Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 мая 2008 г. N А33-12043/2007-Ф02-2153/2008
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Золотодобывающая компания "Полюс" (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 15.06.2007 N 3 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (налоговая инспекция) в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 172 554 рубля 47 копеек за неуплату налога на имущество, доначисления налога на прибыль в сумме 13 920 рублей 24 копейки, налога на добавленную стоимость в сумме 64 089 309 рублей 5 копеек, налога на имущество в сумме 5 862 722 рубля 35 копеек и пеней в сумме 1 119 956 рублей 22 копейки за его неуплату.
Решением от 18 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные обществом требования удовлетворены частично: признано недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 172 554 рубля 47 копеек за неуплату налога на имущество, доначисления налога на прибыль в сумме 13 920 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 64 019 368 рублей 94 копейки, налога на имущество в сумме 5 862 722 рубля 35 копеек и пеней в сумме 1 119 956 рублей 22 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 28 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда в части признания недействительным ее решения о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 63 334 305 рублей 73 копейки, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации допускается указание продавца в качестве грузоотправителя, в том числе и в случае отправления груза третьим лицом, не соответствует положениям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит понятия "грузоотправитель", в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае подлежат применению нормы гражданского законодательства и Устава железнодорожного транспорта.
Поэтому продавец, осуществляющий исполнение обязанности по передаче товара с привлечением и иного лица, обязан в счете-фактуре в качестве грузоотправителя указать именно это лицо, поскольку оно подпадает под понятие "грузоотправителя".
При этом обществом не представлены документы, подтверждающие взаимоотношения поставщиков общества с указанными в железнодорожных накладных грузоотправителями.
Как следует из кассационной жалобы, налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов только на основании правильно оформленных счетов- фактур, поэтому вправе внести исправления в счета-фактуры и заявить налоговые вычеты только в том периоде, в котором внесены исправления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 01.05.2004 по 31.12.2006.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 23.04.2007 N 34 и вынесла решение от 15.06.2007 N 3, которым, в том числе доначислила налог на добавленную стоимость в сумме в сумме 63 334 305 рублей 73 копейки.
Вывод арбитражного суда о признании недействительным решения налоговой инспекции в указанной части является правильным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в соответствии с настоящей главой, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Из материалов дела следует, что обществами с ограниченной ответственностью (ООО) "Фортуна", "Ланит", "Металл-Юнион" (поставщик) с обществом (покупатель) заключены договоры поставки, предметом которых являлась передача поставщиком в собственность покупателя товара согласно спецификациям, являющимся неотъемлемой частью договоров.
В выставленных в адрес общества счетах-фактурах и товарных накладных в качестве грузоотправителей указаны ООО "Фортуна", ООО "Ланит" и ООО "Металл-Юнион", являющиеся поставщиками товара.
Подпунктами 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя и наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
При этом требования об указании наименования перевозчика товара или иного грузоотправителя условиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и содержанием формы счета-фактуры не предусмотрено.
Кроме того, налоговая инспекция в ходе проверки не исследовала вопрос о фактическом грузоотправителе товара.
Налоговая инспекция не воспользовалась своим правом, предоставленным ей статьями 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации, и не истребовала у общества дополнительные документы для установления фактов перевозки грузов иными организациями, а не указанными в счетах-фактурах в качестве грузоотправителей.
Поэтому правильным является и вывод суда о том, что представление счетов-фактур, содержащих исправления относительно грузоотправителя товара, не имеет правого значения для решения вопроса о правомерности заявленных обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость по поставщикам ООО "Фортуна", ООО "Ланит" и ООО "Металл-Юнион".
Доводы налоговой инспекции о том, что ООО "Фортуна", ООО "Ланит" и ООО "Металл-Юнион" не уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость, указанные лица по юридическим адресам не находятся, ООО "Фортуна" и ООО "Металл-Юнион" не представляют налоговую отчетность с 2004 года, ООО "Ланит" занижен исчисленный в налоговых декларациях налог на добавленную стоимость, исследованы судом первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки указанных обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционного суда являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 18 декабря 2007 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 28 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-12043/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в частности, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
По мнению ИФНС, счета-фактуры, в которых поставщик, осуществляющий исполнение обязанности по передаче товара с привлечением третьего лица, указан грузоотправителем, не могут являться основанием для налогового вычета по НДС. При внесении исправлений в счета-фактуры вычет будет предоставлен в периоде внесения исправлений.
Как установил суд, налогоплательщиком заключены договоры поставки в его адрес товара. В выставленных в адрес налогоплательщика счетах-фактурах и товарных накладных в качестве грузоотправителей указаны поставщики товара.
Пунктом 1 ст.172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст.171 НК РФ.
Счета-фактуры, выставленные с нарушением требований п.5 ст.169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п.2 ст.169 НК РФ).
Суд отметил, что НК РФ не содержит требования об указании наименования перевозчика товара или иного грузоотправителя.
При этом в ходе проверки ИФНС не исследовала вопрос о фактическом грузоотправителе товара, не истребовала у общества дополнительные документы для установления фактов перевозки грузов иными организациями, а не указанными в счетах-фактурах в качестве грузоотправителей.
Поэтому представление счетов-фактур, содержащих исправления относительно грузоотправителя товара, не имеет значения для предоставления заявленных вычетов по НДС.
На основании изложенного суд признал правомерным применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2008 г. N А33-12043/2007-Ф02-2153/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании