Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 августа 2004 г. N А33-4360/04-С3-Ф02-3399,3516/04-С1
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 августа 2004 г. N А33-4500/04-С3-Ф02-3400/04-С1, N А33-4793/04-С3-Ф02-3401/04-С1
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" (далее - ФГУП "Красноярская железная дорога") 10 000 рублей налоговых санкций.
Решением суда от 27 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены частично. С федерального государственного унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" взыскано 5000 рублей штрафа. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ФГУП "Красноярская железная дорога" просит решение суда от 27 апреля 2004 года отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций налоговому органу отказать полностью.
По мнению заявителя кассационной жалобы, согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов в банках. Согласно отметке Инспекции МНС РФ по Свердловскому району г.Красноярска от 07.10.2003 и отметке почтового штемпеля от 11.10.2003 структурным подразделением "Служба ведомственной охраны" представлено сообщение о закрытии 01.10.2003 текущего счета в филиале ЗАО "ТрансКредитБанк". Заявитель жалобы считает, что в его действиях нет деяния (статья 106 Налогового кодекса Российской Федерации), за которое Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края просит решение суда от 27 апреля 2004 года изменить, взыскать с ФГУП "Красноярская железная дорога" 7 500 рублей налоговых санкций.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, приняв решение об уменьшении размера штрафа в два раза, нарушил пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшение штрафа произведено по сравнению с размером установленным статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, что, как считает налоговый орган, нельзя признать законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN 84369, 69604, 69603, 84365 от 09.08.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебного акта и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба ФГУП "Красноярская железная дорога" подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2003 года ФГУП "Красноярская железная дорога" в лице структурного подразделения "Служба ведомственной охраны" в коммерческом банке "ТрансКредитБанк" был закрыт банковский счет, о чем банк известил налоговый орган.
Служба ведомственной охраны от имени ФГУП "Красноярская железная дорога" сообщило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г.Красноярска о закрытии счета в банке 7 октября 2003 года.
ФГУП "Красноярская железная дорога" в МРИ МНС РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края о закрытии счета в установленный срок не представило.
Налоговой инспекцией принято решение N 25 от 17.12.2003 о привлечении ФГУП "Красноярская железная дорога" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей с учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации - повторное совершение аналогичного правонарушения.
В установленный срок налоговые санкции ответчиком уплачены не были, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о принудительном взыскании санкций.
Суд признал, что материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривается, что ФГУП "Красноярская железная дорога" 30.09.2003 закрыло расчетный счет в банке, сообщение о закрытии счета в налоговый орган по месту нахождения юридического лица в установленный срок не представило, в связи с чем в действиях ответчика усматривается состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на неправильном применении норм законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок об открытии или закрытии счетов.
Неисполнение этой обязанности является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Ответственность налогоплательщика за несообщение сведений об открытии или закрытии счета всем налоговым органам, в которых он состоит на учете, не предусмотрена.
Уведомление о закрытии 30.09.2003 в филиале ЗАО "ТрансКредитБанк" было своевременно 07.10.2003 направлено структурным подразделением "Служба ведомственной охраны" по месту учета в ИМНС РФ по Свердловскому району города Красноярска.
Таким образом, обязанность, установленная пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, предприятием выполнена. Следовательно, состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в действиях предприятия отсутствует и оснований для привлечения его к ответственности у налоговой инспекции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда, принятое с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку фактические обстоятельства по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отменой судебного решения за необоснованностью требований Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам и принятием нового решения об удовлетворении требований налогового органа, не подлежит удовлетворению жалоба налоговой инспекции о неправильности сумм налоговых санкций, определенных судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная ФГУП "Красноярская железная дорога" за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 125 рублей, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4360/04-С3 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов о взыскании с Федерального государственной унитарного предприятия "Красноярская железная дорога" штрафных санкций в размере 10 000 рублей отказать.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Красноярская железная дорога", зарегистрированному Администрацией города Красноярска 21.12.1992 (свидетельство о государственной регистрации серия 8-А-33 N 6678), расположенному по адресу: город Красноярск, улица Горького, 6, государственную пошлину в размере 125 рублей из федерального бюджета.
Арбитражному суду Красноярского края выдать справку на возврат государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок об открытии или закрытии счетов.
Неисполнение этой обязанности является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
...
Уведомление о закрытии 30.09.2003 в филиале ЗАО "ТрансКредитБанк" было своевременно 07.10.2003 направлено структурным подразделением "Служба ведомственной охраны" по месту учета в ИМНС РФ по Свердловскому району города Красноярска.
Таким образом, обязанность, установленная пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, предприятием выполнена. Следовательно, состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации, в действиях предприятия отсутствует и оснований для привлечения его к ответственности у налоговой инспекции не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 августа 2004 г. N А33-4360/04-С3-Ф02-3399,3516/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника