Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 31 октября 2016 г. N 338-рк настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 5 ноября 2014 г. N 823-рк
Муниципальная программа
"Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы"
26 января, 18 мая, 6 июля, 24 августа, 13, 30 октября, 1, 21 декабря 2015 г., 1 февраля, 14 марта, 10 мая, 4 июля, 31 октября, 14 ноября 2016 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 422-п "Об утверждении Положения о компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 106-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере образования, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и пункта 24 постановления Администрации города Тюмени от 24.02.2014 N 28-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1) Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования.
Причины возникновения проблемы:
- недостаток мест в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1,5 до 3 лет в большинстве районов города;
- недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
- несоответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей, обозначенных в ФГОС ДО.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 106 организаций (муниципальные дошкольные образовательные организации - 89, общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 12, негосударственные дошкольные образовательные организации - 1, иные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 4); а также 15 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня. Меры, предпринятые в 2012 - 2013 годах (открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; функционирование отделений дошкольного образования в школах), позволили уже в 2013 году полностью удовлетворить потребность в местах в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (11875 детей по состоянию на 01.01.2015), которым не предоставлены услуги по присмотру и уходу в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В связи с развитием экономики города, высокими темпами застройки и благоприятной демографической ситуацией потребность в местах в дошкольных образовательных организациях постоянно повышается. Чаще всего это районы интенсивной жилищной застройки: микрорайон "Тюменский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 273), микрорайон "Войновка" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 246), микрорайон "Европейский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 363), район "Дом Обороны" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 389), район ул. Московский тракт (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 271), микрорайон "Мыс" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 222), 5 - 6 микрорайон, и микрорайон "Южный" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 419), микрорайон "Тура" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 217).
В строящихся микрорайонах "Ямальский", "Видный", "Ямальский 2" дошкольные образовательные организации отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады не по месту их жительства.
Строительство детских садов в развивающихся районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей указанного возраста и освободить, тем самым, места в других районах города для детей от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем необходимо понимать, что процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 28 детских садах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 29 детских садах. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ в дошкольных образовательных организациях сохраняется.
С 2010 года постепенно увеличивается количество организаций негосударственного сектора экономики, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста и получающих субсидию на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня, причем 5 из 18 таких организаций имеют лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в связи с введением ФГОС ДО особо актуален. Согласно требованиям стандарта развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады города оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных образовательных организациях:
- в спальных помещениях обычные кровати постепенно сменяются на раздвижные трехъярусные кровати-шкафы для освобождения пространства и обеспечения двигательной активности дошкольников;
- в коридорах-рекреациях организованы игровые и учебные зоны;
- в групповых комнатах организован свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Тем не менее существует проблема перенасыщения и избытка мебели и оборудования, отсутствия сменяемости игрового оборудования. Анализ развивающей среды в детских садах выявил проблемы в вопросе трансформируемости: в ряде организаций игровое оборудование и сюжетные уголки в групповых ячейках статичные, громоздкие, непосильные для передвижения дошкольниками. Необходимо приобретать и вводить в интерьер многофункциональные объекты, обеспечивающие возможность трансформации пространства, в том числе выполняемого детьми.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников в городе Тюмени создано 15 пилотных площадок для педагогических коллективов по внедрению ФГОС ДО, организованы обучающие мероприятия, включающие семинары-практикумы, курсы, учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС ДО, в том числе в режиме консультирования в сети Интернет. Пилотные площадки, в свою очередь, распространяют позитивный отрефлексированный опыт проектирования развивающей предметно-пространственной среды среди дошкольных образовательных организаций города.
ФГОС ДО предполагает в качестве приоритетной задачи мероприятия по обновлению состава и компетенций педагогических кадров, однако анализ условий для успешного внедрения данных мероприятий выявил недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников в области психологической поддержки и сопровождения ребенка и низкий уровень развития коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями (законными представителями).
Успешная реализация запланированных мероприятий позволит устранить существующее на сегодняшний день противоречие - несоответствие уровня профессионально-педагогической подготовленности воспитателя и требований, предъявляемых к нему, создать перспективы для дальнейшего роста его профессиональной компетенции, сформировать инновационный потенциал и, следовательно, обеспечить современное качественное дошкольное образование в городе в целом.
2) Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества.
Причины возникновения проблемы:
- низкие темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни и экономике;
- недостаточный уровень сформированности системы профильного обучения;
- недостаток учителей, которые могут качественно преподавать, учитывая, развивая и формулируя учебные и жизненные интересы различных групп учащихся;
- неразвитость использования индивидуального обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Во многом эти причины являются следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологий.
Образовательные результаты - это показатели итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы. Несмотря на их позитивную динамику в городе Тюмени, они не могут рассматриваться на данном этапе как достаточные.
Образовательным результатом в парадигме новых стандартов является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В процессе социальных изменений, происходящих в городе, регионе и государстве в целом, обострилась проблема математического образования, в связи с чем в образовательной области "Математика" необходимо:
- принять за основу направления развития математического образования, изложенные в Концепции математического образования в РФ;
- организовать работу площадок по апробации педагогических технологий, методик и средств обучения, в том числе дистанционных, электронного обучения с целью индивидуализации обучения, в том числе с развитием системы специализированных учреждений, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики на всех уровнях школьного образования.
Во всех предметных областях необходимо:
- выработать единые для муниципальной системы образования подходы к обеспечению горизонтальной и вертикальной преемственности содержания в школьных предметах, образовательных областях;
- обеспечить новые практики методической работы (внутришкольный и муниципальный уровни) с учителями, осуществляющими преподавание на базовом и углубленном уровне, а также с предметниками, ведущими подготовку детей к участию в олимпиадном движении;
- организовать апробацию учебно-методических комплексов по предметам с целью выявления наиболее адаптируемых к условиям города;
- выработать единые требования к формированию и оценке читательской компетентности для каждого уровня общего образования как к результату целенаправленной деятельности по реализации междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".
К основным образовательным результатам относятся и сформированные социально значимые компетенции учащихся. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования обязывает осуществить поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, формированию универсальных учебных действий учащихся.
На внутришкольную систему работы по обеспечению качества образования также влияют следующие внешние факторы:
- развитие образовательной инфраструктуры (выработка моделей взаимодействия с профессорско-преподавательским составом образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, выработка моделей взаимодействия с организациями дополнительного образования);
- развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в интересах ребенка;
- формирование системы образовательной мобильности и образовательного туризма педагогов;
- выработка эффективных моделей методического обеспечения и методического сопровождения педагогических кадров муниципальной системы образования города, направленных на формирование профессиональной готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта, работе с современным учебным оборудованием, реализации современных образовательных технологий.
Одной из задач является постоянное обновление и омоложение учительского корпуса. Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций в городе Тюмени составляет 29% (по регионам страны в среднем составляет 20%). Если принять за норму продолжительность эффективной педагогической деятельности 40 лет (22 - 62 года), на категорию учителей до 35 лет должно приходиться примерно 30% штата. В связи с этим важнейшим направлением развития общего образования является совершенствование учительского корпуса.
Результаты образовательной деятельности во многом зависят от состояния здоровья учащихся. Основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются совершенствование школьной инфраструктуры с учетом современных требований, в том числе развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, активное использование физкультурно-оздоровительных, медико-гигиенических, образовательных здоровьесберегающих технологий, формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса. В период с 2009 по 2014 годы наряду с проведением мероприятий по ремонту и модернизации существующих спортивных сооружений, современными спортивными площадками оснащены территории 45 образовательных организаций. Целенаправленная работа в данном направлении позволила достичь определенных положительных результатов: увеличилась доля детей, систематически занимающихся спортом, в связи с чем увеличилась доля детей с нормальным уровнем физического развития (2013 - 2014 год - 69,6%; 2012 - 2013 год - 68,3%; 2011 - 2012 год - 66,3%); повысился охват детей двухразовым горячим питанием в общеобразовательных организациях (2014 год - 32,5%; 2013 год -26%; 2012 год -21%); увеличилась доля детей школьного возраста, отнесенных к первой и второй группам здоровья (2013 год - 87,45%; 2012 год - 85,2%); снизилась доля детей с заболеваниями органов пищеварения (2013 год - 2,5%; 2012 год - 3,2%).
Несмотря на определенную положительную динамику, актуальной остается задача снижения школьных факторов риска, влияющих на здоровье школьников. По итогам диспансеризации 2013 года, доля детей с различными нарушениями осанки составила 51%, с нарушениями зрения - 9,2%.
В целях профилактики социально значимых заболеваний, снижения школьных факторов риска путем формирования у детей ответственного отношения к своему здоровью как к самостоятельной ценности в образовательных организациях реализуется ряд межведомственных проектов. На создание оптимального режима двигательной активности детей направлены проекты "Физкультминутки в учебном процессе", "Зарядка для школьников. Уроки здоровья", Интернет-конкурс "Лучшая физкультминутка", экскурсии на тренировки тюменских спортивных команд, проведение уроков физкультуры тренерами спортивных клубов. На профилактику нарушений зрения, осанки направлены тематические классные часы, родительские собрания с участием врачей-педиатров, узких специалистов, а также реализуемый совместно с офтальмологическим диспансером проект по дистантному скрининговому обследованию зрения школьников. На пропаганду принципов здорового питания среди детей, их родителей и педагогов направлены семинары, мастер-классы шеф-поваров тюменских ресторанов "Здоровый завтрак", проект "Каникулы здоровья", акция "Продукт дня", классные часы "Продукты питания", интернет-конкурсы "Рецепт здоровья", "Лучший школьный повар". Самый крупный из реализуемых проектов - "Здоровая школа", ключевыми направлениями которого являются "Профилактика инфекционных заболеваний", "Рациональное питание", "Физическое развитие", "Охрана зрения". Городской проект "Здоровая школа" в полном объеме интегрируется в областной комплексный проект организации оздоровительной работы "Здоровье на 5+".
Однако, несмотря на проводимые в настоящее время мероприятия по физическому развитию учащихся, актуальными остаются следующие проблемы:
- недостаточное количество спортивных залов и их высокая загруженность;
- несоответствие материальной базы требованиям образовательной программы в полном объеме, нехватка спортивного инвентаря;
- сложность в построении образовательной рабочей программы с учетом неравного физического развития детей.
Решение данных проблем возможно посредством реализации следующих мер:
- составление гибкого графика работы спортзала, организация новых площадей для занятий физкультурой;
- строительство спортивных залов, подготовка специализированных помещений;
- проведение большей части спортивных занятий на свежем воздухе.
Отдельным направлением работы по сохранению и укреплению здоровья детей является организация рационального питания в школе. Повышению качества школьного питания и, как следствие, увеличению охвата горячим питанием в школе (2014 год - 99%; 2013 год - 98,1%; 2012 год - 96,5%) способствует совершенствование материально-технической базы пищеблоков (с 2009 года капитальный ремонт пищеблоков с заменой технологического оборудования выполнен в 44 образовательных организациях), повышение квалификации работников школьных столовых, участие родительской общественности в контроле качества школьного питания, пропаганда культуры здорового питания среди всех субъектов образовательного процесса, компенсация части родительской платы за школьное питание.
3) Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных организациях в строящихся микрорайонах.
Причины возникновения проблемы:
- отставание темпов строительства новых образовательных организаций от темпов застройки города;
- низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- недостаточное и морально устаревающее материально-техническое оснащение образовательного процесса большинства образовательных организаций, не позволяющее эффективно реализовывать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- отсутствие в значительной части образовательных организаций безбарьерной среды и специального оснащения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Тюменьстата, численность детей школьного возраста, проживающих в Тюмени, в 2014 году составила около 75,5 тысяч человек. В городе функционирует 87 школ, из них 81 - муниципальная, 3 - структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, 3 - негосударственных.
Благоприятное социально-экономическое развитие города обусловливает положительную демографическую ситуацию и миграционный прирост населения трудоспособного возраста, в том числе детей школьного возраста (так, в 2012 - 2013 учебном году количество учащихся увеличилось на 1041 человека, в 2013 - 2014 учебном году - на 5373 человека). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Тюмени до 2017 года ежегодный прирост численности населения сохранится на уровне 2013 года. Вследствие активного строительства новых микрорайонов с неразвитой социальной инфраструктурой (в том числе с отсутствием общеобразовательных организаций) проблема недостаточной обеспеченности местами в общеобразовательных организациях набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают жилые районы: "Восточный-2", "Мыс", "Малахово", "Видный", "Ямальский", "Ямальский-2", "Комарово", район ул. Московский тракт.
Развитие инфраструктуры общеобразовательных организаций осуществляется посредством строительства новых школ (за период с 2012 по 2014 годы построены две новые школы - МАОУ СОШ N 92 (2 корпус) в микрорайоне "Тюменский-3" и МАОУ СОШ N 94 в "3-м Заречном" микрорайоне).
Учитывая существующую в настоящее время потребность в получении мест в дошкольных образовательных организациях, можно определить районы, в которых в ближайшем будущем потребуется строительство новых школ. Данная информация также будет учтена при определении потребности в строительстве общеобразовательных организаций.
Кроме потребности в строительстве новых зданий общеобразовательных организаций существует объективная необходимость поддержания действующих зданий школ в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов общеобразовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 15 школах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 18 школах. В настоящее время сохраняется потребность в проведении ремонтных работ в общеобразовательных организациях, в связи с чем мероприятия по модернизации материально-технической базы будут продолжены.
В 2013 и 2014 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования все школы города были оснащены мобильными компьютерами net book для каждого учителя и для учеников начальной школы. Также получены современные цифровые лаборатории по предметам естественнонаучного цикла, начальные школы оснащены лабораторным оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На сегодняшний день можно отметить, что часть оборудования, которая необходима для организации учебного процесса по новым федеральным государственным стандартам, имеется. Однако, в связи с увеличением количества учащихся, связанным с демографической ситуацией в городе, становится актуальной проблема отставания темпов развития материальной базы общеобразовательных организаций в целях обеспечения современным учебным оборудованием каждого ученика.
4) Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества.
Причины возникновения проблемы:
- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности;
- неумение учащихся и их родителей при выборе будущей профессии учитывать личностные способности и возможности, а также реальные потребности рынка труда;
- несоответствие форм и технологий профориентационной деятельности требованиям федерального государственного образовательного стандарта и потребностям экономики города;
- недостаточность условий для первичного трудоустройства выпускников интернатного типа и их адаптации на рабочем месте.
Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации учащихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 84 общеобразовательных организаций, в которых задействовано 15% учащихся. Всего 2240 старшеклассников принимают активное участие в волонтерском движении, 1359 в тимуровском движении (около 21% учащихся). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра", "Синяя птица" и др.) ежегодно принимают участие около 3000 человек (17,5% учащихся). В Слете участников межрегионального детского военно-патриотического общественного движения "Юные Карбышевцы" Российской Федерации и стран СНГ, посвященного 70-летию победы под Сталинградом (г. Волгоград, 2 - 7 мая 2013 года), приняли участие 4 учащихся из МАОУ СОШ N 48.
Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными организациями, общественных организациях и советах позволит более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.
Отсутствие ответственности за достижение результатов собственного развития, неумение учитывать процессы, характерные для современного общества, подтверждают данные мониторинга "Мотив будущего профессионального выбора", проводимого ежегодно МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы о том, что за период с 2011 по 2014 годы наблюдается динамика осознанного выбора будущей профессиональной деятельности среди учащихся 8, 10 классов: в 2014 году область будущей профессиональной деятельности определена у 93% учащихся, у 7% учащихся не сформирована. В 2011 году из 4328 обследованных учащихся область будущей профессиональной деятельности определена у 48%, выбор неоднозначен - у 41%, совершенно не сформирован - у 11% учащихся.
90% выпускников школ (10-е классы) мотивированы на получение высшего образования (юридическое, инженерное, экономическое, медицинское, военное). За период с 2011 по 2014 годы выросла доля детей, выбирающих предпринимательскую деятельность, - 6%, 4% готовы обучаться рабочим профессиям (автослесарь, сварщик, водитель).
Несмотря на рост показателя "социально-профессиональное предпочтение" с 48% до 93%, результаты исследования показали, что треть учащихся не в состоянии соотнести требования, предъявляемые к той или иной сфере деятельности, со своими возможностями, большинство выпускников по-прежнему выбирают специальности, связанные с получением высшего образования. Рабочие специальности не являются популярными. В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда. Об этом свидетельствует распределение выпускников 11 классов по каналам обучения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение выпускников 11 классов по каналам обучения в городе Тюмени
Год |
Образовательные организации высшего образования |
Профессиональные образовательные организации (среднее профессиональное образование) |
Профессиональные образовательные организации (начальное профессиональное образование) |
2011 |
90% |
6% |
1% |
2012 |
84,4% |
8,3% |
1% |
2013 |
89,6% |
7,5% |
|
2014 |
96,1% |
13,7% |
<*> - С 2013 года НПО преобразовано в СПО.
Однако формирование и проведение мотивационной работы среди выпускников общеобразовательных организаций по выбору рабочих профессий может быть связано с опасностью возникновения социальных рисков, а именно с сопротивлением родителей, которые ориентированы на получение их детьми высшего образования.
Необходимо выбрать эффективные и современные формы разъяснительной работы с родительской общественностью, обеспечивающей понимание факторов обеспечения успешной социализации молодого поколения в условиях потребностей современного рынка труда. Специальное внимание необходимо уделять формированию установок и компетенций ответственного родительства, заинтересованности в воспитании достойного гражданина, способного оптимально адаптироваться в динамично меняющемся мире.
В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны программы социальной реабилитации и адаптации воспитанников, направленные на оптимальное развитие личности детей данной категории с учетом их индивидуальных особенностей; программы формирования социально-адаптивных навыков детей реализуются через групповые, воспитательные, трудовые мероприятия, спортивные часы, часы общения, самообслуживающий труд, общешкольные праздники, предметные недели.
Для решения проблем по социальной адаптации и сопровождению выпускников специалистами образовательных организаций проводится работа по привлечению средств благотворительных организаций, попечителей. На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы Попечительские советы, в состав которых входят представители коммерческих, некоммерческих организаций, участвующие в постинтернатной адаптации. На базе коммерческих организаций выпускники проходят производственную практику, что помогает им в дальнейшем трудоустройстве.
В целях организации профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения и противостояния негативному влиянию среды, во всех образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы службы социально-психологического сопровождения. Работа психологов с детьми строится по трем основным направлениям: диагностирование, консультирование, коррекция. По результатам обследования выделяется "группа риска", с которой проводится индивидуальная коррекционная работа.
Несмотря на то, что в городе сложилась система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается нерешенной проблема их адаптации в обществе, сформированность навыков самостоятельной жизни.
В городе Тюмени проживает около 5000 детей от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Создана сеть специальных (коррекционных) организаций шести видов (6 школ и 4 детских сада). В 2013 - 2014 учебном году в систему психолого-педагогического сопровождения включены 4 933 человека, из них охвачен обучением 1 993 дошкольника и 2 940 школьников; дети, не обучающиеся по медицинским показаниям (31 человек), закреплены за консультационными пунктами. Дистанционное обучение организовано для 76 детей-инвалидов на базе 30 общеобразовательных организаций (3 общеобразовательных организации предоставляют обучение детям-инвалидам по программам дополнительного образования, 27 общеобразовательных организаций также предоставляют обучение детям-инвалидам и по программам начального общего, основного общего образования).
С целью оказания логопедической помощи детям дошкольных и общеобразовательных организаций на базе общеобразовательных организаций города Тюмени созданы 40 логопедических пунктов, охват логопедической помощью составляет 38% детей, имеющих нарушения речи.
Параллельно развивается инклюзивное образование. До недавнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья в основном обучались в специализированных школах либо на дому, педагоги общеобразовательных школ не имели опыта работы в условиях инклюзивного образования, не всегда этому соответствовало и материально-техническое обеспечение. Поэтому для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать материально-технические и методические условия с целью организации разных форм обучения, в том числе инклюзивного и дистанционного (обеспечение учебно-методической литературой, техническими и технологическими средствами коррекции нового поколения, подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией детей).
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации учащихся и воспитанников, позволит:
- сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
- развить интерес к рабочим профессиям и оперативно информировать учащихся и педагогов о быстрых изменениях в промышленном производстве, высокотехнологических производствах города Тюмени;
- расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних;
- обеспечить формирование интереса учащихся к предпринимательской деятельности, создание условий для осознанного профессионального выбора предпринимательской деятельности.
Решению вышеуказанных проблем будет способствовать: разработка и реализация проектов по профессиональному самоопределению учащихся, увеличение спектра экскурсий профориентационной направленности, взаимодействие с общественными организациями, формирование практики социального опыта учащихся.
5) Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования.
Причины возникновения проблемы:
- отсутствие диагностических практик выявления, поддержки и развития одаренности детей на муниципальном уровне;
- отсутствие системы взаимосвязей между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;
- отсутствие вариативных форм профильного и углубленного обучения;
- недостаточный уровень информационной работы, проводимой с учащимися;
- отсутствие наработанных практик организации просветительской работы с родительской общественностью по формированию, развитию и поддержке детской одаренности.
В муниципальной системе образования за годы реализации стратегической инициативы "Наша новая школа" и муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения внутришкольного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.
В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.
В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2013 году приняли участие 3539 учащихся (15%) 7 - 11 классов по 21 учебному предмету, относительно 2011 года рост составил 9%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе 2014 года участвовало 286 учащихся 9 - 11 классов тюменских школ (в 2013 году - 263), занявших 58 призовых мест. Также наблюдается рост количества призеров предметных олимпиад заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (восемь призовых мест: русский язык - 3 человека, литература - 2 человека, английский язык - 2 человека, история - 1 человек; в 2011 году среди призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады было только 2 тюменских школьника). Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
С целью дальнейшего развития в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области определены школы, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по 4 направлениям: физико-математическому (гимназии N 12, 16, лицеи N 34, 81, СОШ N 15, 65, 92); естественно-научному (лицей N 93, СОШ N 7); информационно-технологическому (СОШ N 17, 25, 36, 40, 68, 88, 91) и социально-гуманитарному (гимназии N 1, 5, 21, 49, 83, СОШ N 14, 70, 73, 89). В настоящее время разработаны концептуальные подходы создания модели сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности по выделенным направлениям предметной специализации.
Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу". В октябре - ноябре 2014 года организована поездка одаренных учащихся для участия во Всероссийском тренинге "Путь к Олимпу" (город Москва): по физике - 10 чел., химии - 10 чел., математике - 13 чел., истории - 11 чел.
Таким образом, в течение периода реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" система образования города Тюмени поступательно развивала ресурсную базу по организации работы с одаренными детьми и, обобщая накопленный опыт и имеющийся потенциал, актуализировала проблему систематизации всех направлений деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закрепляет обозначенное движение к индивидуализации образования через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и развитие образовательной инфраструктуры.
Вместе с тем препятствием к реализации всего комплекса мер по развитию детской одаренности выступает недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим на муниципальном уровне предстоит разработать систему мер, направленную на обновление и качественное усовершенствование системы методической работы с учителем, а именно:
- проведение методического обучения по психолого-педагогической подготовке;
- организация образовательного туризма педагогов;
- установление партнерства с лучшими школами на территории РФ.
Данные меры должны стать основой для разработки и реализации модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку учащихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций.
Приоритетными направлениями деятельности по формированию и развитию детской одаренности в муниципальной системе образования города Тюмени на ближайшую перспективу определены:
- разработка системы мониторинга достижений учащихся, включенных в деятельность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
- разработка и реализация модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку учащихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
- выявление и внедрение в практику работы эффективных приемов и технологий работы с родительской общественностью по формированию педагогической компетентности в развитии интеллектуального потенциала одаренного ребенка;
- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и высших учебных заведений.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы (согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы):
Обеспечение современного качества образования в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования.
Цель Программы:
Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени.
N |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Ответственный (Участники) |
Цель Программы: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | ||||
1. |
Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования |
Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования |
Обеспечение детям равных возможностей получения доступного качественного дошкольного образования |
ДО (ИМЦ, ДОО, ДИО, ОО) |
2. |
Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования |
Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества |
Обеспечение получения учащимися качественного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
ДО (ИМЦ, ДЗ, ОО, КИНФ) |
3. |
Повысить уровень современных условий обучения в общеобразовательных организациях |
Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных организациях в строящихся микрорайонах |
Обеспечение современных условий обучения в общеобразовательных организациях |
ДО (ОО, ДИО) |
4. |
Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию |
Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества |
Обеспечение условий для формирования социально ответственного поведения учащихся и воспитанников |
ДО (ИМЦ, ДОО, ОО) |
5. |
Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности |
Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования |
Активное выявление и развитие способностей одаренных детей во всех общеобразовательных организациях, создание эффективной системы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования |
ДО (ИМЦ, ОО) |
Сокращения:
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДОО -муниципальные дошкольные образовательные организации;
ОО -муниципальные общеобразовательные организации;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ИМЦ - МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени".
4. Основные показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | ||||||||||||
1. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1); - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
V |
0,6 |
0,07 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 1: Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования | ||||||||||||
2. |
Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации |
% |
, где: - количество детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации, человек (данные ДО); - количество детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, проживающих в городе и нуждающихся в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 2: Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||||
3. |
Доля учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, от общего числа учащихся 1-9 классов |
% |
, где: - количество учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, человек; - количество учащихся 1 - 9 классов, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
^ |
42,4 |
54 |
65,3 |
75,3 |
84,1 |
92,5 |
99 |
99 |
4. |
Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет (данные ДО); - общее количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций (данные ДО); Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
не менее 30 |
30,5 |
28,6 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача 1: Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования | ||||||||||||
Задача 2: Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||||
5. |
Доля расходов, направляемых на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования, в общем объеме расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования |
% |
, где: БСОНКО - объем расходов, направленных на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования; БТ - объем расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на конец финансового года) |
не менее 0,6 |
0,48 |
0,61 |
0,65 |
0,62 |
||||
Задача 3: Повысить уровень современных условий обучения в общеобразовательных организациях | ||||||||||||
6. |
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
Расчет показателя производится в соответствии с Инструкцией по подготовке доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) субъекта Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, разработанной Министерством регионального развития РФ в 2014 году и рекомендованной для использования Министерством экономического развития РФ. Расчет основан на данных ДО. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год октябрь - ноябрь) |
0 |
91,6 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
Задача 4: Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию | ||||||||||||
7. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
% |
, где: - количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, человек (данные ДО); - общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в городе Тюмени, которым Психолого-медико-педагогической комиссией, бюро медико-социальной экспертизы рекомендовано обучение по адаптированным основным образовательным программам, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, в общей численности учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество учащихся 9 классов муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки, и количество учащихся 10 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы профильного обучения, человек; - количество учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
^ |
72,4 |
77,6 |
77,6 |
77,8 |
78 |
79 |
80 |
81 |
Задача 5: Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности | ||||||||||||
9. |
Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где: - количество учащихся 5 - 11 классов, участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, человек (данные ДО); - количество учащихся 5 - 11 классов, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
^ |
47,9 |
61,6 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
10. |
Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где: - количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, являющихся учащимися общеобразовательных организаций города Тюмени, человек (данные ДО); - общее количество победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
^ |
39,3 |
46,6 |
47 |
51 |
55 |
59 |
63 |
67 |
Условные обозначения:
* - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений.
** - планирование показателя 5 на 2017 - 2020 годы не представляется возможным, т.к. частичное возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах полного дня в форме предоставления субсидий предусматривается на 1 календарный год дополнительным расходным обязательством.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций города Тюмени".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 0%.
2. "Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100% (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599).
3. "Доля учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, от общего числа учащихся 1 - 9 классов".
Увеличение значений показателя в плановом периоде до 99% обусловлено необходимостью соблюдения требований законодательства (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; распоряжение Правительства Тюменской области от 05.10.2010 "О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа").
4. "Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 30%.
5. "Доля расходов, направляемых на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования, в общем объеме расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 0,6%.
6. "Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 2014 года.
7. "Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100%.
8. "Доля учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, в общей численности учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций ".
Рост значения показателя обусловлен увеличением количества обучающихся в 9-х классах, которые охвачены предпрофильной подготовкой в полном составе, и увеличением количества обучающихся 10 - 11 классов в профильных классах и по индивидуальным образовательным траекториям в общеобразовательных классах. Также на рост значения показателя до 81% к концу планового периода повлияют мероприятия в рамках профориентационной работы.
9. "Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени".
Проведение мероприятий, направленных на выявление детской одаренности и талантов, а также мотивация таких детей через организацию поездок в образовательные и культурные центры повлияют на динамику значений показателя: к концу 2020 года показатель составит 95%.
10. Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени".
Благодаря мероприятиям по поддержке одаренных детей ожидается увеличение значения показателя к концу 2020 года до 67%.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2020 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 14 ноября 2016 г. N 374-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 51 830 576 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 8 061 492 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 867 049 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 7 056 774 тыс. рублей;
федеральный бюджет: 137 669 тыс. рублей;
2016 - 8 710 869 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 4 220 707 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 4 490 162 тыс. рублей;
2017 - 8 762 377 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 3 072 977 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 689 400 тыс. рублей;
2018 - 8 800 746 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 3 055 712 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 745 034 тыс. рублей;
2019 - 8 747 546 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 917 710 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 829 836 тыс. рублей;
2020 - 8 747 546 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 917 710 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 829 836 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент образования Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в части обеспечения организации и технического надзора за проведением строительных и ремонтных работ капитального характера, реконструкции зданий и разработкой ПСД; обеспечения жильем педагогических работников;
б) департамент здравоохранения Администрации города Тюмени в части реализации мероприятий по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников;
в) муниципальные автономные дошкольные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Администрации города Тюмени;
г) муниципальные общеобразовательные организации;
д) муниципальные образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) муниципальное автономное образовательное учреждение "Информационно-методический центр" города Тюмени;
ж) муниципальное казенное учреждение "Комитет по информатизации города Тюмени".
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.