Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 мая 2007 г. N А78-13640/2005-С1-3/195-Ф02-720/2007
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2006 г. N А78-13640/2005-С1-3/195-Ф02-4395/06-С2
Открытое акционерное общество "Читаэнерго" обратилось с требовании о взыскании с ответчиков убытков в размере 535 000 рублей, причиненных в результате невозмещения выпадающих доходов от предоставления субсидий в 2005 году малообеспеченным гражданам, проживающим в г.Балей.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца на его правопреемника открытое акционерное общество "Читинская энергосбытовая компания".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация городского округа "Город Балей".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнял предмет иска и заявил требование о взыскании с городского округа "Город Балей" в лице Комитета по финансам городского округа "Город Балей" за счет средств местного бюджета убытков в размере 303 319 рублей 14 копеек, причиненных в результате невозмещения выпадающих доходов от предоставления субсидий малообеспеченным гражданам.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 9 января 2007 года исковые требования удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к Комитету по финансам Читинской области, Комитету по финансам городского округа "город Балей" и муниципального учреждения "Служба субсидий г.Балей" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит проверить законность решения от 9 января 2007 года по мотивам неправильного применения судом норм материального права и норм процессуального права: статей 2, 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по финансам Администрации городского округа "Город Балей", Администрация городского округа "Город Балей", открытое акционерное общество "Читинская энергосбытовая компания" отклонили доводы изложенные в ней, указав на законность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ОАО "Читинская энергосбытовая компания" поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Читинской области норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из искового заявления следует, что предметом иска является взыскание убытков, основанием - предоставление малообеспеченным гражданам, проживающим в городе Балей, субсидии на оплату электрической энергии, оформленной МУ "Служба субсидий Г. Балей" в 2004 году и неполная компенсация возникших в связи с этим расходов истца Российской Федерацией. Правовым основанием иска являются статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 "Об основах федеральной жилищной политике", постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.04 N444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
При этом Арбитражный суд Читинской области исходил из установления факта предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению и из недостаточности выделенных из федерального бюджета средств для погашения расходов истца.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правомерным и законным судебный акт об удовлетворении требований истца.
Согласно статье 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 30.08.04 N444 утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно которому субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 28.08.95 N154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 25.09.97 N126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").
Арбитражный суд Читинской области установил, что в бюджете города Балея на 2005 год предусмотрено финансирование расходов на субсидии 2600 тыс. рублей, и данная сумма была предоставлена организациям по возмещению платы, не полученной в связи с предоставлениям гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе энергоснабжающей организации 268 тыс. рублей.
Законом Читинской области "Об областном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований в сумме 279823.6 тыс. рублей, в том числе муниципальному образованию город Балей установлен размер выделяемых из областного бюджета субсидий в сумме 733,1 тыс. рублей и субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 2005 год в сумме 1278,3 тыс. рублей.
Данная сумма была получены муниципальным образованием и распределена между организациями, предоставляющими граждан коммунальные услуги, в том числе энергоснабжающей организации-268 тыс. рублей из средств областного бюджета и 448,6 тыс. рублей из средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.05 N70 Читинской области из федерального бюджета должно производиться частичное возмещение расходов по субсидиям в размере 20%.
В 2005 году Комитетом по финансам Читинской области направлялись сведения в Министерство финансов Российской Федерации о размере начисленных и погашенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 242009,0 тыс. рублей.
В соответствии с приложением N20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Читинской области выделено субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2005 году в сумме 205667,4 тыс. рублей.
В 2005 году Читинской области из федерального бюджета поступили субвенции в размере, предусмотренном Законом о бюджете, из них Министерством финансов Российской Федерации перечислено субъекту на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг согласно статье 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 72973,0 тыс. руб.
Полученные из федерального бюджета денежные средства были распределены муниципальным образованиям Читинской области, в том числе городу Балей-1278,3 тыс. рублей, из них 448,6 тыс. рублей возмещены энергоснабжающей организации.
Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы. Факт и правомерность предоставления льгот ответчиками не оспариваются.
Поскольку Российская Федерация, принимая Закон о жилищной политике, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации .
При изложенных обстоятельствах является законным и обоснованным вывод арбитражного суда о взыскании убытков от предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на статью 15.4 Закона о жилищной политике, устанавливающей совместное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, отклоняется, поскольку федеральный законодатель, предоставив льготы в виде субсидий по оплате коммунальных услуг, не урегулировал вопрос о распределении расходов между бюджетами различных уровней. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета и достаточное их направление.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 9 января 2007 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-13640/2005-С1-3/195 является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 9 января 2007 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-13640/2005-С1-3/195 оставить без изменения, кассационную жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В 2005 году Читинской области из федерального бюджета поступили субвенции в размере, предусмотренном Законом о бюджете, из них Министерством финансов Российской Федерации перечислено субъекту на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг согласно статье 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 72973,0 тыс. руб.
...
Довод кассационной жалобы со ссылкой на статью 15.4 Закона о жилищной политике, устанавливающей совместное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, отклоняется, поскольку федеральный законодатель, предоставив льготы в виде субсидий по оплате коммунальных услуг, не урегулировал вопрос о распределении расходов между бюджетами различных уровней. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета и достаточное их направление."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2007 г. N А78-13640/2005-С1-3/195-Ф02-720/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании