Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 17 марта 2016 г. N 3522
Информация
о выполнении государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года (представлена в областную Думу заместителем Губернатора Тюменской области, руководителем аппарата Губернатора Тюменской области Т.Ю. Костаревой 16.02.2016)
Целью государственной программы "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года (далее - Программа) является создание условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами.
Утвержденный объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2015 году составил 48 591,30 тыс. рублей. Фактический объем исполнения Программы за 2015 год составил 46 878,42 тыс. рублей (96,47% от планового объема финансирования).
Задача 1. Повышение экономической и территориальной доступности товаров и услуг для населения Тюменской области
Мероприятие 1.1. Осуществление мер по функционированию системы государственного информационного обеспечения в сфере торговой деятельности и информационно-аналитическое наблюдение за состоянием потребительского рынка на областном и муниципальном уровнях
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в области сформирована система информационного обеспечения торговой деятельности. На официальном портале органов государственной власти Тюменской области (далее - Портал) создан раздел "Торговая деятельность", на котором регулярно размещается информация о принятых федеральных и областных нормативных правовых актах, состоянии потребительского рынка Тюменской области, среднем уровне цен на отдельные виды продовольственных товаров, перечень труднодоступных местностей региона, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники и другая информация.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" создан и действует оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области проводится ежедневный мониторинг средних цен сельскохозяйственных товаропроизводителей на товары, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Кроме того, в рамках исполнения постановления Правительства Тюменской области от 13.07.2009 N 198-п "Об утверждении порядка декларирования отпускных, оптовых цен на отдельные социально значимые продовольственные товары, изготавливаемые (производимые) и (или) реализуемые в Тюменской области" уполномоченными исполнительными органами государственной власти Тюменской области осуществляется мониторинг за ситуацией на потребительском (продовольственном) рынке, целью которого является стабилизация цен на социально значимые продовольственные товары. Для проведения мониторинга предприятия области предоставляют декларации оптово-отпускных цен на основные виды продовольственных товаров: хлеб из пшеничной муки 1-го сорта, хлеб "Дарницкий", молоко питьевое 2,5 и 3,2% жирности, масло сливочное, яйцо столовое 1-й и 2-й категории и др.
Мероприятие 1.2. Содействие организации и проведению ярмарок на территории муниципальных образований
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, производимых товаропроизводителями области, в городах и районах региона регулярно проводятся розничные ярмарки, в том числе ярмарки выходного дня по расширенной продаже указанной продукции. Организация ярмарок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 600-п "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них в Тюменской области". Согласно данному постановлению ежегодно совместно с администрациями муниципальных образований области формируется сводный план организации и проведения ярмарок, который размещается на Портале в разделе "Экономика и финансы (потребительский рынок/розничные рынки)".
По данным органов местного самоуправления, в 2015 году на территории области проведено 995 ярмарок, в том числе 542 продовольственные и сельскохозяйственные ярмарки.
В 2015 году в городе Тюмени проведены четыре социальные ярмарки "выходного дня" (7 и 14 февраля, 21 марта, 18 апреля), в которых приняли участие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства региона, оптовые торговые предприятия города Тюмени.
Гражданам была предложена продукция товаропроизводителей Тюменской области по ценам ниже рыночных, в том числе: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, мясо кур, масло сливочное и рапсовое, яйцо куриное, рыбная продукция, мука, картофель, овощи, мед. Кроме того, организации оптовой торговли реализовывали бакалейную продукцию: сахар-песок, муку, макаронные изделия, крупы гречневую ядрицу и рис, овощи консервированные и другие продукты по оптовым ценам.
Прошедшие ярмарки показали высокий спрос граждан на всю предложенную к реализации продукцию. В социальных ярмарках приняло участие 277 организаций, реализовано 229 тонн продукции на сумму 20,5 млн. рублей.
Во втором полугодии 2015 года продолжена работа по организации областных продовольственных ярмарок.
Ярмарки, прошедшие 17, 31 октября, 14, 28 ноября и 19 декабря 2015 года, показали большой спрос граждан на мясную, рыбную продукцию, картофель и овощи. На ярмарочной торговле в октябре были востребованы картофель и овощи. Объем их продажи составил 79,5 тонны. Участниками ярмарок организовано 872 торговых места и реализовано продукции на сумму 35,895 млн. рублей. Также 7 ноября 2015 года в городе Тобольске состоялась областная ярмарка товаропроизводителей Тюменской области, на которой было продано продукции на сумму более 1,7 млн. рублей.
Всего участниками указанных ярмарок реализовано продукции на сумму 64,785 млн. рублей.
Кроме того, продукция товаропроизводителей Тюменской области реализуется на ежедневной продовольственной розничной ярмарке на рынке "Южный" (г. Тюмень, ул. Чаплина, 122), универсальном рынке "Михайловский" (г. Тюмень, ул. Федюнинского, 55), а также на территории, прилегающей к ТЦ "Порт" (г. Тюмень, ул. Мельникайте, 126, корп. 2).
Информация о проведении ярмарок размещалась на Портале, в областных средствах массовой информации (в сетевых изданиях, на телевидении и радио).
Мероприятие 1.3. Содействие в развитии инфраструктуры потребительского рынка и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
По предварительным данным, в 2015 году в Тюменской области функционировало более 17 130 объектов потребительского рынка, в том числе:
- 9 600 объектов розничной торговли;
- более 580 объектов оптовой торговли;
- более 2 450 объектов общественного питания;
- около 4 500 объектов бытового обслуживания населения;
- 12 розничных рынков.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 21.02.2013 N 238-рп утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на 2013 - 2015 годы. Суммарный норматив составляет 590 кв. метров на 1000 жителей, норматив обеспеченности площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров равен 180 кв. метрам на 1000 жителей.
По данным органов местного самоуправления, в 2015 году фактическая обеспеченность населения региона площадью торговых объектов составила 1 062 кв. метра на 1000 жителей (в городе Тюмени - 1 504 кв. метра). По данному показателю Тюменская область занимает восьмое место среди субъектов Российской Федерации. Во всех муниципальных образованиях, кроме Тюменского, Тобольского, Ялуторовского муниципальных районов, фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов выше норматива, установленного вышеуказанным распоряжением Правительства Тюменской области.
Мероприятие 1.4. Госполномочия, переданные органам местного самоуправления, в том числе:
1.4.1. Субвенции по поддержке труднодоступных территорий
В целях реализации программного мероприятия принято постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 715-п "Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций, переданных органам местного самоуправления из областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Для выполнения мероприятия в областном бюджете в 2015 году были предусмотрены субвенции органам местного самоуправления в сумме 13 412,00 тыс. рублей. Фактические ассигнования составили 100%. Освоение выделенных финансовых средств муниципальными районами составило 13 098,5 тыс. рублей (97,7%).
Субвенции на поддержку труднодоступных территорий направлялись на возмещение части расходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим доставку товаров первой необходимости и оказывающим социально значимые виды бытовых услуг в труднодоступных населенных пунктах. За счет субвенций частично возмещены расходы на приобретение двух автотранспортных средств, холодильного, швейного и другого технологического оборудования на сумму 770,3 тыс. рублей.
В рамках реализации рассматриваемого мероприятия организациями и индивидуальными предпринимателями в 2015 году доставлено около 3 980 тонн товаров первой необходимости в 296 труднодоступных населённых пунктов области.
1.4.2. Субвенции по формированию торгового реестра Тюменской области
Начиная с 2011 года органы местного самоуправления Тюменской области в соответствии с областным законом наделяются государственным полномочием по формированию торгового реестра Тюменской области.
Для выполнения данного полномочия в областном бюджете были предусмотрены субвенции органам местного самоуправления в сумме 1 186 тыс. рублей. Фактические ассигнования составили 100%. Освоение выделенных финансовых средств муниципальными районами составило 1 182,78 тыс. рублей (99,7%).
Постановлением Правительства Тюменской области от 22.08.2011 N 270-п "Об утверждении Порядка реализации органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по формированию торгового реестра Тюменской области" определен порядок сбора сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципального образования, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров) на территории муниципального образования, и принадлежащих им объектах, формы сбора таких сведений, порядок предоставления обобщенных сведений об указанных хозяйствующих субъектах в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области.
Уполномоченными исполнительными органами государственной власти области разработана информационная система "Торговый реестр Тюменской области".
Данная система позволяет осуществлять регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в режиме он-лайн, вести статистику регистрации, системно выполнять выгрузку полученной информации ответственными представителями органов местного самоуправления, а также осуществлять контроль за наполняемостью базы данных в разрезе муниципальных образований. Сайт упрощает взаимодействие хозяйствующих субъектов с уполномоченными органами, сокращает время, необходимое на регистрацию, и позволяет ускорить процесс формирования торгового реестра в Тюменской области.
Выполнение задачи по повышению экономической и территориальной доступности товаров и услуг для населения Тюменской области характеризуется показателем "Достижение установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Тюменской области". По предварительным данным, фактическое значение данного показателя в 2015 году составило 200%, что соответствует плановому значению. Фактическое значение показателя в 2014 году составляло 180%.
Задача 2. Содействие развитию инновационной и инвестиционной деятельности в сфере потребительского рынка.
Мероприятие 2.1. Содействие в функционировании логистических, распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, других современных форматов торговли и в развитии сельскохозяйственных, а также специализированных продовольственных рынков
В Тюменском районе ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") завершает строительство логистическо-распределительного центра стоимостью 1,5 млрд. рублей, площадью 200 тыс. квадратных метров (открытие планируется в 1-м квартале 2016 года). В настоящее время запущено и функционирует направление по отгрузке товаров в город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа.
В связи со сложной экономической ситуацией ОАО "Ялуторовский мясокомбинат" перенёс сроки окончания строительства современного логистического центра общей площадью 4500 кв. метров (г. Тюмень, ул. Чекистов, 31а) на март - апрель 2016 года. Для управления центром создана отдельная компания "ТюменьЛогистикХолод". Данный проект позволит арендаторам - региональным и федеральным торговым сетям - улучшить логистику, уменьшить временные и финансовые затраты на поставку продуктов питания.
Мероприятие 2.2. Содействие развитию франчайзинга путем проведения вебинаров, круглых столов, конференций, семинаров с привлечением экспертов РАФ, фонда "Инвестиционное агентство Тюменской области" и др.
В целях содействия развитию франчайзинга в 2015 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области с участием представителей Российской ассоциации франчайзинга, органов местного самоуправления города Тюмени, фонда "Инвестиционное агентство Тюменской области", общественных организаций проведено 4 круглых стола, в том числе:
- 17 марта 2015 года на тему "О перспективах продвижения франшиз";
- 8 апреля 2015 года - "Франчайзинг. Строительный ритейл";
- 28 мая 2015 года - "Франчайзинг и другие пути развития ресторанного бизнеса";
- 1 декабря 2015 года - "Агрофранчайзинг как инструмент содействия занятости в сельском хозяйстве и обеспечения импортозамещения".
Мероприятие 2.3. Организация и проведение Всероссийского форума-выставки "Франчайзинг. Регионы"
В декабре 2015 года в городе Тюмени совместно с Российской ассоциацией франчайзинга проведен форум "Франчайзинг. Регионы". В форуме приняли участие предприниматели, потенциальные инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления области, представители банков, средств массовой информации. На форуме было представлено более 500 участников из всех муниципальных образований области.
Деловая программа форума-выставки "Франчайзинг. Регионы" включала в себя семинары, мастер-классы, презентации франчайзинговых концепций.
Франчайзерами выступили представители федеральных (Subway, "Теле2", HELIX и др.) и региональных ("Максим", "КрепыЖ") компаний (всего около 25 организаций).
В рамках форума проведен круглый стол "Агрофранчайзинг как инструмент содействия занятости в сельском хозяйстве и обеспечения импортозамещения", на котором с представителями сельскохозяйственных кооперативов, фермерами, лицами, ведущими личные подсобные хозяйства, и другими заинтересованными лицами обсуждены следующие вопросы:
- агрофраншиза - новый подход к мелкотоварному производству и сбыту продукции личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств;
- выход на рынок продукции личных подсобных хозяйств - одна из задач, поставленных перед органами государственной власти и местного самоуправления Губернатором Тюменской области В.В. Якушевым в своем ежегодном послании;
- развитие села - одно из приоритетных направлений развития региона. Практика начального внедрения агрофранчайзинга в Тюменской области;
- опыт Пермского края в развитии агрофранчайзинга;
- участие органов государственной власти и местного самоуправления в развитии проектов агрофранчайзинга, возможные формы поддержки.
Мероприятие 2.4. Содействие развитию объектов дорожного сервиса
Перспективной сферой для организации бизнеса, а также одним из важнейших направлений развития в долгосрочном периоде остается придорожный сервис. В настоящее время вдоль федеральных трасс, проходящих по территории региона, расположено около 90 придорожных комплексов, в том числе отдельно стоящих кафе, закусочных, станций технического обслуживания, шиномонтажных мастерских, автомобильных моек, магазинов, автокемпингов с гостиницей.
В целях защиты интересов представителей отрасли действует некоммерческое партнерство "Ассоциация придорожного сервиса Тюменской области".
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области на основании нормативных правовых актов, государственных стандартов и иных нормативов для удобства предпринимателей, планирующих начать бизнес в сфере придорожного сервиса, разработан и размещен на Портале материал "Требования к объектам придорожного сервиса Тюменской области".
Достижение задачи по содействию развитию инновационной и инвестиционной деятельности в сфере потребительского рынка характеризуется показателем "Количество объектов потребительского рынка различных форматов в Тюменской области". По предварительной информации фактическое значение показателя в 2015 году составило 17130 единиц при плановом значении 16 396 единиц. Фактическое значение данного показателя в 2014 году составило 16 256 единиц.
Задача 3. Создание условий для продвижения продукции тюменских товаропроизводителей на региональном и внерегиональном уровне
Мероприятие 3.1. Содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на региональном и внерегиональном уровнях
В целях формирования позитивного имиджа продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области, оказания содействия в продвижении товаров местных товаропроизводителей в рамках реализации проекта "Покупаем тюменское!" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в 2015 году проведены следующие мероприятия:
- "Покупаем тюменское. Вкусный маркетинг" - дегустация продукции местных товаропроизводителей на торговых предприятиях города Тюмени (за 2015 год проведено 337 дегустаций);
- закупочные сессии федеральных сетевых компаний с предприятиями агропромышленного комплекса;
- содействие в продвижении продукции ОАО "Бенат" и сыров АО "Золотые луга" в розничную сеть.
В настоящее время продукция производства ОАО "Бенат" присутствует во всех крупных федеральных и локальных торговых сетях. Продолжается работа с федеральными сетями по расширению ассортиментной матрицы, географии продаж, в том числе организации поставок в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловскую и Челябинскую области.
В целях информирования населения о продукции АО "Золотые луга" на 46 торговых объектах проведено 103 дегустации сыра и анкетирование покупателей, участвовавших в дегустациях. Благодаря акциям по продвижению указанной продукции, через федеральные сети в 2015 году реализовано 26,5 тонны сыра производства "Золотые луга".
На четырех торговых площадках города Тюмени 21 февраля 2015 года проведен фестиваль "Покупаем тюменское". Товаропроизводителями региона, включая граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, было реализовано 59,1 тонны продукции на сумму 6,7 млн. рублей.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области проводится работа по подписанию соглашений с товаропроизводителями области для обеспечения их участия в проекте "Покупаем тюменское!": пресс-конференции, рабочие совещания. По состоянию на 1 января 2016 года подписано 53 соглашения. Производитель, желающий принять участие в проекте "Покупаем тюменское!", подписывает соглашение и получает комплекс мероприятий по продвижению своей продукции:
- создание собственной страницы на официальном сайте проекта "Покупаем тюменское! 2.0";
- применение брендбука;
- проведение дегустации в торговых сетях;
- экскурсии на предприятия;
- участие в ярмарках, выставках, тематических фестивалях и др.
В целях продвижения и увеличения объемов реализации сельскохозяйственной и продовольственной продукции в 2015 году товаропроизводителями области проводились мероприятия, направленные на развитие маркетинговой политики, разрабатывались программы продвижения выпускаемой продукции на основании проводимых исследований и анализа рынка.
Так, ООО "Тюменьмолоко" по результатам проведенного исследования вкусовых пристрастий населения выпустило 5 наименований сметанных десертов: клубничный, малиновый, черничный, шоколадный и ванильный.
ООО "Ясень Агро" запустило производство мясных деликатесов: салями "Пепперони", салями "Свиная", шейка свиная сыровяленая; полуфабрикатов: "Гуляш по-домашнему", "Бургер для гриля". Полуфабрикат "Бургер для гриля" награжден серебряной медалью за высокое качество на Четвертом профессиональном конкурсе мясной продукции, организованном ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности им. В.М. Горбатова".
Отсутствие на межрегиональном рынке производителя натуральных кормов для непродуктивных животных послужило импульсом для создания такого производства АО "Мясокомбинат "Ялуторовский", продукция производится под брендом "Хвостатый гурман". Мясокомбинат выпускает корм двух видов - консервированный и сухой. В 2015 году в городе Тюмени открыто 2 фирменных магазина по реализации лакомств для домашних животных.
В рамках региональной и межрегиональной агропромышленной выставки-презентации "Золотая осень - 2015" в целях стимулирования спроса на производимую продукцию 59 товаропроизводителями области организована расширенная дегустация продукции. Для привлечения потенциальных покупателей предприятиями также организовывалась дегустация в сетевых магазинах.
В целях доведения до потребителей информации о достоинствах и пользе производимой в Тюменской области продукции товаропроизводителями региона проводится активная рекламная кампания. В частности, АО "Мясокомбинат "Ялуторовский" принял участие в серии кулинарных программ "Хотим всех вкусно накормить" информационной компании ГТРК "Регион-Тюмень".
В целях содействия в продвижении продукции товаропроизводителей Тюменской области за пределы региона согласно плану-графику проведения выездных ярмарочных мероприятий тюменских товаропроизводителей в городах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 год проводились ярмарки в следующих городах: Муравленко, Когалым, Новый Уренгой, Сургут, Надым, Белоярский, Лангепас, Нижневартовск, Югорск, Ханты-Мансийск, Ноябрьск и другие.
В соответствии с указанным планом-графиком организована и проведена 41 выездная ярмарка товаропроизводителей области.
В ярмарочной торговле принимали участие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. К реализации была представлена цельномолочная продукция, масло сливочное, сыр, мясо (свинина, говядина, баранина, конина, птица), мясные полуфабрикаты, субпродукты, колбасные изделия и мясные деликатесы, яйцо птицы (куриное, перепелиное), рыбная продукция, картофель и овощи, дикоросы, саженцы плодовых и декоративных культур, рассада томатов и цветов. Количество участников данных мероприятий составило 414. Всего реализовано 613,3 тонны продукции на сумму 70,782 млн. рублей.
Кроме того, предприятия агропромышленного комплекса Тюменской области в целях гарантированного сбыта произведенной продукции развивают фирменную торговлю.
Так, реализация продуктов питания, выпускаемых ООО "Ясень-Агро" и ЗАО "Ясень", осуществляется через сеть магазинов и фирменных отделов "Покровский". В настоящее время действует 10 торговых объектов в городе Тюмени (7 супермаркетов и 3 магазина формата "у дома"), 5 в Ярковском районе, 1 в Тюменском районе. В 2015 году предприятием открыто 4 магазина в городе Тюмени.
ООО "Тюменьмолоко" разработан и внедрен новый бренд сети магазинов "Сельский дворик". В настоящее время функционирует 13 магазинов в городе Тюмени.
ООО "Согласие" реализует продукцию через 13 магазинов фирменной торговли, 2 из которых открыты в 2015 году в городе Тюмени.
Продукция АО "Мясокомбинат "Ялуторовский" реализуется в 16 фирменных магазинах, открытых в Тюменской области.
Мероприятие 3.2. Содействие по созданию условий производителям продуктов питания, крестьянско-фермерским хозяйствам, физическим лицам в предоставлении торговых мест на рынках и ярмарках для реализации выпускаемой продукции и излишков продукции с садоводческих и приусадебных участков
По состоянию на 1 января 2016 года продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция реализуются на 11 розничных рынках, из которых 9 универсальные, 1 продовольственный, 1 сельскохозяйственный. Определено 251 торговое место (14,7% от общего количества) товаропроизводителям области и гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством.
Постановлением Правительства Тюменской области от 03.08.2009 N 216-п утвержден Порядок определения органами местного самоуправления количества торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке.
В соответствии с данным постановлением количество торговых мест на универсальном рынке определяется исходя из необходимости обеспечения населения муниципального образования сельскохозяйственной продукцией, потребности в торговых местах для реализации гражданами такой продукции и возможности управляющих рынками компаний организовать торговые места для указанной категории граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства. В настоящее время количество таких мест составляет не менее 10% от общего количества торговых мест на универсальном рынке.
В области функционирует один сельскохозяйственный рынок в городе Тюмени на 53 торговых места. Торговые места на сельскохозяйственном рынке предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлением Правительства Тюменской области от 30.07.2007 N 183-п "Об утверждении упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном, сельскохозяйственном кооперативном и универсальном рынках".
В целях координации работы с управляющими рынками компаниями по наполняемости (востребованности) торговых мест для реализации сельскохозяйственной продукции проводится ежеквартальный мониторинг наличия свободных торговых мест, в том числе мест для реализации сельскохозяйственной продукции. Информация о наличии свободных торговых мест на розничных рынках области ежеквартально размещается на Портале. По состоянию на 1 января 2016 года всего на розничных рынках области имелось 301 свободное торговое место, в том числе 47 свободных торговых мест, предназначенных для сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, реализующих собственную продукцию, выращенную на приусадебных участках и в крестьянских фермерских хозяйствах.
Мероприятие 3.3. Проведение совместных мероприятий с организациями торговли и товаропроизводителями по оптимизации условий взаимного сотрудничества, в т.ч. организация закупочных сессий
В целях продвижения продукции в формате "закупочная сессия" по итогам 2015 года проведены 4 мероприятия с участием крупных международных и федеральных торговых сетей:
- 17 апреля 2015 года в гипермаркете "АШАН" состоялся "День поставщика АШАН", собравший 37 производителей молочной продукции, мяса, рыбы, картофеля и овощей из Тюменской области. По итогам проведенных переговоров крупная сеть гипермаркетов "АШАН" начала сотрудничество с 26 новыми товаропроизводителями;
- с целью улучшения взаимодействия и повышения эффективности сотрудничества с товаропроизводителями области в июне 2015 года компанией "МЕТРО Кэш энд Керри" проведена конференция поставщиков в городе Тюмени. Товаропроизводители области (29 предприятий) наряду с другими организациями ознакомились со стратегическими направлениями развития, стандартами качества и ассортиментной политикой компании "МЕТРО". На конференции свою продукцию представили АО "Тюменский бройлер", ОАО "Тобольский гормолзавод" и ООО "Юнигрэйн";
- 12 ноября 2015 года в рамках региональной выставки предприятий агропромышленного комплекса Тюменской области проведена закупочная сессия торговой сети "Магнит" с участием 25 товаропроизводителей региона;
- 1 декабря 2015 года в рамках форума-выставки "Франчайзинг. Регионы" проведена закупочная сессия компании "X5 Retail Group" (торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), в которой приняло участие около 30 товаропроизводителей Тюменской области.
Кроме того, в декабре 2015 года проведена рабочая встреча товаропроизводителей области с представителями компании "Х5 Retail Group" по вопросам поставок производимых продуктов питания и расширения ассортиментной линейки.
На VI Межрегиональной агропромышленной выставке в городе Ханты-Мансийске состоялась закупочная сессия торговых организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; в ней приняло участие 19 товаропроизводителей Тюменской области.
В августе 2015 года в городе Сургуте прошла закупочная сессия компании "МЕТРО", в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с открытием гипермаркета в указанном городе, в том числе представленность в магазине продукции товаропроизводителей Тюменской области.
Результатом работы по созданию условий для продвижения продукции тюменских товаропроизводителей на региональном и внерегиональном уровне является достижение показателя "Доля продукции тюменских товаропроизводителей от общего объема товарооборота продовольственных групп товаров в торговых сетях региона", который в конце 2015 года составил 48%, превысив плановое значение (47,5%). Фактическое значение данного показателя в 2014 году составило 46,54%.
Задача 4. Создание условий для повышения качества реализуемых товаров (оказываемых услуг) и защиты прав потребителей
Мероприятие 4.1. Организация и проведение конкурса "Лучшие товары и услуги Тюменской области" и регионального этапа Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России"
Утвержденный объем бюджетных ассигнований на финансирование данного мероприятия в 2015 году составил 720 тыс. рублей, фактический объем исполнения - 183,62 тыс. рублей (25,5% от планового объема).
В 2015 году в целях поддержки товаропроизводителей Тюменской области, стимулирования повышения качества, конкурентоспособности товаров и услуг Правительством Тюменской области совместно с ФБУ "Региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе" в 14-й раз проводился конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области" по следующим номинациям: продовольственные товары, непродовольственные товары для населения, продукция производственно-технического назначения, услуги, изделия народных и художественных промыслов, региональный франчайзинг.
В 2015 году на участие в конкурсе "Лучшие товары и услуги Тюменской области" была подана 341 заявка от 130 предприятий Тюменской области и 2 предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании заключения экспертной группы и по результатам работы конкурсной комиссии лауреатами-победителями конкурса стали продукция и услуги 94 предприятий, дипломантами конкурса - продукция и услуги 52 предприятий.
Во Всероссийском конкурсе программы "100 лучших товаров России" в 2015 году приняло участие 69 предприятий. Ими было представлено 181 наименование продовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения, изделий народных и художественных промыслов, услуг для населения и услуг производственно-технического назначения. По итогам Всероссийского конкурса программы "100 лучших товаров России", подведенным конкурсной комиссией в г. Москве, в 2015 году лауреатами-победителями стали 65 наименований продукции и услуг 43 организаций и индивидуальных предпринимателей.
Торжественная церемония вручения наград конкурса "Лучшие товары и услуги Тюменской области" и конкурса "100 лучших товаров России" 2015 года прошла 17 декабря 2015 года.
Мероприятие 4.2. Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на предмет соответствия требованиям действующего законодательства
В 2015 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области проведено 723 проверки в отношении 654 юридических лиц, в том числе:
- 12 плановых проверок в отношении организаций, включенных в ежегодный план проверок уполномоченного исполнительного органа государственной власти области на 2015 год, согласованный Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
- 711 внеплановых выездных проверок в отношении соискателей лицензий, представивших заявления о выдаче лицензии, или лицензиатов, представивших заявления о переоформлении или продлении срока действия лицензии.
В 2015 году в органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок не направлялись.
В ходе проверок наиболее часто выявляются следующие нарушения лицензионных требований:
- отсутствие документов, подтверждающих наличие у лицензиата стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде;
- нарушение требований, предъявляемых к площади торговых и складских помещений при розничной реализации алкогольной продукции;
- отсутствие у лицензиата документов, подтверждающих качество и легальность производства и оборота алкогольной продукции;
- несоответствие адреса регистрации контрольно-кассовой техники и адреса фактического осуществления торговой деятельности;
- осуществление розничной продажи алкогольной продукции без федеральных специальных и акцизных марок.
В 2015 году специалистами уполномоченного исполнительного органа государственной власти области в рамках осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции возбуждено 90 дел об административных правонарушениях, в том числе:
- по ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации) - 1 дело;
- по ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования) - 1 дело;
- по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом) - 1 дело;
- по ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния) - 6 дел;
- по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) - 67 дел;
- по ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции) - 12 дел;
- по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии) - 2 дела.
В ходе государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции уполномоченным исполнительным органом государственной власти области возбуждено 149 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей). По результатам рассмотрения назначены административные штрафы на сумму 6 024,00 тыс. рублей, поступление составило 1 126,00 тыс. рублей.
В 2015 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти области рассмотрено 34 обращения о нелегальной торговле алкогольной продукцией в ночное время. Возбуждено 64 административных производства, составлено 64 протокола. По всем составленным протоколам виновные лица привлечены к ответственности, наложены штрафы на общую сумму 2 031,00 тыс. рублей, взыскано 981,00 тыс. рублей.
В 2015 году Арбитражным судом Тюменской области по искам уполномоченного исполнительного органа государственной власти области аннулировано 10 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Основанием для принятия решения об обращении в Арбитражный суд Тюменской области с исками об аннулировании лицензий послужило нарушение организациями лицензионных требований, а именно:
- нарушение правил продажи алкогольной продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и легальность оборота;
- нахождение в розничной продаже алкогольной продукции, оклеенной федеральными специальными или акцизными марками неустановленного образца либо без маркировки;
- нарушение порядка и сроков декларирования розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с Положением об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 N 824, в 2015 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти области направлены в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка копии постановлений о назначении административного наказания за административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении 18 организаций. По состоянию на 31 декабря 2015 года решениями Росалкогольрегулирования аннулировано 7 лицензий.
Утвержденный объем бюджетных ассигнований на финансирование мероприятия по осуществлению лицензионного контроля в 2015 году составил 420,00 тыс. рублей, фактическое исполнение - 267,3 тыс. рублей (63,6% планового объема).
Неполное освоение финансовых средств связано с тем, что ввиду большого количества объектов, подлежащих контролю, проверки проводились до 20.00 - 22.00 часов с выездами без оформления командировок (на один день, без оплаты гостиничных услуг и суточных расходов) либо срок проведения проверок составлял 2 - 3 дня при объеме работ на 4 - 5 дней. Кроме того, в программное мероприятие закладывались транспортные расходы на посещение совещаний, семинаров и прочих мероприятий, проводимых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (г. Москва), в размере 70 тыс. рублей. В 2015 году специалисты уполномоченного исполнительного органа государственной власти области принимали участие в указанных мероприятиях посредством видеоконференцсвязи.
Мероприятие 4.3. Проведение лабораторных исследований пищевых продуктов, производимых товаропроизводителями Тюменской области или ввозимых из-за её пределов, и повышение правовой грамотности, информированности населения по вопросам защиты прав потребителей
Утвержденный объем бюджетных ассигнований на финансирование данного мероприятия в 2015 году составил 500,00 тыс. рублей, фактический объем исполнения равен 100% планового объема.
В 2015 году Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" проведено 210 лабораторных исследований проб пищевых продуктов, произведённых товаропроизводителями Тюменской области или ввезенных из-за ее пределов, по 11 товарным группам. Нарушения выявлены в 42 пробах (20%). Исследования проводились на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/11 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Исследовалась молочная продукция (молоко питьевое пастеризованное, масло сливочное, сыры, творог, кисломолочная продукция); кулинарная продукция; мясо птицы; колбасные изделия (колбасы вареные, варено-копченые, полукопченые); мясные полуфабрикаты; мучные кондитерские изделия.
В соответствии с условиями государственного контракта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" направлял информацию о признаках несоответствия пищевых продуктов заявленным требованиям в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области с целью принятия мер в рамках его полномочий. Информация направлялась в форме оригиналов протоколов лабораторных исследований с полноцветными фотографиями образцов пищевых продуктов.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в связи с направлением указанных протоколов лабораторных исследований, в отношении виновных лиц составлено 37 протоколов об административных правонарушениях, наложены штрафы на сумму 1 867,00 тыс. рублей.
Следует отметить, что в целях обеспечения безопасности производимых продуктов питания перерабатывающими предприятиями Тюменской области внедряются системы качества и безопасности пищевой продукции, основанные на принципах ХАССП. Кроме того, для повышения культуры производства крупными товаропроизводителями региона получены сертификаты "Система менеджмента безопасности пищевой продукции в соответствии с ГОСТ Р ИСО 22000:2007 (ИСО 22000:2005)".
Мероприятие 4.4. Госполномочия, переданные органам местного самоуправления, по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции
Для выполнения данного полномочия в областном бюджете на 2015 год были предусмотрены субвенции органам местного самоуправления в сумме 174 тыс. рублей. Фактические ассигнования составили 100%. Освоение выделенных финансовых средств муниципальными районами составило 159,1 тыс. рублей (91,5%).
Органами местного самоуправления принимались нормативные правовые акты по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий.
Выполнение задачи по созданию условий для повышения качества реализуемых товаров (оказываемых услуг) и защиты прав потребителей характеризуется следующими показателями:
- "Удельный вес некачественной и опасной продовольственной продукции отечественного и импортного производства, поступившей на потребительский рынок в Тюменской области" (фактическое значение показателя в 2015 году составило 9,3% при плановом значении 8,4%; фактическое значение показателя в 2014 году составило 9,6%). Невыполнение данного показателя в 2015 году связано с ростом забраковок кондитерских изделий иностранного производства - 50% от проверенной партии;
- "Количество информационных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности" (фактическое значение показателя в 2015 году составило 810 единиц при плановом значении 808 единиц; фактическое значение показателя в 2014 году составило 1 337 единиц).
Задача 5. Развитие системы подготовки профессиональных кадров и укрепление кадрового потенциала в сфере потребительского рынка
Мероприятие 5.1. Реализация мероприятий, направленных на формирование высококвалифицированного кадрового потенциала на предприятиях сферы потребительского рынка, в т.ч. проведение массовых профориентационных мероприятий с участием работодателей
Подготовка квалифицированных специалистов для сферы торговли осуществляется в 10 образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования. Обучение проводится по следующим профессиям и специальностям: продавец, контролёр-кассир, коммерция (по отраслям), менеджмент (по отраслям), управление качеством, товароведение и экспертиза качества. Образовательными организациями области за 2015 год подготовлено 3 030 специалистов по указанным специальностям.
В целях удовлетворения потребности организаций, а также ассоциаций работодателей Тюменской области в квалифицированных кадрах сферы торговли посредством ускоренной профессиональной подготовки персонала в регионе функционирует десять многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее - МФЦК) по модели структурных подразделений учреждений среднего профессионального образования. Подготовка кадров в указанных МФЦК осуществляется в соответствии с заявками работодателей за счёт средств областного бюджета в рамках государственного задания на очередной финансовый год, доведённого до образовательных учреждений.
В марте 2015 года в городе Тюмени прошел Второй открытый чемпионат "WorldSkills Russia Tyumen 2015" по 11 компетенциям, в том числе: "Поварское дело", "Кондитер", "Выпечка хлебобулочных изделий". В целях популяризации рабочих профессий (специальностей), повышения их престижа, привлечения в рабочие профессии (специальности) молодых инициативных людей, развития профессиональных компетенций, повышения их до уровня международных стандартов в чемпионате приняли участие студенты и выпускники профессиональных образовательных организаций, молодые рабочие специалисты в возрасте 18 - 22 лет.
Мероприятие 5.2. Организация взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий сферы потребительского рынка, в том числе по практическому обучению с последующим трудоустройством
В 2015 году был сформирован план проведения экскурсий обучающихся общеобразовательных учреждений на предприятия потребительского рынка.
С целью создания благоприятных условий для профессиональной адаптации учащихся было проведено 14 экскурсий на предприятия торговли и общественного питания.
Кроме того, общественными организациями сферы потребительского рынка, в том числе некоммерческими партнерствами "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области", "Ассоциация гостеприимства Тюменской области", "Объединение предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы бытовых услуг Тюменской области", были рассмотрены функциональные карты ГАПОУ ТО "Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса" по специальностям и профессиям сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания и подготовлены предложения по их изменению с учетом практического применения.
Достижение задачи по развитию системы подготовки профессиональных кадров и укреплению кадрового потенциала в сфере потребительского рынка характеризуется показателем "Годовой объем выпуска специалистов сферы потребительского рынка в учреждениях профессионального образования". Фактическое значение показателя в 2015 году составило 3,03 тыс. человек при плановом значении 3,02 тыс. человек. Фактическое значение данного показателя в 2014 году равнялось 3 тыс. человек.
Достижение цели Программы характеризуется следующими показателями:
- "Темп роста оборота розничной торговли" (в 2015 году плановое значение показателя составляло 101% к аналогичному показателю предыдущего года в сопоставимых ценах, фактическое значение - 91,3%; в 2014 году - 101,6%);
- "Оборот розничной торговли в расчете на душу населения" (в 2015 году плановое значение показателя составляло 233,8 тыс. рублей, фактическое значение - 230,1 тыс. рублей; в 2014 году - 217,7%).
Невыполнение показателей, характеризующих достижение цели Программы, объясняется сложившейся экономической ситуацией в 2015 году; снижением реальных доходов населения и вследствие этого - покупательского спроса.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 17 марта 2016 г. N 3522 "Об информации Правительства Тюменской области о выполнении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.