Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2004 г. N А19-12829/03-47-Ф02-139/04-С2 Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности и необоснованности предъявленных исковых требований обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за электроэнергию, в связи с чем правомерно отказал в их удовлетворении (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 февраля 2004 г. N А19-12829/03-47-Ф02-139/04-С2
(извлечение)

 

 

Открытое акционерное общество "Транссибнефть" (далее - ОАО "Транссибнефть") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу "Иркутскэнерго" (далее - ОАО "Иркутскэнерго") с требованием обязать ответчика произвести перерасчет оплаты за электроэнергию по договору N 096 от 09.01.2002 за май 2003 года, уменьшить сумму оплаты на 84 673 рубля 10 копеек и зачесть указанную сумму в счет предстоящих платежей истца по данному договору.

Решением от 24 сентября 2003 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением от 2 декабря 2003 года решение от 24 сентября 2003 года отменено, с ответчика в пользу истца взыскано 84 673 рубля 10 копеек основного долга и расходы по госпошлине 3 140 рублей 20 копеек - по иску и 1 570 рублей 10 копеек по апелляционной жалобе.

В кассационной жалобе на постановление от 2 декабря 2003 года ОАО "Иркутскэнерго" просит его отменить и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 24 сентября 2003 года. Заявитель указывает на незаконность и необоснованность постановления, а также нарушение норм материального права (статей 424, 454 (п. 5), 475, 542 (п. 2)) при его принятии.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Транссибнефть" указало на ее необоснованность и просило оставить без удовлетворения, а постановление от 2 декабря 2003 года без изменения.

Представители сторон поддержали свои требования и возражения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Договор энергоснабжения является отдельным видом договора купли-продажи. Пунктом 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отдельным видам договора купли-продажи общие положения купли-продажи применяются, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации об этих видах договоров.

Нормами действующего законодательства, регулирующими отношения сторон по договору энергоснабжения, не предусмотрено право абонента на соразмерное уменьшение цены в случае поставки электроэнергии ненадлежащего качества.

В соответствии с п.2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от такой энергии. При этом Энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договора, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N41-ФЗ предусматривает, что расчеты за электрическую энергию осуществляются по тарифам, которые представляют собой систему ценовых ставок, установленных государственными органами.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Положением о региональной энергетической комиссии Иркутской области, утвержденным постановлением губернатора Иркутской области от 25.01.2002 N65-п., полномочным органом, устанавливающим тарифы на электрическую энергию, поставляемую находящимися на территории Иркутской области энергоснабжающими организациями потребителям, является Региональная энергетическая комиссия Иркутской области.

Таким образом, расчеты за электроэнергию, поставляемую ОАО "Иркутскэнерго" должны осуществляться по тарифам, установленным решением Правления Региональной энергетической комиссии Иркутской области от 26.08.2002 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Иркутскэнерго". Возможность установления цен на электрическую энергию, а равно скидок и надбавок к тарифам по соглашению между энергоснабжающей организацией и абонентом, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, согласно пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N226 применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов, цен допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания предоставления льгот и источник компенсации льгот.

Истец в обоснование своих требований сослался на пункты 2.9 и 2.10 договора N 096 от 09.01.2002 , в которых предусмотрено следующее:

При получении от Абонента сообщения об отклонении ПКЭ, указанных в Приложении N 5 к настоящему договору, от допустимых согласно ГОСТ 13109-97 величин в 10-дневный срок организовывать и осуществлять совместные с участием Абонента и Государственного энергетического надзора измерения в соответствии с "Методическими указаниями по контролю и анализу качества электрической энергии в электрических сетях общего назначения", анализ результатов проделанной работы и оформление совместного трехстороннего акта, подписываемого ответственными представителями Энергоснабжающей организации, Абонента и территории органа Государственного энергетического надзора (пункт 2.9 договора).

При отклонении фактических значений ПКЭ по вине Энергоснабжающей организации от допустимых согласно ГОСТ величин рассчитывать скидки с тарифов на электрическую энергию.

Скидки рассчитываются на основании при наличии вышеуказанного (п. 2.9 договора) трехстороннего акта, составленного по результатам измерений и анализа ПКЭ, подтверждающего вину Энергоснабжающей организации (пункт 2.10 договора).

Трехсторонний акт сторонами не составлялся.

Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, утвержденная Минтопэнерго России и Госкомцен России от 30 ноября 1993 года N ВК-7539; 01-17/1443-11, на основании которой истцом произведен расчет скидок к тарифу, утратила силу, согласно Приказу Минэнерго Российской Федерации от 28 декабря 2000 года N 167.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Поэтому, не могут применяться положения Договора N 096 от 09.01.2002, предусматривающие возможность применения в расчетах сторон скидок с тарифа.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности и необоснованности предъявленных исковых требований, в связи с чем правомерно отказал в их удовлетворении.

При указанных обстоятельствах, апелляционная инстанция необоснованно отменила решение суда первой инстанции, поэтому ее постановление подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2003 года по делу N А19-12829/03-47 отменить.

Решение суда первой инстанции по тому же делу от 24 сентября 2003 года оставить в силе.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Положением о региональной энергетической комиссии Иркутской области, утвержденным постановлением губернатора Иркутской области от 25.01.2002 N65-п., полномочным органом, устанавливающим тарифы на электрическую энергию, поставляемую находящимися на территории Иркутской области энергоснабжающими организациями потребителям, является Региональная энергетическая комиссия Иркутской области.

Таким образом, расчеты за электроэнергию, поставляемую ОАО "Иркутскэнерго" должны осуществляться по тарифам, установленным решением Правления Региональной энергетической комиссии Иркутской области от 26.08.2002 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Иркутскэнерго". Возможность установления цен на электрическую энергию, а равно скидок и надбавок к тарифам по соглашению между энергоснабжающей организацией и абонентом, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, согласно пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N226 применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов, цен допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания предоставления льгот и источник компенсации льгот.

...

Инструкция о порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию, утвержденная Минтопэнерго России и Госкомцен России от 30 ноября 1993 года N ВК-7539; 01-17/1443-11, на основании которой истцом произведен расчет скидок к тарифу, утратила силу, согласно Приказу Минэнерго Российской Федерации от 28 декабря 2000 года N 167.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Поэтому, не могут применяться положения Договора N 096 от 09.01.2002, предусматривающие возможность применения в расчетах сторон скидок с тарифа."


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2004 г. N А19-12829/03-47-Ф02-139/04-С2


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника