Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 октября 2007 г. N А58-2710/2007-Ф02-7689/2007
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Мирнинское предприятие жилищного хозяйства" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями о признании незаконными решений от 26.04.2007 N 3994 и от 24.04.2007 N 4004 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Саха (Якутия) о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 3 июля 2007 года дела NN А58-2710/2007 и А58-2711/2007 объединены в одно производство N А58-2710/2007 в целях процессуальной экономии в связи с участием в деле одних и тех же лиц и однородностью указанных дел.
Решением суда от 9 июля 2007 года заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговые декларации по транспортному налогу за 2006 год и налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года были представлены налогоплательщиком в налоговый орган не по установленной форме (установленному формату), следовательно, повторное представление деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по установленному формату является нарушением срока ее представления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило указанные доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в заседании кассационной инстанции подтвердил возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N41941 от 11.10.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговая инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных обществом 07.02.2007 налоговых деклараций по транспортного налогу за 2006 год и налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, по результатам которых вынесла решения от 26.04.2007 N 3994 и от 24.04.2007 N 4004 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в сумме 1 369 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу и в сумме 203 361 рубль 9 копеек за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Выводы арбитражного суда о признании решений налоговой инспекции незаконными являются правильными.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьями 360, 361.1 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, по истечении которого организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "статьями 360, 361.1" следует читать как "статьями 360, 363.1"
Согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В силу пункта 3 названной статьи налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).
Из материалов дела следует, что общество 22 января 2007 года представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по транспортному налогу за 2006 год и по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумажных носителях.
Налоговая инспекция отказала в приеме налоговых деклараций в связи с нарушением порядка представления налоговых деклараций и необходимостью представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Ответом N 12-2254 от 28.03.2007 на запрос общества налоговая инспекция подтвердила отказ в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Кодекса в приеме налоговых деклараций, представленных на магнитных носителях с подтверждением на бумажных носителях, и указала на уведомление налогоплательщика об обязанности с 01.01.2007 отчитываться по телекоммуникационным каналам связи (т. 1, л.д. 14, т. 2, л.д. 14).
Факт непринятия налоговых деклараций подтверждается также решениями налоговой инспекции, из которых следует, что возражения общества на акты камеральных проверок налоговых деклараций об их представлении 22.01.2007 были отклонены.
Общество повторно представило налоговые декларации 07.02.2007 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71, расширение сферы действия норм Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой ответственности недопустимо.
Поскольку статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за представление декларации по неустановленной форме не предусмотрена, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 9 июля 2007 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2710/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.
По мнению ИФНС, налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности за нарушение срока представления декларации по транспортному налогу при её повторном представлении, причиной которой явилась представление указанной декларации по неустановленной форме.
Согласно п.1 ст.360 НК РФ по транспортному налогу налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст.363.1 НК РФ).
Установлено, что 22.01.2007 г. налогоплательщик представил в ИФНС налоговую декларацию по транспортному налогу. ИФНС отказала в приеме данной налоговой декларации, в связи с нарушением порядка представления налоговой декларации и необходимостью представления налоговой декларации по установленной форме. Налогоплательщик повторно представил налоговую декларацию 07.02.2007 г. по установленной форме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме ВАС РФ от 17.03.2003 г. N 71, расширение сферы действия норм НК РФ о налоговой ответственности недопустимо.
Поскольку ст.119 НК РФ ответственность за представление декларации по неустановленной форме не предусмотрена, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности.
При таких обстоятельствах решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности является незаконным.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N А58-2710/2007-Ф02-7689/2007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании