Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 10 марта 2006 г. N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N А58-2629/2005-Ф02-534/06-С2
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Стройлюкс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным решения от 21.07.2005 N 439 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязании налогового органа зарегистрировать ООО "Стройлюкс" в порядке заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2005 года признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 21.07.2005 N 439 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" по заявлению ООО "Стройлюкс" о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменением в учредительные документы, формы N 14001, как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу произвести государственную регистрацию изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица ООО "Стройлюкс", согласно его заявлению от 20.07.2005 формы 14001 в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2005 года оставлено без изменения.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 9, 17, 18, 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года по делу N А19-23297/05-42 и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, Арбитражным судом Иркутской области при рассмотрении заявления нарушены требования статей 5, 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно заявлению материально-правовым требованием указано требование о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 21.07.2005 N 439 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и обязании налогового органа зарегистрировать ООО "Стройлюкс" в порядке заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Основанием иска ООО "Стройлюкс" указало на отсутствие оснований для отказа в регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, поскольку к регистрации представлены все необходимые документы.
Возражая против заявленных требований, налоговый орган указал на то, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону.
При разрешении спора Арбитражным судом Иркутской области установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
20.07.2005 ООО "Стройлюкс" в связи с назначением генеральным директором общества Землянухиной Т.И. обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу с заявлением, подписанным Землянухиной Т.И., о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
По результатам рассмотрения заявления 21.07.2005 инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ налогового органа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, мотивирован тем, что соответствующее заявление подписано ненадлежащим лицом - вновь назначенным генеральным директором Землянухиной Т.И.
По мнению налогового органа, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, согласно Единому государственному реестру юридических лиц является Зубкова М.С.
Полагая, что указанное выше решение налоговым органом вынесено в нарушение требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Арбитражный суд Иркутской области признал обоснованными заявленные требования, полагая, что заявителем представлен весь пакет документов, предусмотренный статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представленные документы, по мнению арбитражного суда, устраняют несоответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа служит непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 2 статьи 17 данного Закона установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждена форма Р 14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 1 статьи 9 указанного Федеральным законом предусмотрено, что заявление представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Как было установлено арбитражным судом, заявление подписано вновь назначенным руководителем - генеральным директором общества Землянухиной Т.И. (выписка из протокола N 5 очередного собрания учредителей ООО "Стройлюкс" от 29.04.2005).
В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.6 устава общества с ограниченной ответственностью "Стройлюкс" единоличным исполнительным органом является генеральный директор, который наделен правом без доверенности действовать от его имени.
Принимая во внимание положения вышеназванных правовых норм, установленные обстоятельства, Арбитражный суд Иркутской области пришел к правильному выводу о том, что поданное в налоговый орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, представлено уполномоченным лицом - руководителем общества с ограниченной ответственностью "Стройлюкс"
Суд обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа незаконным, поскольку все необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц документы были представлены и были оформлены надлежащим образом.
Поскольку налоговый орган без достаточных оснований не исполнил возложенную на него обязанность по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, суд правомерно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения и об обязании его внести указанные изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении правовых норм.
В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 17 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-23297/05-42 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 17 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-23297/05-42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждена форма Р 14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".
...
Пунктом 1 статьи 9 указанного Федеральным законом предусмотрено, что заявление представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
...
В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2006 г. N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании