Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 мая 2009 г. N А74-1783/2008-Ф02-1699/2009
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие г. Абакана "Ритуальные услуги" (далее - МУП "Ритуальные услуги) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о взыскании 943 928 рублей 02 копеек расходов, возникших в период с 01.03.2007 по 31.05.2008 в связи с предоставлением услуг по погребению.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2008 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, Управление социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 сентября 2008 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2008 года исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу МУП "Ритуальные услуги" за счет казны Российской Федерации взыскано 943 928 рублей 02 копейки - убытков, 15 899 рублей расходов по оплате госпошлины. В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2009 года решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2008 года отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия. С Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в пользу МУП "Ритуальные услуги" взыскано 943 928 рублей 02 копейки - убытков. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2009 года, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2008 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемый судебный акт принят при неправильном применении апелляционным судом норм материального права (подпункт 41 пункта 3, пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации); с нарушением норм процессуального права (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно, статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 25, 26 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 68-О, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23.
Министерство финансов Российской Федерации представило отзыв на кассационную жалобу, в котором заявило о своем согласии с обжалуемым судебным актом, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя поддержало, просило оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2008 года.
В судебном заседании 30 апреля 2009 года представитель Министерства финансов и экономики Республики Хакасия поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 апреля 2009 года объявлен перерыв до 14 часов 4 мая 2009 года, о чем сделано публичное сообщение.
После перерыва представитель заявителя участия в судебном заседании не принимал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 05.12.2007 между Управлением социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан (заказчик) и МУП "Ритуальные услуги" (исполнитель) заключен договор N 1-рт о возмещении расходов по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего, по условиям которого исполнитель во исполнение Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предоставляет услуги по погребению умерших, указанных в статье 12 указанного Закона (п.1.1).
Дополнительным соглашением от 15.01.2008 срок действия договора от 05.12.2007 N 1-рт продлен до 31.01.2008.
В результате выполнения в период с 01.03.2007 по 31.05.2008 работ по захоронению безродных и невостребованных умерших на основании Федерального закона "О погребении и похоронном деле" истец понес расходы в сумме 943 928 рублей 02 копеек, которые не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение расходов на заявленную сумму истцом представлены: ежемесячные акты, подписанные между истцом и Управлением социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакан; счета-фактуры; реестры умерших (погибших); отношения, выданные муниципальными учреждениями здравоохранения и Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Правовым основанием истец указал пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
Удовлетворяя исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства выделения финансирования, достаточного для полной компенсации расходов истца.
Третий арбитражный апелляционный суд, удовлетворяя исковые требования к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия, указал на то, что финансирование расходов по предоставлению материальной и иной помощи для погребения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает позицию арбитражного апелляционного суда обоснованной, исходя из следующего.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2006) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Как следует из материалов дела, МУП "Ритуальные услуги" является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, производившей захоронение умерших граждан на основании отношений, выданных муниципальными учреждениями здравоохранения и Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Судом первой инстанции и апелляционным судом установлено, что в период с 01.03.2007 по 31.05.2008 истец произвел захоронение 249 умерших граждан, которые не являлись работающими и пенсионерами, оказав услуги на 943 928 рублей 02 копейки.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, Третий апелляционный суд правомерно исходил из положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При этом апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение вопроса о предоставлении материальной и иной помощи для погребения, являющегося предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" разграничены источники финансирования стоимости услуг по погребению в зависимости от категории умерших граждан, бюджетным законодательством Республики Хакасия предусмотрены средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле", возмещение стоимости услуг по погребению умерших, указанных в абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В тоже время, апелляционный суд необоснованно взыскал сумму убытков с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в силу следующего.
Постановлениями Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 N 381 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год", от 26.12.2007 N 436 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главным распорядителем средств республиканского бюджета, в том числе, и на возмещение расходов по погребению неработающих и не являвшихся пенсионерами граждан, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
При таких обстоятельства, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что возмещение стоимости услуг, предоставленных истцом согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно производиться за счет средств бюджета Республики Хакасия в лице Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным обжалуемое постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2009 года по делу N А74-1783/2008 изменить, изложив резолютивную часть в новой редакции.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы, подлежит взысканию в его пользу с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2009 года по делу N А74-1783/2008 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счет средств казны Республики Хакасия в пользу муниципального унитарного предприятия г. Абакана "Ритуальные услуги" 943 928 рублей 02 копейки убытков.
В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, Управлению социальной поддержки населения муниципального образования г. Абакана, отказать".
Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в пользу Министерства финансов и экономики Республики Хакасия государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2009 г. N А74-1783/2008-Ф02-1699/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании