Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 9 апреля 2007 г. N А19-41457/05-4-47-16-Ф02-1725/2007
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. N А19-9981/06-10-31-Ф02-1477/2007, от 10 апреля 2007 г. N А19-37990/05-9-6-Ф02-1728/2007
Муниципальное унитарное предприятие Черемховского городского муниципального образования "Водоканал" (МУП ЧГМО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Черемховского городского муниципального образования в лице финансового управления города Черемхово 3 530 106 рублей 75 копеек - суммы расходов вследствие предоставления гражданам в 2004 году субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", 247 854 рублей 18 копеек - суммы расходов, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам, пользующимся льготами по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования".
Определением арбитражного суда от 19 декабря 2005 года по ходатайству истца в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.
Определением арбитражного суда от 20 февраля 2006 года по ходатайству истца из числа ответчиков исключено Черемховское городское муниципальное образование, в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "город Черемхово".
В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца в связи с перенаименованием произведено процессуальное правопреемство от МУП ЧГМО "Водоканал" к МУП "Водоканал" г.Черемхово.
До принятия решения по делу истец уточнил заявленные требования и просил взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 3 485 906 рублей 73 копейки, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году субсидий гражданам и уменьшением им размера платежа за коммунальные услуги, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 44 200 рублей 25 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Иркутской области "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области"; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 123 927 рублей 09 копеек, составляющих 50% от суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2006 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 3 485 906 рублей 73 копейки; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области взыскано 123 927 рублей 09 копеек, в удовлетворении требования о взыскании 44 200 рублей 25 копеек составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Иркутской области "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года решение суда первой инстанции от 21 апреля 2006 года оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11 сентября 2006 года решение от 21 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года в части взыскания с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области 123 927 рублей 09 копеек отменены, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области. В остальной части решение от 21 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2007 года исковые требования в части взыскания расходов по предоставлению льгот по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" удовлетворены за счет казны Российской Федерации. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 123 928 рублей 59 копеек.
Не согласившись с принятым Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-41457/05-47-16 решением от 25 января 2007 года, Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, судом не указано, в чем заключается противоправное поведение Министерства финансов Российской Федерации, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также не доказана вина в причинении убытков истцу.
Заявитель указывает, что все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2004 год, были в полном объеме перечислены Иркутской области.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.
Представитель муниципального образования "город Черемхово" возразил против доводов кассационной жалобы, указав на законность обжалуемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N419, пунктом 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N334 (действие указанного постановления продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N80), субъектами ответственности являются муниципальные образования, субъекты Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что истец в 2004 году предоставлял реабилитированным лицам услуги по водоснабжению и водоотведению с оплатой 50% в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Поскольку Российская Федерация передала в бюджет Иркутской области недостаточно денежных средств на финансирование льгот по оплате коммунальных услуг, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением льгот должна нести Российская Федерация.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации как источника финансирования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот по оплате коммунальных услуг населению установлен, выделенных из федерального бюджета средств для погашения расходов истца было недостаточно. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств, Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 25 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-41457/06-47-16 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба- без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 25 января 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-41457/06-47-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств их федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из материалов дела следует, что истец в 2004 году предоставлял реабилитированным лицам услуги по водоснабжению и водоотведению с оплатой 50% в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
...
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств, Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. N А19-41457/05-4-47-16-Ф02-1725/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании