Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 5 ноября 2014 г. N 823-рк
Муниципальная программа
"Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы"
26 января, 18 мая, 6 июля 2015 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 января 2015 г. N 31-рк в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об Утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Законом Тюменской области от 02.12.2014 N 102 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 422-п "Об утверждении Положения о дополнительных мерах по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей, а также компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 06.02.2012 N 9-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению субсидий в сфере образования";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования
Причины возникновения проблемы:
- недостаток мест в учреждениях дошкольного образования в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1,5 до 3 лет в большинстве районов города;
- недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
- несоответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей, обозначенных в ФГОС ДО.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 106 учреждений (муниципальные дошкольные образовательные учреждения - 89, общеобразовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 12, негосударственные дошкольные образовательные учреждения - 1, иные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 4); а также 15 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня. Меры, предпринятые в 2012 - 2013 годах (открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; функционирование отделений дошкольного образования в школах), позволили уже в 2013 году полностью удовлетворить потребность в местах в дошкольных учреждениях для детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (7078 детей по состоянию на 01.07.2014 года), которым не предоставлены услуги по присмотру и уходу в муниципальных учреждениях.
В связи с развитием экономики города, высокими темпами застройки и благоприятной демографической ситуацией потребность в местах в дошкольных учреждениях постоянно повышается. Чаще всего это районы интенсивной жилищной застройки: микрорайон "Тюменский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 273), микрорайон "Войновка" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 246), микрорайон "Европейский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 363), район "Дом Обороны" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, -389), район ул. Московский тракт (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, -271), микрорайон "Мыс" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 222), 5 - 6 микрорайон, и микрорайон "Южный" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 419), микрорайон "Тура" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 217).
В строящихся микрорайонах "Ямальский", "Видный", "Ямальский 2" дошкольные учреждения отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады не по месту их жительства.
Строительство детских садов в развивающихся районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей указанного возраста и освободить, тем самым, места в других районах города для детей от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем, необходимо понимать, что процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке. Отбор образовательных учреждений, подлежащих капитальному ремонту, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Администрации города Тюмени от 19.03.2012 N 103-рк, согласно которому бюджетные средства в первую очередь направляются на проведение капитальных ремонтов объектов, в которых не завершены работы капитального характера (переходящие объекты), объектов, имеющих предписания надзорных органов, а также объектов, в которых проведение капитального ремонта в большей степени влияет на достижение ожидаемого социально-экономического эффекта - увеличение доли детей дошкольного возраста (2 - 6 лет), посещающих учреждения дошкольного образования. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 28 детских садах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 29 детских садах. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ в образовательных учреждениях сохраняется.
С 2010 года постепенно увеличивается количество организаций негосударственного сектора экономики, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста и получающих субсидию на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня, причем 5 из 18 таких организаций имеют лицензию на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО особо актуален. Согласно требованиям стандарта развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады города оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных учреждениях:
- в спальных помещениях обычные кровати постепенно сменяются на раздвижные трехъярусные кровати-шкафы для освобождения пространства и обеспечения двигательной активности дошкольников;
- в коридорах-рекреациях организованы игровые и учебные зоны;
- в групповых комнатах организован свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Тем не менее, существует проблема перенасыщения и избытка мебели и оборудования, отсутствия сменяемости игрового оборудования. Анализ развивающей среды в детских садах выявил проблемы в вопросе трансформируемости: в ряде учреждений игровое оборудование и сюжетные уголки в групповых ячейках статичные, громоздкие, непосильные для передвижения дошкольниками. Необходимо приобретать и вводить в интерьер многофункциональные объекты, обеспечивающие возможность трансформации пространства, в том числе выполняемого детьми.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников в городе Тюмени создано 15 пилотных площадок для педагогических коллективов по внедрению ФГОС ДО, организованы обучающие мероприятия, включающие семинары-практикумы, курсы, учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС ДО, в том числе в режиме консультирования в сети Интернет. Пилотные площадки, в свою очередь, распространяют позитивный отрефлексированный опыт проектирования развивающей предметно-пространственной среды среди дошкольных учреждений города.
ФГОС ДО предполагает в качестве приоритетной задачи мероприятия по обновлению состава и компетенций педагогических кадров, однако анализ условий для успешного внедрения данных мероприятий выявил недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников в области психологической поддержки и сопровождения ребёнка и низкий уровень развития коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями (законными представителями).
Успешная реализация запланированных мероприятий позволит устранить существующее на сегодняшний день противоречие - несоответствие уровня профессионально-педагогической подготовленности воспитателя и требований, предъявляемых к нему, создать перспективы для дальнейшего роста его профессиональной компетенции, сформировать инновационный потенциал и, следовательно, обеспечить современное качественное дошкольное образование в городе в целом.
2. Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества
Причины возникновения проблемы:
- низкие темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни и экономике;
- недостаточный уровень сформированности системы профильного обучения;
- недостаток учителей, которые могут качественно преподавать, учитывая, развивая и формулируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся;
- неразвитость использования индивидуального обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Во многом эти причины являются следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологий.
Образовательные результаты - это показатели итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы. Несмотря на их позитивную динамику в городе Тюмени, они не могут рассматриваться на данном этапе как достаточные.
Образовательным результатом в парадигме новых стандартов является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В процессе социальных изменений, происходящих в городе, регионе и государстве в целом, обострилась проблема математического образования, в связи с чем в образовательной области "Математика" необходимо:
- принять за основу направления развития математического образования, изложенные в Концепции математического образования в РФ;
- организовать работу площадок по апробации педагогических технологий, методик и средств обучения, в том числе дистанционных, электронного обучения с целью индивидуализации обучения, в том числе с развитием системы специализированных учреждений, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики на всех уровнях школьного образования.
Во всех предметных областях необходимо:
- выработать единые для муниципальной системы образования подходы к обеспечению горизонтальной и вертикальной преемственности содержания в школьных предметах, образовательных областях;
- обеспечить новые практики методической работы (внутришкольный и муниципальный уровни) с учителями, осуществляющими преподавание на базовом и углубленном уровне, а также с предметниками, ведущими подготовку детей к участию в олимпиадном движении;
- организовать апробацию учебно-методических комплексов по предметам с целью выявления наиболее адаптируемых к условиям города;
- выработать единые требования к формированию и оценке читательской компетентности для каждого уровня общего образования как к результату целенаправленной деятельности по реализации междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".
К основным образовательным результатам относятся и сформированные социально значимые компетенции учащихся. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования обязывает осуществить поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, формированию универсальных учебных действий обучающихся.
На внутришкольную систему работы по обеспечению качества образования также влияют следующие внешние факторы:
- развитие образовательной инфраструктуры (выработка моделей взаимодействия с профессорско-преподавательским составом образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, выработка моделей взаимодействия с организациями дополнительного образования);
- развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих интеграцию основного и дополнительного образования в интересах ребенка;
- формирование системы образовательной мобильности и образовательного туризма педагогов;
- выработка эффективных моделей методического обеспечения и методического сопровождения педагогических кадров муниципальной системы образования города, направленных на формирование профессиональной готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта, работе с современным учебным оборудованием, реализации современных образовательных технологий.
Одной из задач является постоянное обновление и омоложение учительского корпуса. Удельный вес численности учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 35 лет в общей численности учителей ОУ в городе Тюмени составляет 29% (по регионам страны в среднем составляет 20%). Если принять за норму продолжительность эффективной педагогической деятельности 40 лет (22 - 62 года), на категорию учителей до 35 лет должно приходиться примерно 30% штата. В связи с этим важнейшим направлением развития общего образования является совершенствование учительского корпуса.
Результаты образовательной деятельности во многом зависят от состояния здоровья обучающихся. Основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются совершенствование школьной инфраструктуры с учетом современных требований, в том числе развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, активное использование физкультурно-оздоровительных, медико-гигиенических, образовательных здоровьесберегающих технологий, формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса. В период с 2009 по 2014 годы наряду с проведением мероприятий по ремонту и модернизации существующих спортивных сооружений, современными спортивными площадками оснащены территории 45 образовательных учреждений. Целенаправленная работа в данном направлении позволила достичь определенных положительных результатов: увеличилась доля детей, систематически занимающихся спортом (2013 год - 32,6%; 2012 год - 24,7%); увеличилась доля детей с нормальным уровнем физического развития (2013 год - 68,3%; 2012 год - 66,3%); повысился охват детей двухразовым горячим питанием в общеобразовательных учреждениях (2013 год - 26%; 2012 год - 21%); увеличилась доля детей школьного возраста, отнесенных к первой и второй группам здоровья (2013 год - 87,45%; 2012 год - 85,2%); снизилась доля детей с заболеваниями органов пищеварения (2013 год - 2,5%; 2012 год - 3,2%).
Несмотря на определенную положительную динамику, актуальной остается задача снижения школьных факторов риска, влияющих на здоровье школьников. По итогам диспансеризации 2013 года, доля детей с различными нарушениями осанки составила 51%, с нарушениями зрения - 9,2%.
В целях профилактики социально-значимых заболеваний, снижения школьных факторов риска путем формирования у детей ответственного отношения к своему здоровью как к самостоятельной ценности в образовательных учреждениях реализуется ряд межведомственных проектов. На создание оптимального режима двигательной активности детей направлены проекты "Физкультминутки в учебном процессе", "Зарядка для школьников. Уроки здоровья", Интернет-конкурс "Лучшая физкультминутка", экскурсии на тренировки тюменских спортивных команд, проведение уроков физкультуры тренерами спортивных клубов. На профилактику нарушений зрения, осанки направлены тематические классные часы, родительские собрания с участием врачей-педиатров, узких специалистов, а также реализуемый совместно с офтальмологическим диспансером проект по дистантному скрининговому обследованию зрения школьников. На пропаганду принципов здорового питания среди детей, их родителей и педагогов направлены семинары, мастер-классы шеф-поваров тюменских ресторанов "Здоровый завтрак", проект "Каникулы здоровья", акция "Продукт дня", классные часы "Продукты питания", интернет-конкурсы "Рецепт здоровья", "Лучший школьный повар". Самый крупный из реализуемых проектов - "Здоровая школа", ключевыми направлениями которого являются "Профилактика инфекционных заболеваний", "Рациональное питание", "Физическое развитие", "Охрана зрения". Городской проект "Здоровая школа" в полном объеме интегрируется в областной комплексный проект организации оздоровительной работы "Здоровье на 5+".
Однако, несмотря на проводимые в настоящее время мероприятия по физическому развитию обучающихся, актуальными остаются следующие проблемы:
- недостаточное количество спортивных залов и их высокая загруженность;
- несоответствие материальной базы требованиям образовательной программы в полном объеме, нехватка спортивного инвентаря;
- сложность в построении образовательной рабочей программы с учетом неравного физического развития детей.
Решение данных проблем возможно посредством реализации следующих мер:
- составление гибкого графика работы спортзала, организация новых площадей для занятий физкультурой;
- строительство спортивных залов, подготовка специализированных помещений;
- проведение большей части спортивных занятий на свежем воздухе.
Отдельным направлением работы по сохранению и укреплению здоровья детей является организация рационального питания в школе. Повышению качества школьного питания и, как следствие, увеличению охвата горячим питанием в школе (2013 год - 98,1%; 2012 год - 96,5%) способствует совершенствование материально-технической базы пищеблоков (с 2009 года капитальный ремонт пищеблоков с заменой технологического оборудования выполнен в 44 образовательных учреждениях), повышение квалификации работников школьных столовых, участие родительской общественности в контроле качества школьного питания, пропаганда культуры здорового питания среди всех субъектов образовательного процесса, компенсация части родительской платы за школьное питание.
3. Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных учреждениях в строящихся микрорайонах
Причины возникновения проблемы:
- отставание темпов строительства новых образовательных учреждений от темпов застройки города;
- низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- недостаточное и морально устаревающее материально-техническое оснащение образовательного процесса большинства образовательных учреждений, не позволяющее эффективно реализовывать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- отсутствие в значительной части образовательных учреждений безбарьерной среды и специального оснащения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Численность детей школьного возраста, проживающих в Тюмени, в 2013 году составила около 70 тысяч человек. В городе функционирует 91 школы, из них 84 - муниципальных, 3 - структурные подразделения учреждений высшего профессионального образования, 4 - негосударственных.
Благоприятное социально-экономическое развитие города обусловливает положительную демографическую ситуацию и миграционный прирост населения трудоспособного возраста, в том числе детей школьного возраста (так, в 2012 - 2013 учебном году количество обучающихся увеличилось на 1041 человек, в 2013 - 2014 учебном году - на 5373 человека). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Тюмени до 2017 года ежегодный прирост численности населения сохранится на уровне 2013 года. Вследствие активного строительства новых микрорайонов с неразвитой социальной инфраструктурой (в том числе с отсутствием учреждений общего образования) проблема недостаточной обеспеченности местами в общеобразовательных организациях набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают жилые районы: "Восточный-2", "Мыс", "Малахово", "Видный", "Ямальский", "Ямальский-2", "Комарово", район ул. Московский тракт.
Развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений осуществляется посредством строительства новых школ (за период с 2012 по 2014 годы построены две новые школы - МАОУ СОШ N 92 (2 корпус) в микрорайоне "Тюменский-3" и МАОУ СОШ N 94 в "3-м Заречном" микрорайоне).
Учитывая существующую в настоящее время потребность в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях, можно определить районы, в которых в ближайшем будущем потребуется строительство новых школ. Данная информация также будет учтена при определении потребности в строительстве общеобразовательных учреждений.
Кроме потребности в строительстве новых зданий общеобразовательных учреждений существует объективная необходимость поддержания действующих зданий школ в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов общеобразовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 15 школах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 18 школах. В настоящее время сохраняется потребность в проведении ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях, в связи с чем мероприятия по модернизации материально-технической базы будут продолжены.
В 2013 и 2014 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования все школы города были оснащены мобильными компьютерами net book для каждого учителя и для учеников начальной школы. Также получены современные цифровые лаборатории по предметам естественнонаучного цикла, начальные школы оснащены лабораторным оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На сегодняшний день можно отметить, что часть оборудования, которая необходима для организации учебного процесса по новым федеральным государственным стандартам, имеется. Однако, в связи с увеличением количества обучающихся, связанным с демографической ситуацией в городе, становится актуальной проблема отставания темпов развития материальной базы общеобразовательных учреждений в целях обеспечения современным учебным оборудованием каждого ученика.
4. Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, семьи и общества
Причины возникновения проблемы:
- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентации у обучающихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности;
- неумение учащихся и их родителей при выборе будущей профессии учитывать личностные способности и возможности, а также реальные потребности рынка труда;
- несоответствие форм и технологий профориентационной деятельности требованиям федерального государственного образовательного стандарта и потребностям экономики города;
- недостаточность условий для первичного трудоустройства выпускников интернатного типа и их адаптации на рабочем месте.
Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации обучающихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 84 общеобразовательных учреждений, в которых задействовано 15% обучающихся. Всего 2240 старшеклассников принимают активное участие в волонтерском движении, 1359 в тимуровском движении (около 21% обучающихся). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра", "Синяя птица" и др.) ежегодно принимают участие около 3000 человек (17,5% обучающихся). В Слёте участников межрегионального детского военно-патриотического общественного движения "Юные Карбышевцы" Российской Федерации и стран СНГ, посвященного 70-летию победы под Сталинградом (г. Волгоград, 2 - 7 мая 2013 года), приняли участие 4 учащихся из МАОУ СОШ N 48.
Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными учреждениями, общественных организациях и советах позволит более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.
Отсутствие ответственности за достижение результатов собственного развития, неумение учитывать процессы, характерные для современного общества, подтверждают данные мониторинга "Мотив будущего профессионального выбора", проводимого ежегодно МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы о том, что за период с 2011 по 2013 годы наблюдается динамика осознанного выбора будущей профессиональной деятельности среди учащихся 8, 10 классов: в 2013 году обследовано 4458 обучающихся из 57 ОУ (51% от общего охвата детей данного возраста) - область будущей профессиональной деятельности определена у 93% учащихся, у 7% обучающихся не сформирована. В 2011 году из 4328 обследованных обучающихся область будущей профессиональной деятельности определена у 48%, выбор неоднозначен - у 41%, совершенно не сформирован - у 11% обучающихся.
90% выпускников школ (10-е классы) мотивированы на получение высшего профессионального образования (юридическое, инженерное, экономическое, медицинское, военное). За период с 2011 по 2014 годы выросла доля детей, выбирающих предпринимательскую деятельность, - 6%, 4% готовы обучаться рабочим профессиям (автослесарь, сварщик, водитель).
Несмотря на рост показателя "социально-профессиональное предпочтение" с 48% до 93%, результаты исследования показали, что треть обучающихся не в состоянии соотнести требования, предъявляемые к той или иной сфере деятельности, со своими возможностями, большинство выпускников по-прежнему выбирают специальности, связанные с получением высшего образования. Рабочие специальности не являются популярными. В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда. Об этом свидетельствует распределение выпускников 11 классов по каналам обучения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение выпускников 11 классов по каналам обучения в городе Тюмени
Год |
Учреждения высшего профессионального образования |
Учреждения среднего профессионального образования |
Учреждения начального профессионального образования |
2011 |
90% (с вечерними 77,5%) |
6% (с вечерними 7%) |
1% |
2012 |
84,4% (с вечерними 77,6%) |
8,3% (с вечерними 8,5%) |
1% |
2013 |
89,6% (с вечерними 78,2%) |
7,5% |
*- С 2013 года учреждения НПО преобразованы в СПО.
Однако, формирование и проведение мотивационной работы среди выпускников общеобразовательных учреждений по выбору рабочих профессий может быть связано с опасностью возникновения социальных рисков, а именно с сопротивлением родителей, которые ориентированы на получение их детьми высшего образования.
Необходимо выбрать эффективные и современные формы разъяснительной работы с родительской общественностью, обеспечивающей понимание факторов обеспечения успешной социализации молодого поколения в условиях потребностей современного рынка труда. Специальное внимание необходимо уделять формированию установок и компетенций ответственного родительства, заинтересованности в воспитании достойного гражданина, способного оптимально адаптироваться в динамично меняющемся мире.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны программы социальной реабилитации и адаптации воспитанников, направленные на оптимальное развитие личности детей данной категории с учётом их индивидуальных особенностей; программы формирования социально-адаптивных навыков детей реализуются через групповые, воспитательные, трудовые мероприятия, спортивные часы, часы общения, самообслуживающий труд, общешкольные праздники, предметные недели.
Для решения проблем по социальной адаптации и сопровождению выпускников специалистами образовательных учреждений проводится работа по привлечению средств благотворительных организаций, попечителей. На базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы Попечительские советы, в состав которых входят представители коммерческих, некоммерческих организаций, участвующие в постинтернатной адаптации. На базе коммерческих организаций выпускники проходят производственную практику, что помогает им в дальнейшем трудоустройстве.
В целях организации профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения и противостояния негативному влиянию среды, во всех образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы службы социально-психологического сопровождения. Работа психологов с детьми строится по трем основным направлениям: диагностирование, консультирование, коррекция. По результатам обследования выделяется "группа риска", с которой проводится индивидуальная коррекционная работа.
Несмотря на то, что в городе сложилась система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается нерешенной проблема их адаптации в обществе, сформированность навыков самостоятельной жизни.
В городе Тюмени проживает около 5000 детей от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Создана сеть специальных (коррекционных) учреждений шести видов (6 школ и 4 детских сада). В 2013 - 2014 учебном году в систему психолого-педагогического сопровождения включены 4 933 человека, из них охвачен обучением 1 993 дошкольника и 2 940 школьников; дети, не обучающиеся по медицинским показаниям (31 человек), закреплены за консультационными пунктами. Дистанционное обучение организовано для 76 детей-инвалидов на базе 30 общеобразовательных учреждений (3 общеобразовательных учреждения предоставляют обучение детям-инвалидам по программам дополнительного образования, 27 общеобразовательных учреждений также предоставляют обучение детям-инвалидам и по программам начального общего, основного общего образования).
С целью оказания логопедической помощи детям дошкольных и общеобразовательных учреждений на базе общеобразовательных учреждений города Тюмени созданы 40 логопедических пунктов, охват логопедической помощью составляет 38% детей, имеющих нарушения речи.
Параллельно развивается инклюзивное образование. До недавнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья в основном обучались в специализированных школах либо на дому, педагоги общеобразовательных школ не имели опыта работы в условиях инклюзивного образования, не всегда этому соответствовало и материально-техническое обеспечение. Поэтому для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать материально-технические и методические условия с целью организации разных форм обучения, в том числе инклюзивного и дистанционного (обеспечение учебно-методической литературой, техническими и технологическими средствами коррекции нового поколения, подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией детей).
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации обучающихся и воспитанников, позволит:
- сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
- развить интерес к рабочим профессиям и оперативно информировать учащихся и педагогов о быстрых изменениях в промышленном производстве, высокотехнологических производствах города Тюмени;
- расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних;
- обеспечить формирование интереса учащихся к предпринимательской деятельности, создание условий для осознанного профессионального выбора предпринимательской деятельности.
Решению вышеуказанных проблем будет способствовать: разработка и реализация проектов по профессиональному самоопределению учащихся, увеличение спектра экскурсий профориентационной направленности, взаимодействие с общественными организациями, формирование практики социального опыта учащихся.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 января 2015 г. N 31-рк в пункт 5 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
5. Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования
Причины возникновения проблемы:
- отсутствие диагностических практик выявления, поддержки и развития одарённости детей на муниципальном уровне;
- отсутствие системы взаимосвязей между образовательными организациями общего и профессионального образования и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;
- отсутствие вариативных форм профильного и углублённого обучения;
- недостаточный уровень информационной работы, проводимой с обучающимися;
- отсутствие наработанных практик организации просветительской работы с родительской общественностью по формированию, развитию и поддержке детской одаренности.
В муниципальной системе образования за годы реализации стратегической инициативы "Наша новая школа" и муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения внутришкольного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.
В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.
В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2013 году приняли участие 3539 учащихся (15%) 7 - 11 классов по 21 учебному предмету, относительно 2011 года рост составил 9%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе 2014 года участвовало 286 учащихся 9 - 11 классов тюменских школ (в 2013 году - 263), занявших 58 призовых мест. Также наблюдается рост количества призеров предметных олимпиад заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (восемь призовых мест: русский язык - 3 человека, литература - 2 человека, английский язык - 2 человека, история - 1 человек; в 2011 году среди призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады было только 2 тюменских школьника). Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
С целью дальнейшего развития в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области определены школы, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по 4 направлениям: физико-математическому (гимназии N 12, 16, лицеи N 34, 81, СОШ N 15, 65, 92); естественнонаучному (лицей N 93, СОШ N 7); информационно-технологическому (СОШ N 17, 25, 36, 40, 68, 88, 91) и социально-гуманитарному (гимназии N 1, 5, 21, 49, 83, СОШ N 14, 70, 73, 89). В настоящее время разработаны концептуальные подходы создания модели сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности по выделенным направлениям предметной специализации.
Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу". В течение 2012 - 2013 годов 120 обучающихся 9 - 11-х классов - победителей муниципального этапа олимпиады по математике, физике, химии, истории, русскому языку - обучались на базе лучших московских ВУЗов (МГУ им. Ломоносова, МФТИ, РХТУ им. Менделеева и др.).
Таким образом, в течение периода реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" система образования города Тюмени поступательно развивала ресурсную базу по организации работы с одаренными детьми и, обобщая накопленный опыт и имеющийся потенциал, актуализировала проблему систематизации всех направлений деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закрепляет обозначенное движение к индивидуализации образования через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и развитие образовательной инфраструктуры.
Вместе с тем, препятствием к реализации всего комплекса мер по развитию детской одаренности выступает недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим на муниципальном уровне предстоит разработать систему мер, направленную на обновление и качественное усовершенствование системы методической работы с учителем, а именно:
- проведение методического обучения по психолого-педагогической подготовке;
- организация образовательного туризма педагогов;
- установление партнерства с лучшими школами на территории РФ. Данные меры должны стать основой для разработки и реализации модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений.
Приоритетными направлениями деятельности по формированию и развитию детской одаренности в муниципальной системе образования города Тюмени на ближайшую перспективу определены:
- разработка системы мониторинга достижений учащихся, включенных в деятельность сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;
- разработка и реализация модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;
- выявление и внедрение в практику работы эффективных приемов и технологий работы с родительской общественностью по формированию педагогической компетентности в развитии интеллектуального потенциала одаренного ребенка;
- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 января 2015 г. N 31-рк раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы):
Обеспечение современного качества образования в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования.
Цель Программы:
Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Сроки выполнения мероприятий |
Ответственный (Участники) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель Программы: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | |||||
1. |
Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных учреждений и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования |
Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования |
Обеспечение детям равных возможностей получения доступного качественного дошкольного образования |
В течение 2015 - 2020 годов |
ДО (ИМЦ, ДОУ, ДИО, МАОУ) |
2. |
Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования |
Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества |
Обеспечение получения обучающимися качественного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
В течение 2015 - 2020 годов |
ДО (ИМЦ, ДЗ, ОУ, КИНФ) |
3. |
Повысить уровень доступности современных условий обучения в общеобразовательных учреждениях |
Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных учреждениях в строящихся микрорайонах |
Обеспечение современных условий обучения в общеобразовательных учреждениях, обеспечение доступности современных образовательных услуг в новых микрорайонах города |
В течение 2015 - 2020 годов |
ДО (ОУ, ДИО) |
4. |
Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, духовно-нравственного развития |
Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, семьи и общества |
Обеспечение условий для формирования социально ответственного поведения обучающихся и воспитанников |
В течение 2015 - 2020 годов |
ДО (ИМЦ, ДОУ, ОУ) |
5. |
Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности |
Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования |
Активное выявление и развитие способностей одаренных детей во всех общеобразовательных учреждениях, создание эффективной системы сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений |
В течение 2015 - 2020 годов |
ДО (ИМЦ, ОУ) |
Сокращения:
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
МАОУ - муниципальные автономные образовательные учреждения;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ИМЦ - МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени".
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 18 мая 2015 г. N 306-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Основные показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. Изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0) * |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста ** |
|||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||||||
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nplan |
Nplan |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9.1 |
9.2 |
10.1 |
10.2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Общие показатели результативности реализации Программы | ||||||||||||||||
Цель: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | ||||||||||||||||
1. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, в общей численности выпускников |
% |
где: - количество выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 76-РИК); - количество выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N 76-РИК). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
v |
0,6 |
0,07 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
X |
Показатели результативности выполнения задач Программы | ||||||||||||||||
Задача 1: Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных учреждений и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования | ||||||||||||||||
2. |
Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения |
% |
, где: - количество детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения, человек (данные ДО); - количество детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, проживающих в городе и нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
Задача 2: Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||||||||
3. |
Доля школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам, от общего числа учащихся начальной и основной школы |
% |
, где: - количество школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам, человек; Чоб - количество учащихся начальной и основной школы, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N 76-РИК. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
^ |
42,4 |
54 |
65,3 |
65,3 |
75,3 |
75,3 |
84,1 |
84,1 |
92,5 |
99 |
99 |
83,3 |
4. |
Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений |
% |
, где: - количество учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 35 лет (данные ДО); - общее количество учителей общеобразовательных учреждений (данные ДО); Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
не менее 30 |
30,5 |
28,6 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Х |
Задача 3: Повысить уровень доступности современных условий обучения в общеобразовательных учреждениях | ||||||||||||||||
5. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений |
% |
где: - количество муниципальных общеобразовательных учреждений, которые соответствуют 15 критериям<***>; - общее количество муниципальных общеобразовательных учреждений. Расчет показателя проводится в соответствии с методикой департамента образования и науки Тюменской области и основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N ОШ-1. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
0 |
91,6 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
0 |
Задача 4: Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, духовно-нравственного развития | ||||||||||||||||
6. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста |
% |
где: - количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования, человек (данные ДО); - общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в городе Тюмени, которым психолого-медико-педагогической комиссией, бюро медико-социальной экспертизы рекомендовано обучение по адаптированным основным образовательным программам, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
7. |
Доля обучающихся по программам предпрофильного и профильного образования в общей численности детей 9 - 11 классов |
% |
где: - количество обучающихся 9 классов, охваченных предпрофильным обучением, и количество обучающихся 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением, человек; - количество обучающихся 9 - 11 классов, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N 76-РИК. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
|
72,4 |
77,6 |
77,6 |
77,6 |
77,8 |
77,8 |
78 |
78 |
79 |
80 |
81 |
4,4 |
Задача 5: Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности | ||||||||||||||||
8. |
Доля участников школьного этапа Всероссийской олимпиады в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
% |
где: - количество обучающихся 5 - 11 классов, участников школьного этапа Всероссийской олимпиады, человек (данные ДО); - количество обучающихся 5 - 11 классов, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
|
47,9 |
61,6 |
70 |
70 |
75 |
75 |
80 |
80 |
85 |
90 |
95 |
54,2 |
9. |
Доля победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады из школ города Тюмени |
% |
где: - количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады из школ города Тюмени, человек (данные ДО); - общее количество победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
|
39,3 |
46,6 |
47 |
47 |
51 |
51 |
55 |
55 |
59 |
63 |
67 |
43,8 |
Условные обозначения:
* - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений.
** для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значение которого - "0", значение графы 14 рассчитывается по формуле: , %; для обратного показателя значение графы 14 рассчитывается по формуле: , %.
*** Критерии к показателю 5:
k1 - наличие физкультурного зала;
k2 - наличие актового или лекционного зала;
k3 - наличие столовой или буфета;
k4 - наличие библиотеки;
k5 - число учреждений, здания которых требуют капитального ремонта;
k6 - число учреждений, находящихся в аварийном состоянии;
k7 - наличие всех видов благоустройства;
k8 - наличие подключения к сети Интернет;
k9 - наличие собственного сайта в сети Интернет;
k10 - наличие образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных технологий;
k11 - наличие пожарной сигнализации;
k12 - наличие дымовых извещателей;
k13 - наличие пожарных кранов и рукавов;
k14 - наличие условий для беспрепятственного доступа инвалидов;
k15 - наличие вакантных должностей.
Сокращения:
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения;
ОУ - общеобразовательные учреждения;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ИМЦ - МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени".
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, в общей численности выпускников".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 0%.
2. "Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100% (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599).
3. "Доля школьников, обучающихся по новым федеральным государственным стандартам, от общего числа учащихся начальной и основной школы".
Увеличение значений показателя в плановом периоде до 99% обусловлено необходимостью соблюдения требований законодательства (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; распоряжение Правительства Тюменской области от 05.10.2010 "О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа").
4. "Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 30%.
5. "Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 2014 года.
6. "Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100%.
7. "Доля обучающихся по программам предпрофильного и профильного образования в общей численности детей 9 - 11 классов".
Рост значения показателя обусловлен увеличением количества обучающихся в 9-ых классах, которые охвачены предпрофильным образованием в полном составе, и увеличением количества обучающихся 10 - 11 классов в профильных классах и по индивидуальным образовательным траекториям в общеобразовательных классах. Также на рост значения показателя до 81% к концу планового периода повлияют мероприятия в рамках профориентационной работы.
8. "Доля участников школьного этапа Всероссийской олимпиады в общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях".
Проведение мероприятий, направленных на выявление детской одаренности и талантов, а также мотивация таких детей через организацию поездок в образовательные и культурные центры повлияют на динамику значений показателя: к концу 2020 года показатель составит 95%.
9. Доля победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады из школ города Тюмени.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2020 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 6 июля 2015 г. N 431-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 63 877 679 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 8 784 143 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 927 160 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 7 856 983 тыс. рублей;
2016 - 10 288 862 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 866 459 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 9 422 403 тыс. рублей;
2017 - 11 262 993 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 898 144 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 364 849 тыс. рублей;
2018 - 11 255 705 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 898 144 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 357 561 тыс. рублей;
2019 - 11 191 700 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 898 144 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 293 556 тыс. рублей;
2020 - 11 094 276 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 898 144 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 10 196 132 тыс. рублей
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. Департамент образования Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части обеспечения организации и технического надзора за проведением строительных и ремонтных работ капитального характера, реконструкцией зданий и разработкой ПСД; обеспечением жильем педагогических работников;
б) департамента здравоохранения Администрации города Тюмени в части реализации мероприятий по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников;
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 января 2015 г. N 31-рк подпункт "в" пункта 7.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
в) муниципального казенного учреждения "Комитет по информатизации города Тюмени" в части обеспечения информирования жителей города Тюмени об отмене занятий в общеобразовательных учреждениях в связи с низкими температурами путем SMS-оповещения;
г) исключен;
См. текст подпункта "г" пункта 7.3
д) муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Тюмени;
е) муниципальных общеобразовательных учреждений;
ж) муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
з) муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных департаменту культуры Администрации города Тюмени;
и) муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных департаменту по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
к) муниципального автономного образовательного учреждения "Информационно-методический центр" города Тюмени.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 января 2015 г. N 31-рк пункт 7.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.4. К исполнению мероприятий Программы на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.