Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 октября 2004 г. N А33-16004/03-С3-Ф02-4133/04-С1
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2005 г. N А33-16004/03-С3-Ф02-5097/05-С1, от 12 октября 2004 г. N А33-16240/03-С3-Ф02-4146/04-С1, N А33-16003/03-С3-Ф02-4171/04-С1
открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края (налоговая инспекция) о признании незаконным действий по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 108 033 рублей и обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в указанной сумме с начислением процентов в сумме 22 854 рубля 40 копеек.
Решением суда от 10 марта 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 июня 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о наличии недоимки по налогу и пеням на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, исключающей возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 17.09.2004 N 72268), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1528, N 318н-20/1548 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям, находящихся в городе Дивногорске, в сумме 456 793 рубля в краевой бюджет и 108 033 рубля в местный бюджет.
Указанные заявления были получены налоговой инспекцией 11.08.2003.
В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2022, N 318н-20/2021 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога в краевой бюджет за период с 13.09.2003 по 30.09.2003 в сумме 3 332 рубля 86 копеек, в местный бюджет за период с 12.09.2003 по 30.09.2003 в сумме 1 436 рублей 78 копеек.
Платежными поручениями от 02.12.2003 N 3697 и N 3699, от 03.12.2003 N 3583, от 04.12.2003 N 3636 обществу возвращен из краевого бюджета налог на прибыль в сумме 456 792 рубля 93 копейки.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что налоговый орган незаконно не возвращает из местного бюджета 108 033 рублей излишне уплаченного налога на прибыль и несвоевременно возвратил излишне уплаченный налог на прибыль из краевого бюджета, в связи с чем просит обязать инспекцию вернуть из местного бюджета 108 033 рубля налога с начислением 1 724 рублей 47 копеек процентов, а также взыскать 13 501 рубль 32 копейки процентов, начисленных за нарушение срока возврата из краевого бюджета суммы авансовых платежей по налогу на прибыль за 2003 год, и 1 530 рублей 75 копеек процентов, начисленных за нарушение срока возврата из местного бюджета налога на прибыль по налоговой базе переходного периода.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходили из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также, суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогам, пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи то итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела на основании решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Красноярскому краю от 21.12.2001 и 29.12.2001 установлено, что обществу была реструктуризирована задолженность по находящимся в городе Дивногорске подразделениям перед региональным бюджетом в сумме 101 200 рублей 63 копейки, перед местным бюджетом - в сумме 306 460 рублей 71 копейка, а в целом обществу реструктуризирована задолженность перед региональным бюджетом на сумму 6 224 164 рубля.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду подпункт "б" пункта 18 Правил, утвержденных Приказом МНС от 21 июня 2001 г. N БГ-3-10/191
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
Таким образом, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, арбитражным судом не выяснялись обстоятельства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Красноярскэнерго" излишне уплаченного налога на прибыль, в обжалуемых судебных актах отсутствует ссылка на доказательства, которые подтверждают или опровергают данные обстоятельства.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, наличия у общества недоимки по налогу и задолженности по пеням, подлежащих зачислению в те же бюджеты, правильности расчета процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет и по налоговой базе переходного периода.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 марта 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 21 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16004/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 октября 2004 г. N А33-16004/03-С3-Ф02-4133/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника