 года провести работу по уточнению необходимых требований потенциальных потребителей цифровой картографической информации.
8. Заместителю руководителя Роскартографии Александрову В.Н., НТУиФ (Прусаков А.Н.), Госгисцентр (Плешков В.Г.) подготовить до 01.12.2005 программу мероприятий по эффективной защите цифровой информации от несанкционированного использования, с учетом организационно-технических, информационных, программных и нормативно-правовых аспектов.
Председатель коллегии, |
А.В. Бородко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены вопросы, касающиеся состояния работ по обновлению государственных топографических карт и созданию тематических томов Национального атласа России; проекта Концепции обновления топографических карт; развития кадрового потенциала картографо-геодезической отрасли; проблем и перспектив обеспечения потребителей цифровой информацией.
Так, в последние годы отмечается тенденция падения объемов обновления топографических карт. Одной из основных причин этого, наряду с недостатком бюджетных средств, является традиционное стремление поддерживать в актуальном состоянии топографические карты на всю территорию страны, не учитывая физико-географические условия и хозяйственную активность в конкретном регионе и зависящую от них востребованность топографических карт.
Постановление коллегии Федерального агентства геодезии и картографии от 17 марта 2005 г. N 2
Текст приказа официально опубликован не был