Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 22 мая 2014 г. N 2078
В Конституционный Суд Российской Федерации
190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, 1
Заявитель: Тюменская областная Дума
625018, г. Тюмень, ул. Республики, 52
Представитель заявителя:
Ульянов Владимир Ильич, депутат Тюменской
областной Думы, заместитель председателя
комитета Тюменской областной Думы по
государственному строительству и местному
самоуправлению, кандидат юридических наук
Орган, издавший оспариваемый акт:
Совет Министров СССР
Запрос
о проверке конституционности Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1974 N 581-196 "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР"
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона.
Основанием для обращения Тюменской областной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1974 N 581-196 "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" (далее - Постановление СМ СССР N 581-196).
Направление Тюменской областной Думой настоящего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации связано с поступлением обращения от гражданина Российской Федерации Селькова Бориса Васильевича, в котором он просит Тюменскую областную Думу обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности Постановления СМ СССР N 581-196.
Из содержания обращения и представленных Сельковым Б.В. документов следует, что Постановлением СМ СССР N 581-196 был установлен специальный порядок исчисления пенсии для граждан, имеющих почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" и право на пенсию за выслугу лет по достижении возраста 55 лет и при наличии стажа летной работы не менее 25 лет.
Согласно архивной справке Федерального архивного агентства от 09.11.2009 N 8905-С, приложенной к обращению Селькова Б.В., исчисление пенсии в данном случае производится из среднего заработка по последнему месту работы в должности, дающей право на выплату пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет, назначаемая по Постановлению СМ СССР N 581-196, не может превышать для заслуженного пилота СССР суммы в 250 рублей, для заслуженного штурмана СССР - 175 рублей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.08.1982 "О присвоении почетных званий "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" пилотам и штурманам гражданской авиации" Б.В. Селькову было присвоено звание "Заслуженный пилот СССР", в результате чего с 05.11.1990 на основании Постановления СМ СССР N 581-196 ему была назначена повышенная пенсия за выслугу лет в размере 250 рублей.
Вместе с тем после принятия и вступления в силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 340-1) выплата пенсий, предусмотренных Постановлением СМ СССР N 581-196, была прекращена. Фактически размер пенсии Селькова Б.В. был приравнен к размеру пенсии работников летного состава без учета наличия почетного звания "Заслуженный пилот СССР".
Б.В. Сельков обращался по указанному вопросу в Тюменский региональный фонд пенсионеров, ветеранов и инвалидов летного состава гражданской авиации "МЭЙ ДЕЙ", который, в свою очередь, обратился к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. Ответ, разъясняющий, что в соответствии со статьей 134 Закона РФ N 340-1 персональные пенсии, назначенные на территории Российской Федерации до 21.11.1990, отменяются с 01.01.1992, был получен из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Однако пенсии, предусмотренные Постановлением СМ СССР N 581-196, не являются персональными пенсиями, поскольку персональные пенсии назначались гражданам в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 19.12.1977 N 1128 "Об утверждении Положения о персональных пенсиях". Критерии для назначения персональной пенсии и предмет правового регулирования Положения о персональных пенсиях несколько иные, нежели предусмотренные Постановлением СМ СССР N 581-196, которое является актом специального действия.
Из ответов на запросы Прокуратуры Тюменской области в Государственный архив Российской Федерации, а также в Аппарат Правительства Российской Федерации следует, что персональная пенсия, предусмотренная Постановлением Совета Министров СССР от 19.12.1977 N 1128 "Об утверждении Положения о персональных пенсиях", Б.В. Селькову не назначалась.
Также Б.В. Сельков неоднократно направлял обращения в адрес Президента Российской Федерации, в ответ на которые получил разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.03.2012 N 19-1/10/3010466-1398. В данном документе по вопросу отмены льгот в части пенсионного обеспечения в связи с вступлением в силу Закона РФ N 340-1 отмечается, что согласно разделу второму "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, постановлению Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" нормы бывшего союза ССР применяются на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. В связи с принятием Закона РФ N 340-1 на территории Российской Федерации пенсионное обеспечение регулируется законодательными актами Российской Федерации. В этой связи не имеется законных оснований для применения норм Союза ССР на территории Российской Федерации при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения, в том числе работников летного состава.
Тюменская областная Дума не разделяет вышеуказанную позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в связи с тем, что Постановление СМ СССР N 581-196 не устанавливает порядок пенсионного обеспечения, а предусматривает определенные гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющих почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР". Анализ действующего законодательства показал, что нормативный правовой акт, в соответствии с которым Постановление СМ СССР N 581-196 было бы признано утратившим силу, на сегодняшний день отсутствует.
В силу пункта 2 Раздела II "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи, без учета районного коэффициента, а для лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере, чем повышение к пенсии, - также соответствующего повышения), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам.
Таким образом, считаем, что категории граждан, определенные Постановлением СМ СССР N 581-196, имеют право на получение повышенной пенсии за выслугу лет.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 N 11-П, от 27.11.2008 N 11-П, определения от 11.07.2002 N 191-О, от 16.05.2007 N 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П и др.).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц определенного права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 85 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Тюменская областная Дума считает Постановление СМ СССР N 581-196 подлежащим действию вопреки официальной позиции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об отсутствии законных оснований для применения норм Союза ССР на территории Российской Федерации при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 36, 37, 84, 85, 86 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Тюменская областная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации провести проверку Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1974 N 581-196 "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" на соответствие его Конституции Российской Федерации.
Приложения:
1. Ходатайство Тюменской областной Думы об истребовании Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1974 N 581-196 "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" из Государственного архива Российской Федерации.
2. Копия обращения Селькова Б.В. в Тюменскую областную Думу от 11.03.2013.
3. Копия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.08.1982 "О присвоении почетных званий "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР" пилотам и штурманам гражданской авиации".
4. Копия архивной справки Федерального архивного агентства от 09.11.2009 N 8905-С.
5. Копия письма Аппарата Правительства Российской Федерации на запрос Прокуратуры Тюменской области от 27.02.2007 N П41-5120.
6. Копия письма Федерального архивного агентства на запрос Прокуратуры Тюменской области от 20.02.2007 N 507-с.
7. Копия письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.05.2008 N 1049-19.
8. Копия письма Селькова Б.В. в адрес Президента Российской Федерации от 23.01.2012.
9. Копия письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 09.02.2012.
10. Копия письма Селькова Б.В. в адрес Президента Российской Федерации от 15.02.2012.
11. Копия письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.03.2012 N 19-1/10/3010466-1398.
12. Документ об уплате государственной пошлины.
13. Доверенность представителя Тюменской областной Думы.
14. Копия диплома кандидата юридических наук представителя Тюменской областной Думы.
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 22 мая 2014 г. N 2078 "О запросе Тюменской областной Думы в Конституционный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.