Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 июля 2006 г. N А33-19931/2005-Ф02-3237/06-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Горевский горнообогатительный комбинат" (далее - ОАО "Горевский ГОК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N9 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - МИ ФНС России N9 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, налоговая инспекция) о признании недействительным письма налоговой инспекции N09-16/20112 от 25.07.2005 г. об отказе в зачете (либо возврате) пеней за просрочку уплаты единого социального налога на сумму 1873535 рублей и обязании возвратить указанную сумму Обществу.
Решением от 1 декабря 2005 года письмо N09-16/20112 от 25.07.2005 г. признано недействительным в части вывода о правомерности зачета в сумме 402 708 рублей 77 копеек в счет пеней по единому социальному налогу. На налоговую инспекцию возложена обязанность произвести возврат 402 708 рублей 77 копеек излишне уплаченных сумм пени по единому социальному налогу, а в случае наличия на дату проведения возврата у Общества недоимок по налогам и сборам, задолженности по пени в тот же бюджет, возврат произвести после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 марта 2006 года решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 01.12.2005г. и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2006г. отменить в части удовлетворенных требований Общества и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пени начисляются на задолженность по авансовым платежам по единому социальному налогу по итогам каждого месяца.
Отзыв на кассационную жалобу ОАО "Горевский ГОК" не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN 68828, 68829, 68830 от 09.06.2006г.), однако своих представителей в заседание суда не направили. МИ ФНС России N9 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам заявлено ходатайство N03-18/11500 от 16.06.2006 г. о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя налоговой инспекции. Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Горевский ГОК" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Мотыгинского района 17.11.1993г. за N 48, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 09.08.2002г. N 002251028 серии 24.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, по состоянию на 27.09.2004 г. на лицевом счете ОАО "Горевский ГОК" числилась недоимка по пени, начисленным за несвоевременную уплату единого социального налога, и переплата по налогу на добавленную стоимость, образовавшаяся по результатам сданных уточненных расчетов в июле 2004 года.
На основании заявления ОАО "Горевский ГОК" от 21.09.2004 г. о зачете излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора), налоговой инспекцией принято заключение N14663 от 27.09.2004 г., в соответствии с которым в том числе, произведен зачет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 1 873 535 рублей 71 копейка в счет недоимки по пени, начисленных за несвоевременную уплату единого социального налога.
Впоследствии ОАО "Горевский ГОК" пришло к выводу о неправомерности начисления налоговой инспекцией сумм пени за несвоевременную уплату единого социального налога за 2002-2003 гг. и письмом N74 от 20.06.2005 г. заявило о возврате (после зачета имеющейся задолженности) излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты единого социального налога на расчетный счет Общества в филиале ОАО "Внешторгбанк" г. Красноярска.
Письмом N09-16/20112 от 25.07.2005 г. налоговая инспекция отказала Обществу в возврате денежных средств на том основании, что излишне уплаченный налог на добавленную стоимость по заявлению налогоплательщика направлен на погашение задолженности по пени за просрочку уплаты единого социального налога.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, ОАО "Горевский ГОК" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным письма N09-16/20112 от 25.07.2005 г. и обязании налоговой инспекции произвести возврат излишне взысканных сумм.
Принимая решение об удовлетворении требований Общества в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необоснованности начисления налоговой инспекцией пени на суммы ежемесячной задолженности по авансовым платежам, поскольку окончательная сумма платежей определяется по итогам отчетного периода и пени должны начисляться за несвоевременную уплату единого социального налога именно по итогам отчетных периодов. Тем самым, судом установлено излишнее зачисление переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 402 708 рублей 77 копеек в счет недоимки по пени за просрочку уплаты единого социального налога
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы суда первой и апелляционной инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 235 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Горевский ГОК" является налогоплательщиком единого социального налога.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктами 1 статей 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по единому социальному налогу согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за м.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Поскольку законодателем определено, что по итогам отчетного периода сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О, сроки уплаты налогов и сборов, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном данным Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесение платежей до истечения налогового периода, как это предусмотрено оспариваемыми нормами, не противоречит общим началам налогового законодательства.
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что окончательная сумма единого социального налога определяется по итогам отчетного периода, а авансовые платежи внутри отчетного периода, уплачиваемые в соответствующие бюджеты в установленные в пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, учитываются при исчислении итоговой суммы единого социального налога по результатам отчетного периода. На это указывает и обязанность налогоплательщиков представлять расчеты по единому социальному налогу только за отчетный период, а не ежемесячно.
Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату единого социального налога возможно только по итогам соответствующего квартала.
Из материалов дела следует, что задолженность по уплате единого социального налога возникла из-за неуплаты ОАО "Горевский ГОК" авансовых платежей по налогу за 2001-2004гг. Требования об уплате сумм налога и пени в добровольном порядке не исполнялись. Решениями N175 от 20.04.2004 г., N557 от 22.06.2004 г., N744 от 22.07.2004 г. N961 от 28.08.2004 г. взыскание обращено на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках, постановлениями N6 от 20.04.2004 г. и N18 от 28.06.2004 г. - на имущество должника.
Уплата авансовых платежей по единому социальному налогу являлась, согласно решению налоговой инспекции N1 от 29.03.2002 г. одним из условий представления Обществу права на реструктуризацию задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды и с целью восстановления утраченного по решениям налоговой инспекции N7, N8, N13 от 30.07.2004 г. права на реструктуризацию, Обществом 21.09.2004г. в налоговую инспекцию было направлено заявление о проведении зачета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в счет задолженности по пени за просрочку уплаты единого социального налога. Налоговой инспекцией зачет произведен в сумме 1 873 535 рублей 71 копейка, в том числе на суммы пени, начисленные за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Согласно представленному налоговой инспекцией в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции расчету пени за несвоевременную уплату единого социального налога по результатам отчетных периодов, сумма пени, подлежащая зачету составила 1 541 182 рублей 35 копеек. Тем самым, излишне уплаченные пени, подлежащие возврату на расчетный счет Общества, обоснованно определены судебными инстанциями в сумме 402 708 рублей 77 копеек.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога (пени) подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у него недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам N 09-16/20112 от 25.07.2005г. недействительным в части и возложили на налоговую инспекцию обязанность по возврату 402 708 рублей 77 копеек излишне уплаченных пени на расчетный счет Общества, при условии отсутствия у него иных задолженностей по налогам и пени, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что Арбитражный суд Красноярского края на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, и правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований ОАО "Горевский ГОК". Поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 1 декабря 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 20 марта 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19931/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога (пени) подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у него недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности)."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. N А33-19931/2005-Ф02-3237/06-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании