Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 27 февраля 2006 г. N А58-2629/2005-Ф02-534/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2006 г. N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Охранно-сыскное агентство "Барс" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия) о признании незаконными: решения от 16.05.2005 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО Охранно-сыскное агентство "Барс", решения от 16.05.2005 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 5 сентября 2005 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года решение от 5 сентября 2005 года отменено, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": решение инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2005 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс", а также решение от 16.05.2005 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс".
Суд апелляционной инстанции обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Охранно-сыскное агентство "Барс".
Постановление апелляционной инстанции принято со ссылкой на пункт 4 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 5, 9, 17, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и мотивировано тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия) обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года по делу N А58-2629/2005 и принять новое решение.
По мнению инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия), Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) при рассмотрении заявления нарушены требования статьи 5, статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению указано требование о признании незаконными: решения от 16.05.2005 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс", решения от 16.05.2005 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс".
Основанием иска ООО Охранно-сыскное агентство "Барс" указало на отсутствие оснований для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО Охранно-сыскное агентство "Барс", поскольку к регистрации представлены все необходимые документы.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на то, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону.
При разрешении спора Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
11 мая 2005 года ООО Охранно-сыскное агентство "Барс" в связи с назначением руководителем Мубаракшина А.В. обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия) с заявлениями, подписанными Мубаракшиным А.В., о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и изменений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
По результатам рассмотрения заявления 16.05.2005 инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимых для государственной регистрации документов, - несоответствием заявителя с данными, имеющимися в Едином государственном реестре юридических лиц.
Отказ налогового органа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, мотивирован тем, что соответствующие заявления подписаны ненадлежащим лицом - Мубаракшиным А.В.
По мнению налогового органа, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица согласно Единому государственному реестру юридических лиц, является Шакиров Р.У.
Полагая, что указанные выше решения налоговым органом вынесены в нарушение требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными, указав, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица согласно Единому государственному реестру юридических лиц, является Шакиров Р.У.
Кроме того, суд указал на то, что лицом, подписавшим заявление, не представлены доказательства его полномочий на совершение данных действий.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции, отменил решение от 5 сентября 2005 года, признав обоснованными заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявителем представлен весь пакет документов, предусмотренный статьей 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду статья 17 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
Представленные документы, по мнению суда апелляционной инстанции, устраняют несоответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования, положения статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 198, пунктов 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в предмет судебного исследования обоснованно включил следующие обстоятельства:
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа служит непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 2 статьи 17 данного Закона установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что заявление представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Как было установлено арбитражным судом, заявление подписано вновь назначенным руководителем Мубаракшиным А.В.
В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктом 11.9 устава общества с ограниченной ответственностью Охранно-сыскное агентство "Барс" единоличным исполнительным органом является руководитель, который наделен правом без доверенности действовать от его имени.
Принимая во внимание положения вышеназванных правовых норм, установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что поданное в налоговый орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы представлено уполномоченным лицом - руководителем общества с ограниченной ответственностью Охранно-сыскное агентство "Барс" Мубаракшиным А.В.
Суд обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа незаконным, поскольку все необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц документы были представлены, причем оформлены они были надлежащим образом.
Поскольку налоговый орган без достаточных оснований не исполнил возложенную на него обязанность по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, суд правомерно удовлетворил требования заявителя об обязании его внести указанные изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении правовых норм.
В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2629/2005 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2629/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 17 данного Закона установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что заявление представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
...
В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N А58-2629/2005-Ф02-534/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании