Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 сентября 1999 г. N А19-4557/99-8-Ф02-1544/99-С2
(извлечение)
О дальнейшем рассмотрении дела см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2000 г. N А19-4557/99-8-5-Ф02-1672/00-С2
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская страховая компания "Свет" (ООО МСК "Свет") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (Территориальный фонд) о взыскании задолженности по финансированию обязательного медицинского страхования за май 1999 года в сумме 1 191 951 рубль по договору от 01.01.99.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил сумму иска и изменил основание иска, просил взыскать задолженность в сумме 2 254 885 рублей за май, июнь 1999 года по договору от 17.02.98.
Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Администрация города Иркутска и Ассоциация профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений Иркутской области.
Решением от 7 июля 1999 года исковые требования удовлетворены, с Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области в пользу ООО МСК "Свет" взыскано 2 254 885 рублей долга.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 7 июля 1999 года отменить и передать дело на новое рассмотрение.
По его мнению, судом допущены нарушения статей 7, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившиеся в том, что судом не были удовлетворены его ходатайства об отложении разбирательства дела в связи с изменением истцом основания иска для анализа нового основания иска и представления дополнительных документов. Тем самым суд лишил ответчика возможности представить необходимые доказательства, исследование которых могло повлечь принятие иного решения, а, следовательно, лишил ответчика права на судебную защиту.
По мнению заявителя, суд при разрешении спора сделал неправильный вывод о том, что договор о финансировании от 17.02.98 пролонгирован на 1999 год, поскольку 30.11.98 ООО МСК "Свет" получено уведомление Фонда о прекращении действия данного договора в связи с истечением срока его действия. Следовательно, в силу пункта 26 договора о финансировании обязательного медицинского страхования от 17.02.98 договор прекратил свое действие 31.12.98.
Заявитель также полагает, что судом сделан неправильный вывод о численности застрахованных в ООО МСК "Свет" неработающих граждан - 50 677 человек, так как в период с апреля по июнь 1999 года Медицинской акционерной страховой компанией города Иркутска застраховано 28 092 человека (студентов), ранее застрахованных ООО МСК "Свет" по договору от 22.07.96. Он считает, что надлежащим доказательством численности застрахованных могут быть только списки застрахованных граждан, заверенные страхователем, являющиеся неотъемлемой частью договоров страхования, однако судом установлена численность застрахованных без исследования этих документов.
Заявитель в кассационной жалобе указал также, что, по его мнению, судом сделан неправильный вывод о том, что отчетная форма N 8, утвержденная приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29.12.94 N 58, является надлежащим доказательством численности застрахованных и основанием для финансирования фондом страховых медицинских организаций, поскольку в силу пункта 2 Типового договора о финансировании обязательного медицинского страхования, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 01.12.93, основанием для финансирования страховых медицинских организаций являются представленные ими договоры обязательного медицинского страхования.
Также, по мнению заявителя, выводы суда о правильности расчета им дифференцированного подушевого норматива в мае-июне 1999 года противоречат Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 19.08.93 по согласованию с Минздравом Российской Федерации. Дифференцированный подушевой норматив в мае, июне 1999 года, установленный в соответствии с данным Временным порядком, составляет соответственно 16,96 рублей и 16,71 рублей.
Заявитель считает, что арбитражный суд пришел к неправильному выводу о том, что договор обязательного страхования от 22.07.96, заключенный между Администрацией города Иркутска и ООО МСК "Свет", не расторгнут. Ссылка суда на статью 430 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению заявителя, является необоснованной, поскольку согласно данной статье договор в пользу третьего лица может быть расторгнут без его согласия, если такая возможность закреплена в иных нормативных правовых актах или договоре. Согласно пункту 14 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, страхователь вправе расторгнуть договор в любое время по собственной инициативе. Нормативные условия Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан о порядке расторжения договора имеют императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон. В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации такие изменения являются ничтожными.
По мнению заявителя, расторжение договора по инициативе страхователя без предварительного согласия застрахованных соответствует статье 9 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и не противоречит статье 6 данного закона, так как в силу этой статьи, а также статей 936, 937 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане в случае несогласия с выбором страхователя вправе реализовать свое право путем его понуждения к заключению договора с выбранным ими страховщиком.
Он полагает, что согласно статье 9 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и пункту 14 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан договор страхования от 22.07.96 следует считать расторгнутым по истечении тридцатидневного срока с даты получения страховщиком уведомления от 05.03.99, однако Арбитражным судом не принято в качестве доказательства досрочного расторжения договора страхования от 22.07.96 уведомление Администрации города Иркутска N 009-03-101/9 от 05.03.99.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Медицинская страховая компания "Свет" и Ассоциация профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений Иркутской области считают доводы кассационной жалобы необоснованными, решение от 7 июля 1999 года - законным.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Иркутска полагает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, ссылаясь на неправильное применение судом при принятии решения статей 426, 430 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 14 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, статьи 9 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Определением от 16 сентября 1999 года разбирательство дела отложено на 20 сентября 1999 года на 16 часов. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области является также участником судебного разбирательства по делу N А19-10117/9-Ф02-1564/99-С2, судебное заседание по которому было начато судом 20 сентября 1999 года в 15 часов и непрерывно продолжалось до 20 часов. Рассмотрение дела было завершено 21 сентября 1999 года, в связи с чем к рассмотрению данного дела суд приступил после окончания рассмотрения дела N А19-10117/9-Ф02-1564/99-С2.
Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили заявленные требования и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области при рассмотрении дела N А19-4557/99-8 норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит решение от 7 июля 1999 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предметом иска является требование о взыскании задолженности по финансированию обязательного медицинского страхования за май, июнь 1999 года в сумме 2 254 885 рублей, основанием иска - договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 17.02.98.
Арбитражным судом Иркутской области установлено, что между ООО МСК "Свет" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области с 1995 года ежегодно заключались договоры о финансировании обязательного медицинского страхования. Был заключен договор и на 1998 год от 17.02.98 со сроком его действия по 31.12.98. По истечении срока действия договора стороны продолжили свои отношения и стали работать над условиями договора на 1999 год. Хотя договор на 1999 год сторонами не подписан, однако Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области продолжает финансирование страховой компании. Учитывая это обстоятельство и принимая во внимание, что ответчик доказательств прекращения действия договора от 17.02.98 не представил, суд на основании статьи 27 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан пришел к выводу о том, что действие договора от 17.02.98 было пролонгировано сроком на 12 месяцев.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Типовой договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан, утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N1018, не содержит статьи 27
Поскольку в мае-июне 1999 года Территориальный фонд в полном объеме не выполнил обязательств по финансированию обязательного медицинского страхования, предусмотренных пунктом 2 договора об обязательном медицинском страховании от 17.02.98, в части финансирования на неработающее население, суд в соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в сумме 2 254 885 рублей.
Доводы ответчика об отсутствии договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан между Администрацией города Иркутска и ООО МСК "Свет" суд признал необоснованными, ссылаясь на то, что между ними заключен такой договор 22.07.96 и действие его пролонгировано до 01.04.99.
По мнению суда, договор от 22.07.96 после 01.04.99 своего действия не прекратил в силу пункта 12 Типового договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан.
Кроме того, по мнению суда, в соответствии со статьей 430 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, заключенный в пользу третьих лиц, то есть застрахованных граждан, не может быть расторгнут без их согласия; расторжение договора обязательного медицинского страхования также нарушает право застрахованных граждан на выбор страховой компании, предусмотренное статьей 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и право Администрации города Иркутска на выбор страховой компании, предусмотренное статьей 9 Закона.
По мнению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, выводы Арбитражного суда Иркутской области о том, что действие договора о финансировании обязательного медицинского страхования, заключенного между ООО МСК "Свет" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области 17.02.98 продлено после истечения срока его действия, являются правильными.
Как усматривается из материалов дела, ООО МСК "Свет" и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области заключили договор о финансировании обязательного медицинского страхования от 17.02.98 со сроком его действия по 31.12.98.
ООО МСК "Свет" 01.12.98 направлен Территориальному фонду проект договора о финансировании обязательного медицинского страхования от 01.01.99 на 1999 год, который возвращен Фондом ООО МСК "Свет" с протоколом разногласий. Возникшие при заключении договора разногласия в установленном порядке сторонами не урегулированы, договор о финансировании обязательного медицинского страхования не заключен.
В соответствии с пунктом 4.1 Типовых Правил обязательного медицинского страхования от 28.06.94 N 3-1354 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования финансирует страховые медицинские организации на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 1 Типового договора о финансировании обязательного медицинского страхования Территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика в объеме, обеспечивающем выполнение страховщиком обязательств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан.
Согласно пункту 2 Типового договора Территориальный фонд обязуется на основании представленных страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан перечислять страховщику денежные средства в соответствии с утвержденными дифференцированными подушевыми нормативами ежемесячно.
22.07.96 между Администрацией города Иркутска и ООО МСК "Свет" заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан со сроком его действия до 31.12.96. Дополнительным соглашением от 8 мая 1997 года срок действия договора от 22.07.96 продлен до 01.07.97. Распоряжением мэра города Иркутска от 30.12.98 N031-10-1287/8, а впоследствии распоряжением от 02.03.99 N 031-10-184/9 срок действия договора продлен до 01.04.98.
В соответствии с пунктом 3.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования договор обязательного медицинского страхования между страхователем и страховой медицинской организацией заключается не менее чем на 1 год, в связи с чем, действие договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан следует считать продленным до 22.07.99.
Уведомление Администрации города Иркутска от 05.03.99 N 009-03-101/9 страховой компании "Свет" содержит лишь напоминание о том, что срок действия договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 22.07.96 заканчивается 01.04.99 и не свидетельствует о его досрочном расторжении.
Исковые требования о взыскании задолженности по финансированию обязательного медицинского страхования предъявлены истцом за май, июнь 1999 года, то есть в период действия договора от 22.07.96.
Таким образом, при наличии действующего до 22.07.99 договора обязательного медицинского страхования неработающих граждан, срок действия договора о финансировании обязательного медицинского страхования от 17.02.98 истек 31.12.98.
Законодательством об обязательном медицинском страховании не урегулирован порядок финансирования обязательного медицинского страхования когда имеется действующий договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан между страхователем и страховщиком и отсутствует договор о финансировании обязательного медицинского страхования между Территориальным фондом и страховой организацией.
Вместе с тем в силу пункта 4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования Территориальный фонд не имеет права отказать страховой медицинской организации в заключении договора о финансировании обязательного медицинского страхования при наличии у последней заключенных договоров страхования и согласно пункту 1 Типового договора о финансировании обязательного медицинского страхования обязан финансировать деятельность страховщика в объеме, обеспечивающем выполнение страховщиком обязательств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан. Согласно пункту 18 Типового договора окончательный расчет по закончившемуся договору производится после его окончания.
В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Типовой договор о финансировании обязательного медицинского страхования не содержит указания на то, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Из смысла пункта 1, а также пункта 18 Типового договора о финансировании обязательного медицинского страхования следует, что истечение срока действия договора не прекращает обязательств Фонда по финансированию страховщика, в связи с чем выводы суда о продлении действия договора от 17.02.98 являются правильными.
В соответствии со статьей 942 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора личного страхования является соглашение о застрахованном лице.
Согласно статье 970 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные Главой 48 Кодекса "Страхование", применяются к отношениям по медицинскому страхованию постольку, поскольку законом об этом виде страхования не установлено иное.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Договор медицинского страхования должен содержать: наименование сторон; сроки действия договора; численность застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень медицинских услуг, соответствующих программе обязательного или добровольного медицинского страхования; права, обязанности, ответственность сторон и иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Таким образом, специальным законом о медицинском страховании предусмотрено, что существенным условием договора медицинского страхования является численность застрахованных.
В силу статьи 970 Гражданского кодекса Российской Федерации статья 942 Кодекса не применяется к отношениям по медицинскому страхованию и списки застрахованных не являются существенным условием договора обязательного медицинского страхования, такой договор должен содержать лишь численность застрахованных. Следовательно, условием для осуществления финансирования обязательного медицинского страхования является наличие договора обязательного медицинского страхования с указанием численности застрахованных.
Пунктом 2 Типового договора о финансировании обязательного медицинского страхования предусмотрено, что Территориальный фонд обязуется на основании представленных страховщиком договоров обязательного медицинского страхования граждан перечислять страховщику денежные средства в соответствии с утвержденными дифференцированными подушевыми нормативами.
Таким образом, объем финансирования определяется произведением численности застрахованных на дифференцированный подушевой норматив.
Договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 22.07.96 предусмотрена численность застрахованных граждан 50 000 человек на период до 31.12.96. Стороны не вносили изменений в условия договора о численности застрахованных.
Удовлетворяя исковые требования ООО МСК "Свет" о взыскании с Территориального фонда задолженности по финансированию обязательного медицинского страхования суд исходил из численности застрахованных неработающих граждан - 50 677 человек согласно акту сверки численности застрахованных на 08.12.98 и подтвержденной сведениями формы N 8 статистической отчетности, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.03.98 N 26. С учетом динамики заключения договоров и выдачи полисов суд определил количество застрахованных ООО МСК "Свет" на май 1999 года - 96 151 человек, июнь 1999 года - 96 287 человек, исходя из дифференцированного подушевого норматива соответственно 21 рубль 61 копейка и 21 рубль 26 копеек.
Вместе с тем, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области и Администрация города Иркутска оспаривают численность застрахованных в ООО МСК "Свет" неработающих граждан, утверждают, что на один и тот же контингент неработающих граждан заключено несколько договоров обязательного медицинского страхования Администрацией города Иркутска с другими страховыми медицинскими компаниями.
Из материалов дела усматривается, что в возражение против исковых требований ответчик ссылался на то обстоятельство, что более 17 000 неработающих граждан, ранее застрахованных ООО МСК "Свет" получили полисы страховой компании "Маски".
Данные доводы ответчика судом не проверены.
В судебное заседание кассационной инстанции представителем Администрации города Иркутска представлен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 010-64-94/9 от 15.04.99, заключенный между Администрацией города Иркутска и открытым акционерным обществом "Медицинская акционерная страховая компания города Иркутска" (АО "Маски") и договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 010-64-95/9 от 15.04.99, заключенный между Администрацией города Иркутска и обществом с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирское Медицинское железнодорожное страховое общество" (ООО "ВОСТСИБМЕДЖАСО")
Таким образом, в период май-июнь 1999 года действовали несколько договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан.
Законодательством об обязательном медицинском страховании не предусмотрено двойного страхования неработающих граждан путем заключения страхователем с несколькими страховыми медицинскими организациями договоров обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 10 Закона одним из источников формирования финансовых средств государственной системы обязательного медицинского страхования являются средства бюджетов местных Администраций, а согласно статье 12 Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся местной Администрацией с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджете.
В силу пункта 1 раздела 4 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, финансовые средства Территориального фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в установленных размерах, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
По мнению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, из смысла указанных императивных норм следует, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области обязан осуществлять обязательное финансирование неработающего гражданина один раз. При наличии одной обязанности Территориального фонда по финансированию обязательного медицинского страхования неработающих граждан и в связи со ссылкой ответчика на то, что одни и те же граждане застрахованы в нескольких страховых компаниях, суду следовало рассмотреть вопрос о том, какие граждане застрахованы ООО МСК "Свет", не застрахованы ли они в других компаниях, не прекратились ли обязательства по обязательному медицинскому страхованию по какому-либо договору на обязательное медицинское страхование граждан, поскольку без рассмотрения этого вопроса определить объем финансирования ООО МСК "Свет" не представляется возможным.
Доводы кассационной жалобы о нарушении Арбитражным судом Иркутской области статей 7 и 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит обоснованными.
В соответствии со статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с принципом состязательности стороны и другие лица, участвующие в деле имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы, заявлять ходатайства, давать объяснения арбитражному суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле (статья 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Статьей 33 Кодекса также предусмотрено, что стороны пользуются равными процессуальными правами.
Как усматривается из материалов дела, в протоколе судебного заседания от 6-7 июля 1999 года содержится запись о том, что истец заявил ходатайство об изменении основания иска, а также о том, что ответчик заявил ходатайство об отложении дела в связи с неправильным расчетом истцом иска. Судом объявлен перерыв до 7 июля 1999 года до 10 часов.
Согласно протоколу судебного заседания 7 июля 1999 года ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с неправильным расчетом иска истцом. Суд отклонил данное ходатайство ответчика, в судебном заседании объявлен перерыв в связи с необходимостью предоставления документов.
В материалах дела (л.д. 106-107) имеются пояснения ответчика по ходатайству истца об изменении основания иска, в котором содержится ходатайство об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных документов, в частности правильного расчета дифференцированного подушевого норматива, и подготовки подробного отзыва с учетом измененных исковых требований.
В соответствии со статьей 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела в случаях, когда оно не может быть рассмотрено в данном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, свидетелей, экспертов, переводчиков или необходимости предоставления дополнительных доказательств.
Отказав в удовлетворении ходатайства об отложении разбирательства дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов и подготовки подробного отзыва с учетом измененных исковых требований, суд нарушил права ответчика представлять доказательства и участвовать в их исследовании, а такжедавать объяснения арбитражному суду, представлять свои доводы и соображения по возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам и возражать против доводов других лиц, участвующих в деле, предусмотренные статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом нарушены принципы состязательности и равноправия сторон.
При таких условиях решение от 7 июля 1999 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4557/99-8 подлежит отмене как недостаточно обоснованное и принятое с нарушением норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения в соответствии с пунктом 3 статьи 175 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать вопрос о том, какие неработающие граждане застрахованы Администрацией города Иркутска в ООО МСК "Свет" по договору от 22.07.96 на май-июнь 1999 года, не застрахованы ли они в других медицинских страховых компаниях, прекращались ли обязательства по обязательному медицинскому страхованию по каким-либо договорам обязательного медицинского страхования неработающих граждан, в зависимости от сделанных выводов принять законное и обоснованное решение с соблюдением прав участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 июля 1999 года по делу N А19-4557/99-8 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказав в удовлетворении ходатайства об отложении разбирательства дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов и подготовки подробного отзыва с учетом измененных исковых требований, суд нарушил права ответчика представлять доказательства и участвовать в их исследовании, а такжедавать объяснения арбитражному суду, представлять свои доводы и соображения по возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам и возражать против доводов других лиц, участвующих в деле, предусмотренные статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом нарушены принципы состязательности и равноправия сторон.
При таких условиях решение от 7 июля 1999 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4557/99-8 подлежит отмене как недостаточно обоснованное и принятое с нарушением норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения в соответствии с пунктом 3 статьи 175 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 1999 г. N А19-4557/99-8-Ф02-1544/99-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании