Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 августа 2006 г. N А19-37990/05-9-Ф02-4442/06-С2
(извлечение)
О дальнейшем рассмотрении дела см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 апреля 2007 г. N А19-37990/05-9-6-Ф02-1728/2007
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2006 г. N А19-43639/05-6-Ф02-4021/06-С2, от 17 августа 2006 г. N А33-19522/2005-Ф02-4087/06-С2, от 18 августа 2006 г. N А19-1565/06-14-Ф02-4147/06-С2, от 22 августа 2006 г. N А19-39875/05-16-Ф02-4221/06-С2, N А19-38235/05-22-Ф02-4203/06-С2, от 28 августа 2006 г. N А19-43207/05-14-Ф02-4434/06-С2
Муниципальное унитарное предприятие Ремонтно-эксплуатационное управление "Юбилейный" (далее - МУП РЭУ "Юбилейный") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области с требованием о взыскании 49 000 рублей, составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность уплаты которых предусмотрена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Определением от 21 ноября 2005 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Муниципальное образование город Иркутск.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать 902 127 рублей 72 копейки, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, из которых 837 111 рублей 35 копеек - по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 12 500 рублей 25 копеек - по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий" с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 52 516 рублей 12 копеек - по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с Муниципального образования г.Иркутск, с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Решением суда первой инстанции от 3 апреля 2006 года исковые требования удовлетворены.
В пользу МУП РЭУ "Юбилейный" с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 849 611 рублей 60 копеек, из них 83 111 рублей 35 копеек расходы, связанные с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с 01.10.2004 по 31.12.2004, 12 500 рублей 25 копеек - расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за период с 01.10.2004 по 31.12.2004; c Муниципального образования город Иркутск в пользу МУП РЭУ "Юбилейный" взыскано 26 258 рублей 06 копеек расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за период с 01.10.2004 по 31.12.2004; c Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области в пользу МУП РЭУ "Юбилейный" - 26 258 рублей 06 копеек расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за период с 01.10.2004 по 31.12.2004. В удовлетворении требований о взыскании с Иркутской области расходов в размере 26 258 рублей 06 копеек, отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14 июня 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части взыскания расходов с Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, обжалуемые по делу судебные акты приняты без учета положений статей 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушены нормы материального права (статьи 5, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Заявитель указывает на недоказанность наличия состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков, на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания расходов с Иркутской области, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в этой части отменить.
Заявитель указывает, что со стороны Главного финансового управления Иркутской области отсутствует признак противоправности действия (бездействия), вина.
Кроме того, заявитель указывает, что ответственность по данному виду исков должна нести Российская Федерация как публично - правовое образование, не исполнившее свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий.
Иркутская область, по мнению заявителя, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующие в судебном заседании представители заявителей кассационных жалоб подтвердили свои требования.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 902 127 рублей 72 копейки, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных платежей за период с 01.10.2004 по 31.12.2004 во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Основанием иска указано на неисполнение ответчиками обязательств по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных платежей в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В обоснование исковых требований истец представил: договор N221-66-115/4 от 26.03.2004 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, заключенный между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска и МУП РЭУ "Юбилейный", акты сверки сумм, подлежащих к возмещению МУП РЭУ "Юбилейный" по содержанию жилья и коммунальных услуг, подписанные начальником департамента социальной защиты населения, отчеты об исполнении субвенций и субсидий, отчет о финансировании расходов, связанных с реализацией федеральных законов, расшифровки к отчету на возмещение расходов по предоставлению льгот.
При этом истец указал, что 902 127 рублей 72 копейки составили сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, из которых 837 111 рублей 35 копеек - по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", 52 516 рублей 12 копеек - по Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий", 12 500 рублей 25 копеек - по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Неуплата расходов по возмещению предоставленных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, ответчики указали на отсутствие состава правонарушения, правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции признал требования истца обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами арбитражного суда в части взыскания расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оплата в размере 50 процентов занимаемой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду пункт 3 статьи 14 ФЗ от 15 мая 1991 г. N 1244-1
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсации на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (срок действия которого продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из Фонда компенсации.
Пунктами 18 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеются в виду пункты 18 и 19 статьи 4 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
Часть 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяет отдельной категории граждан Российской Федерации, указанной в настоящем законе, социальные гарантии, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных настоящим законом, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией указанного Закона.
Распределение средств Фонда компенсации установлено Приложением N14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год". Иркутской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Фонде компенсации предусмотрена субсидия в размере 537 921 000 рублей, на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена субсидия в размере 7 968 000 рублей.
Выделенные из федерального бюджета денежные средства на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были перечислены местным бюджетам в полном объеме, о чем свидетельствуют Законы Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" и "Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год"; при этом всего для реализации указанных Законов перечислено 7 968 000 рублей и 557 640 000 рублей.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению закона.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных платежей, не компенсированные выделенными бюджетными средствами, являются убытками.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации убытков, которые подлежат возмещению.
Учитывая, что расходы на реализацию льгот, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возмещаются за счет средств федерального бюджета, финансирование таких расходов относится к компетенции Российской Федерации.
Как правомерно установлено судом, материалами дела подтверждается факт оказания истцом услуг по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и невозмещение истцу понесенных расходов из средств, поступающих из федерального бюджета в счет компенсации расходов по предоставлению льгот.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца о взыскании 83 111 рублей 35 копеек расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и 12 500 рублей 25 копеек - расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Вместе с тем суд кассационной инстанции находит незаконными выводы суда о взыскании расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Муниципального образования г.Иркутск, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N419, пунктом 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N334 (действие указанного постановления продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N80), субъектами ответственности являются муниципальные образования, субъекты Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 3 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 14 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-37990/05-9 подлежащими отмене в части взыскания расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области и Муниципального образования г.Иркутск, с направлением дела в данной части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области, Муниципальному образованию г.Иркутск средств их федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу, в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 3 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 14 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-37990/05-9 в части взыскания с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области 26 258 рублей 06 копеек и Муниципального образования г.Иркутск 26 258 рублей 06 копеек отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2006 г. N А19-37990/05-9-Ф02-4442/06-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании