Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 января 2004 г. N А33-6474/03-С3н-Ф02-4828,4909/03-С1
(извлечение)
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городской противотуберкулезный диспансер N 1" (далее - диспансер) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 31.01.2003 N 11-06/1638 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано - Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - налоговое управление), решения от 2.12.2002 N 2079/2543 и требования N 5402 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) в части взыскания пеней.
Определением от 6 мая 2003 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена налоговая инспекция.
Решением от 28 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решение от 2.12.2002 N 2079/2543 и требование N 5402 налоговой инспекции в части взыскания пеней по страховым взносам на выплату страховой и накопительной частей пенсии, а также пеней в размере 14 816 рублей 40 копеек по единому социальному налогу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 2 октября 2003 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, налоговая инспекция и налоговое управление обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить в связи с нарушением норм материального права.
По мнению налоговой инспекции и налогового управления, поскольку при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страхователем формируется налоговая база исходя из реальных показателей как сумма вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, названные платежи по своей природе являются частью налога, причитающегося уплате в бюджет за конкретный отчетный период. Соответственно, начисление пеней за несвоевременную уплату в бюджет ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является правомерным.
Диспансер в отзыве на кассационные жалобы отклонил изложенные в них доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По делу объявлялся перерыв с 15 января 2004 года по 19 января 2004г.
Представитель УМНС в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
Остальные стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационных жалоб, отзыва на жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки представленных 9.10.2002 диспансером расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и расчета по единому социальному налогу, налоговой инспекцией вынесено требование N 5402 об уплате диспансером в добровольном порядке в срок до 31.10.2002, в том числе пеней в размере 39 115 рублей 44 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и единому социальному налогу.
В связи с невыполнением требования в установленный срок налоговой инспекцией вынесено решение от 2.12.2002 N 2079/2543 о взыскании с диспансера пеней в размере 21 339 рублей 65 копеек за счет денежных средств на счетах в банках.
Письмом от 31.01.2003 N 11-06/1638 налогового управления диспансеру отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения от 2.12.2002 N 2079/2543 налоговой инспекции.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя в части заявленные требования, правомерно исходили из того обстоятельства, что начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и единому социальному налогу является неправомерным и налоговым органам не предоставлено право взыскания с налогоплательщика пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктами 1 статей 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по единому социальному налогу, согласно пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. С 1.01.2002 отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленная главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчетным периодом по страховым взносам в соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного закона понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Поскольку законодателем определено, что сумма ежемесячных авансовых платежей исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет (внебюджетный фонд) сумма единого социального налога и страховых взносов определяется по итогам отчетных и налоговых (расчетных) периодов исходя из налоговой базы (базы) с учетом дифференцированной ставки (тарифа) налогообложения, суд кассационной инстанции полагает, что названные платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у налоговой инспекции полномочий на вынесение требования об уплате пеней по взносам на обязательное пенсионное страхование и решения о взыскании названных пеней за счет денежных средств диспансера на счетах в банках.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 названного закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным кодексом.
Требованием об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате или неполной уплате налога и соответствующих пеней в установленный срок налоговый орган вправе вынести решение о принудительном исполнении обязанности по уплате налога путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Исходя из буквального толкования изложенных норм суд кассационной инстанции полагает, что вынесение налоговым органом и направление налогоплательщику названных требования и решения не является формами налогового контроля.
Данный вывод подтверждает и то обстоятельство, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие рассматриваемые правоотношения, сосредоточены в главах 10 "Требование об уплате налогов и сборов" и 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов", а не в главе 14 "Налоговый контроль" кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 28 июля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 2 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6474/03-С3н оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2004 г. N А33-6474/03-С3н-Ф02-4828,4909/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника