Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 31 октября 2016 г. N 338-рк настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 5 ноября 2014 г. N 823-рк
Муниципальная программа
"Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы"
26 января, 18 мая, 6 июля, 24 августа, 13, 30 октября, 1, 21 декабря 2015 г., 1 февраля, 14 марта, 10 мая, 4 июля, 31 октября, 14 ноября 2016 г., 13 марта 2017 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 13 марта 2017 г. N 73-рк раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 422-п "Об утверждении Положения о компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 25.04.2016 N 106-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере образования, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и пункта 24 постановления Администрации города Тюмени от 24.02.2014 N 28-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 2-пк "О компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на оплату присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2011 N 1-пк "Об утверждении Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 27.02.2012 N 18-пк "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими муниципального задания";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.05.2013 N 34-пк "Об утверждении Положения о предоставлении стипендий Главы Администрации города Тюмени одаренным детям, обучающимся в организациях города Тюмени, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования";
постановлением Администрации города Тюмени от 03.03.2014 N 39-пк "Об утверждении Порядка распределения средств организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, финансируемым за счет бюджета города Тюмени, в целях частичного возмещения расходов на осуществление присмотра и ухода за детьми";
постановлением Администрации города Тюмени от 03.03.2014 N 40-пк "Об утверждении Порядка распределения средств, предоставленных на полное или частичное возмещение расходов на обеспечение питанием обучающихся муниципальных образовательных организаций города Тюмени".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1) Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования.
Причины возникновения проблемы:
- недостаток мест в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1,5 до 3 лет в большинстве районов города;
- недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
- несоответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей, обозначенных в ФГОС ДО.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 106 организаций (муниципальные дошкольные образовательные организации - 89, общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 12, негосударственные дошкольные образовательные организации - 1, иные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 4); а также 15 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня. Меры, предпринятые в 2012 - 2013 годах (открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; функционирование отделений дошкольного образования в школах), позволили уже в 2013 году полностью удовлетворить потребность в местах в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (11875 детей по состоянию на 01.01.2015), которым не предоставлены услуги по присмотру и уходу в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В связи с развитием экономики города, высокими темпами застройки и благоприятной демографической ситуацией потребность в местах в дошкольных образовательных организациях постоянно повышается. Чаще всего это районы интенсивной жилищной застройки: микрорайон "Тюменский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 273), микрорайон "Войновка" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 246), микрорайон "Европейский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 363), район "Дом Обороны" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 389), район ул. Московский тракт (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 271), микрорайон "Мыс" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 222), 5 - 6 микрорайон, и микрорайон "Южный" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 419), микрорайон "Тура" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 217).
В строящихся микрорайонах "Ямальский", "Видный", "Ямальский 2" дошкольные образовательные организации отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады не по месту их жительства.
Строительство детских садов в развивающихся районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей указанного возраста и освободить, тем самым, места в других районах города для детей от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем необходимо понимать, что процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 28 детских садах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 29 детских садах. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ в дошкольных образовательных организациях сохраняется.
С 2010 года постепенно увеличивается количество организаций негосударственного сектора экономики, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста и получающих субсидию на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня, причем 5 из 18 таких организаций имеют лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в связи с введением ФГОС ДО особо актуален. Согласно требованиям стандарта развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады города оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных образовательных организациях:
- в спальных помещениях обычные кровати постепенно сменяются на раздвижные трехъярусные кровати-шкафы для освобождения пространства и обеспечения двигательной активности дошкольников;
- в коридорах-рекреациях организованы игровые и учебные зоны;
- в групповых комнатах организован свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
Тем не менее существует проблема перенасыщения и избытка мебели и оборудования, отсутствия сменяемости игрового оборудования. Анализ развивающей среды в детских садах выявил проблемы в вопросе трансформируемости: в ряде организаций игровое оборудование и сюжетные уголки в групповых ячейках статичные, громоздкие, непосильные для передвижения дошкольниками. Необходимо приобретать и вводить в интерьер многофункциональные объекты, обеспечивающие возможность трансформации пространства, в том числе выполняемого детьми.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников в городе Тюмени создано 15 пилотных площадок для педагогических коллективов по внедрению ФГОС ДО, организованы обучающие мероприятия, включающие семинары-практикумы, курсы, учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС ДО, в том числе в режиме консультирования в сети Интернет. Пилотные площадки, в свою очередь, распространяют позитивный отрефлексированный опыт проектирования развивающей предметно-пространственной среды среди дошкольных образовательных организаций города.
ФГОС ДО предполагает в качестве приоритетной задачи мероприятия по обновлению состава и компетенций педагогических кадров, однако анализ условий для успешного внедрения данных мероприятий выявил недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников в области психологической поддержки и сопровождения ребенка и низкий уровень развития коммуникативных технологий во взаимодействии с родителями (законными представителями).
Успешная реализация запланированных мероприятий позволит устранить существующее на сегодняшний день противоречие - несоответствие уровня профессионально-педагогической подготовленности воспитателя и требований, предъявляемых к нему, создать перспективы для дальнейшего роста его профессиональной компетенции, сформировать инновационный потенциал и, следовательно, обеспечить современное качественное дошкольное образование в городе в целом.
2) Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества.
Причины возникновения проблемы:
- низкие темпы качественного изменения форм и методов преподавания, формирующего компетенции, востребованные в современной жизни и экономике;
- недостаточный уровень сформированности системы профильного обучения;
- недостаток учителей, которые могут качественно преподавать, учитывая, развивая и формулируя учебные и жизненные интересы различных групп учащихся;
- неразвитость использования индивидуального обучения, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Во многом эти причины являются следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологий.
Образовательные результаты - это показатели итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы. Несмотря на их позитивную динамику в городе Тюмени, они не могут рассматриваться на данном этапе как достаточные.
Образовательным результатом в парадигме новых стандартов является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В процессе социальных изменений, происходящих в городе, регионе и государстве в целом, обострилась проблема математического образования, в связи с чем в образовательной области "Математика" необходимо:
- принять за основу направления развития математического образования, изложенные в Концепции математического образования в РФ;
- организовать работу площадок по апробации педагогических технологий, методик и средств обучения, в том числе дистанционных, электронного обучения с целью индивидуализации обучения, в том числе с развитием системы специализированных учреждений, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики на всех уровнях школьного образования.
Во всех предметных областях необходимо:
- выработать единые для муниципальной системы образования подходы к обеспечению горизонтальной и вертикальной преемственности содержания в школьных предметах, образовательных областях;
- обеспечить новые практики методической работы (внутришкольный и муниципальный уровни) с учителями, осуществляющими преподавание на базовом и углубленном уровне, а также с предметниками, ведущими подготовку детей к участию в олимпиадном движении;
- организовать апробацию учебно-методических комплексов по предметам с целью выявления наиболее адаптируемых к условиям города;
- выработать единые требования к формированию и оценке читательской компетентности для каждого уровня общего образования как к результату целенаправленной деятельности по реализации междисциплинарной программы "Основы смыслового чтения и работа с текстом".
К основным образовательным результатам относятся и сформированные социально значимые компетенции учащихся. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования обязывает осуществить поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, формированию универсальных учебных действий учащихся.
На внутришкольную систему работы по обеспечению качества образования также влияют следующие внешние факторы:
- развитие образовательной инфраструктуры (выработка моделей взаимодействия с профессорско-преподавательским составом образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, выработка моделей взаимодействия с организациями дополнительного образования);
- развитие сетевых форм реализации образовательных программ, обеспечивающих интеграцию общего и дополнительного образования в интересах ребенка;
- формирование системы образовательной мобильности и образовательного туризма педагогов;
- выработка эффективных моделей методического обеспечения и методического сопровождения педагогических кадров муниципальной системы образования города, направленных на формирование профессиональной готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта, работе с современным учебным оборудованием, реализации современных образовательных технологий.
Одной из задач является постоянное обновление и омоложение учительского корпуса. Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций в городе Тюмени составляет 29% (по регионам страны в среднем составляет 20%). Если принять за норму продолжительность эффективной педагогической деятельности 40 лет (22 - 62 года), на категорию учителей до 35 лет должно приходиться примерно 30% штата. В связи с этим важнейшим направлением развития общего образования является совершенствование учительского корпуса.
Результаты образовательной деятельности во многом зависят от состояния здоровья учащихся. Основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются совершенствование школьной инфраструктуры с учетом современных требований, в том числе развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, активное использование физкультурно-оздоровительных, медико-гигиенических, образовательных здоровьесберегающих технологий, формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса. В период с 2009 по 2014 годы наряду с проведением мероприятий по ремонту и модернизации существующих спортивных сооружений, современными спортивными площадками оснащены территории 45 образовательных организаций. Целенаправленная работа в данном направлении позволила достичь определенных положительных результатов: увеличилась доля детей, систематически занимающихся спортом, в связи с чем увеличилась доля детей с нормальным уровнем физического развития (2013 - 2014 год - 69,6%; 2012 - 2013 год - 68,3%; 2011 - 2012 год - 66,3%); повысился охват детей двухразовым горячим питанием в общеобразовательных организациях (2014 год - 32,5%; 2013 год -26%; 2012 год -21%); увеличилась доля детей школьного возраста, отнесенных к первой и второй группам здоровья (2013 год - 87,45%; 2012 год - 85,2%); снизилась доля детей с заболеваниями органов пищеварения (2013 год - 2,5%; 2012 год - 3,2%).
Несмотря на определенную положительную динамику, актуальной остается задача снижения школьных факторов риска, влияющих на здоровье школьников. По итогам диспансеризации 2013 года, доля детей с различными нарушениями осанки составила 51%, с нарушениями зрения - 9,2%.
В целях профилактики социально значимых заболеваний, снижения школьных факторов риска путем формирования у детей ответственного отношения к своему здоровью как к самостоятельной ценности в образовательных организациях реализуется ряд межведомственных проектов. На создание оптимального режима двигательной активности детей направлены проекты "Физкультминутки в учебном процессе", "Зарядка для школьников. Уроки здоровья", Интернет-конкурс "Лучшая физкультминутка", экскурсии на тренировки тюменских спортивных команд, проведение уроков физкультуры тренерами спортивных клубов. На профилактику нарушений зрения, осанки направлены тематические классные часы, родительские собрания с участием врачей-педиатров, узких специалистов, а также реализуемый совместно с офтальмологическим диспансером проект по дистантному скрининговому обследованию зрения школьников. На пропаганду принципов здорового питания среди детей, их родителей и педагогов направлены семинары, мастер-классы шеф-поваров тюменских ресторанов "Здоровый завтрак", проект "Каникулы здоровья", акция "Продукт дня", классные часы "Продукты питания", интернет-конкурсы "Рецепт здоровья", "Лучший школьный повар". Самый крупный из реализуемых проектов - "Здоровая школа", ключевыми направлениями которого являются "Профилактика инфекционных заболеваний", "Рациональное питание", "Физическое развитие", "Охрана зрения". Городской проект "Здоровая школа" в полном объеме интегрируется в областной комплексный проект организации оздоровительной работы "Здоровье на 5+".
Однако, несмотря на проводимые в настоящее время мероприятия по физическому развитию учащихся, актуальными остаются следующие проблемы:
- недостаточное количество спортивных залов и их высокая загруженность;
- несоответствие материальной базы требованиям образовательной программы в полном объеме, нехватка спортивного инвентаря;
- сложность в построении образовательной рабочей программы с учетом неравного физического развития детей.
Решение данных проблем возможно посредством реализации следующих мер:
- составление гибкого графика работы спортзала, организация новых площадей для занятий физкультурой;
- строительство спортивных залов, подготовка специализированных помещений;
- проведение большей части спортивных занятий на свежем воздухе.
Отдельным направлением работы по сохранению и укреплению здоровья детей является организация рационального питания в школе. Повышению качества школьного питания и, как следствие, увеличению охвата горячим питанием в школе (2014 год - 99%; 2013 год - 98,1%; 2012 год - 96,5%) способствует совершенствование материально-технической базы пищеблоков (с 2009 года капитальный ремонт пищеблоков с заменой технологического оборудования выполнен в 44 образовательных организациях), повышение квалификации работников школьных столовых, участие родительской общественности в контроле качества школьного питания, пропаганда культуры здорового питания среди всех субъектов образовательного процесса, компенсация части родительской платы за школьное питание.
3) Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных организациях в строящихся микрорайонах.
Причины возникновения проблемы:
- отставание темпов строительства новых образовательных организаций от темпов застройки города;
- низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- недостаточное и морально устаревающее материально-техническое оснащение образовательного процесса большинства образовательных организаций, не позволяющее эффективно реализовывать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов;
- отсутствие в значительной части образовательных организаций безбарьерной среды и специального оснащения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Тюменьстата, численность детей школьного возраста, проживающих в Тюмени, в 2014 году составила около 75,5 тысяч человек. В городе функционирует 87 школ, из них 81 - муниципальная, 3 - структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, 3 - негосударственных.
Благоприятное социально-экономическое развитие города обусловливает положительную демографическую ситуацию и миграционный прирост населения трудоспособного возраста, в том числе детей школьного возраста (так, в 2012 - 2013 учебном году количество учащихся увеличилось на 1041 человека, в 2013 - 2014 учебном году - на 5373 человека). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Тюмени до 2017 года ежегодный прирост численности населения сохранится на уровне 2013 года. Вследствие активного строительства новых микрорайонов с неразвитой социальной инфраструктурой (в том числе с отсутствием общеобразовательных организаций) проблема недостаточной обеспеченности местами в общеобразовательных организациях набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают жилые районы: "Восточный-2", "Мыс", "Малахово", "Видный", "Ямальский", "Ямальский-2", "Комарово", район ул. Московский тракт.
Развитие инфраструктуры общеобразовательных организаций осуществляется посредством строительства новых школ (за период с 2012 по 2014 годы построены две новые школы - МАОУ СОШ N 92 (2 корпус) в микрорайоне "Тюменский-3" и МАОУ СОШ N 94 в "3-м Заречном" микрорайоне).
Учитывая существующую в настоящее время потребность в получении мест в дошкольных образовательных организациях, можно определить районы, в которых в ближайшем будущем потребуется строительство новых школ. Данная информация также будет учтена при определении потребности в строительстве общеобразовательных организаций.
Кроме потребности в строительстве новых зданий общеобразовательных организаций существует объективная необходимость поддержания действующих зданий школ в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов общеобразовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 15 школах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 18 школах. В настоящее время сохраняется потребность в проведении ремонтных работ в общеобразовательных организациях, в связи с чем мероприятия по модернизации материально-технической базы будут продолжены.
В 2013 и 2014 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования все школы города были оснащены мобильными компьютерами net book для каждого учителя и для учеников начальной школы. Также получены современные цифровые лаборатории по предметам естественнонаучного цикла, начальные школы оснащены лабораторным оборудованием в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На сегодняшний день можно отметить, что часть оборудования, которая необходима для организации учебного процесса по новым федеральным государственным стандартам, имеется. Однако, в связи с увеличением количества учащихся, связанным с демографической ситуацией в городе, становится актуальной проблема отставания темпов развития материальной базы общеобразовательных организаций в целях обеспечения современным учебным оборудованием каждого ученика.
4) Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества.
Причины возникновения проблемы:
- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности;
- неумение учащихся и их родителей при выборе будущей профессии учитывать личностные способности и возможности, а также реальные потребности рынка труда;
- несоответствие форм и технологий профориентационной деятельности требованиям федерального государственного образовательного стандарта и потребностям экономики города;
- недостаточность условий для первичного трудоустройства выпускников интернатного типа и их адаптации на рабочем месте.
Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации учащихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 84 общеобразовательных организаций, в которых задействовано 15% учащихся. Всего 2240 старшеклассников принимают активное участие в волонтерском движении, 1359 в тимуровском движении (около 21% учащихся). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра", "Синяя птица" и др.) ежегодно принимают участие около 3000 человек (17,5% учащихся). В Слете участников межрегионального детского военно-патриотического общественного движения "Юные Карбышевцы" Российской Федерации и стран СНГ, посвященного 70-летию победы под Сталинградом (г. Волгоград, 2 - 7 мая 2013 года), приняли участие 4 учащихся из МАОУ СОШ N 48.
Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными организациями, общественных организациях и советах позволит более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.
Отсутствие ответственности за достижение результатов собственного развития, неумение учитывать процессы, характерные для современного общества, подтверждают данные мониторинга "Мотив будущего профессионального выбора", проводимого ежегодно МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы о том, что за период с 2011 по 2014 годы наблюдается динамика осознанного выбора будущей профессиональной деятельности среди учащихся 8, 10 классов: в 2014 году область будущей профессиональной деятельности определена у 93% учащихся, у 7% учащихся не сформирована. В 2011 году из 4328 обследованных учащихся область будущей профессиональной деятельности определена у 48%, выбор неоднозначен - у 41%, совершенно не сформирован - у 11% учащихся.
90% выпускников школ (10-е классы) мотивированы на получение высшего образования (юридическое, инженерное, экономическое, медицинское, военное). За период с 2011 по 2014 годы выросла доля детей, выбирающих предпринимательскую деятельность, - 6%, 4% готовы обучаться рабочим профессиям (автослесарь, сварщик, водитель).
Несмотря на рост показателя "социально-профессиональное предпочтение" с 48% до 93%, результаты исследования показали, что треть учащихся не в состоянии соотнести требования, предъявляемые к той или иной сфере деятельности, со своими возможностями, большинство выпускников по-прежнему выбирают специальности, связанные с получением высшего образования. Рабочие специальности не являются популярными. В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда. Об этом свидетельствует распределение выпускников 11 классов по каналам обучения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение выпускников 11 классов по каналам обучения в городе Тюмени
Год |
Образовательные организации высшего образования |
Профессиональные образовательные организации (среднее профессиональное образование) |
Профессиональные образовательные организации (начальное профессиональное образование) |
2011 |
90% |
6% |
1% |
2012 |
84,4% |
8,3% |
1% |
2013 |
89,6% |
7,5% |
|
2014 |
96,1% |
13,7% |
<*> - С 2013 года НПО преобразовано в СПО.
Однако формирование и проведение мотивационной работы среди выпускников общеобразовательных организаций по выбору рабочих профессий может быть связано с опасностью возникновения социальных рисков, а именно с сопротивлением родителей, которые ориентированы на получение их детьми высшего образования.
Необходимо выбрать эффективные и современные формы разъяснительной работы с родительской общественностью, обеспечивающей понимание факторов обеспечения успешной социализации молодого поколения в условиях потребностей современного рынка труда. Специальное внимание необходимо уделять формированию установок и компетенций ответственного родительства, заинтересованности в воспитании достойного гражданина, способного оптимально адаптироваться в динамично меняющемся мире.
В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны программы социальной реабилитации и адаптации воспитанников, направленные на оптимальное развитие личности детей данной категории с учетом их индивидуальных особенностей; программы формирования социально-адаптивных навыков детей реализуются через групповые, воспитательные, трудовые мероприятия, спортивные часы, часы общения, самообслуживающий труд, общешкольные праздники, предметные недели.
Для решения проблем по социальной адаптации и сопровождению выпускников специалистами образовательных организаций проводится работа по привлечению средств благотворительных организаций, попечителей. На базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы Попечительские советы, в состав которых входят представители коммерческих, некоммерческих организаций, участвующие в постинтернатной адаптации. На базе коммерческих организаций выпускники проходят производственную практику, что помогает им в дальнейшем трудоустройстве.
В целях организации профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения и противостояния негативному влиянию среды, во всех образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы службы социально-психологического сопровождения. Работа психологов с детьми строится по трем основным направлениям: диагностирование, консультирование, коррекция. По результатам обследования выделяется "группа риска", с которой проводится индивидуальная коррекционная работа.
Несмотря на то, что в городе сложилась система сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается нерешенной проблема их адаптации в обществе, сформированность навыков самостоятельной жизни.
В городе Тюмени проживает около 5000 детей от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья. Создана сеть специальных (коррекционных) организаций шести видов (6 школ и 4 детских сада). В 2013 - 2014 учебном году в систему психолого-педагогического сопровождения включены 4 933 человека, из них охвачен обучением 1 993 дошкольника и 2 940 школьников; дети, не обучающиеся по медицинским показаниям (31 человек), закреплены за консультационными пунктами. Дистанционное обучение организовано для 76 детей-инвалидов на базе 30 общеобразовательных организаций (3 общеобразовательных организаций предоставляют обучение детям-инвалидам по программам дополнительного образования, 27 общеобразовательных организаций также предоставляют обучение детям-инвалидам и по программам начального общего, основного общего образования).
С целью оказания логопедической помощи детям дошкольных и общеобразовательных организаций на базе общеобразовательных организаций города Тюмени созданы 40 логопедических пунктов, охват логопедической помощью составляет 38% детей, имеющих нарушения речи.
Параллельно развивается инклюзивное образование. До недавнего времени дети с ограниченными возможностями здоровья в основном обучались в специализированных школах либо на дому, педагоги общеобразовательных школ не имели опыта работы в условиях инклюзивного образования, не всегда этому соответствовало и материально-техническое обеспечение. Поэтому для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать материально-технические и методические условия с целью организации разных форм обучения, в том числе инклюзивного и дистанционного (обеспечение учебно-методической литературой, техническими и технологическими средствами коррекции нового поколения, подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией детей).
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации учащихся и воспитанников, позволит:
- сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
- развить интерес к рабочим профессиям и оперативно информировать учащихся и педагогов о быстрых изменениях в промышленном производстве, высокотехнологических производствах города Тюмени;
- расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних;
- обеспечить формирование интереса учащихся к предпринимательской деятельности, создание условий для осознанного профессионального выбора предпринимательской деятельности.
Решению вышеуказанных проблем будет способствовать: разработка и реализация проектов по профессиональному самоопределению учащихся, увеличение спектра экскурсий профориентационной направленности, взаимодействие с общественными организациями, формирование практики социального опыта учащихся.
5) Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования.
Причины возникновения проблемы:
- отсутствие диагностических практик выявления, поддержки и развития одаренности детей на муниципальном уровне;
- отсутствие системы взаимосвязей между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;
- отсутствие вариативных форм профильного и углубленного обучения;
- недостаточный уровень информационной работы, проводимой с учащимися;
- отсутствие наработанных практик организации просветительской работы с родительской общественностью по формированию, развитию и поддержке детской одаренности.
В муниципальной системе образования за годы реализации стратегической инициативы "Наша новая школа" и муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения внутришкольного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.
В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.
В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2013 году приняли участие 3539 учащихся (15%) 7 - 11 классов по 21 учебному предмету, относительно 2011 года рост составил 9%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе 2014 года участвовало 286 учащихся 9 - 11 классов тюменских школ (в 2013 году - 263), занявших 58 призовых мест. Также наблюдается рост количества призеров предметных олимпиад заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (восемь призовых мест: русский язык - 3 человека, литература - 2 человека, английский язык - 2 человека, история - 1 человек; в 2011 году среди призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады было только 2 тюменских школьника). Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
С целью дальнейшего развития в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области определены школы, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по 4 направлениям: физико-математическому (гимназии N 12, 16, лицеи N 34, 81, СОШ N 15, 65, 92); естественно-научному (лицей N 93, СОШ N 7); информационно-технологическому (СОШ N 17, 25, 36, 40, 68, 88, 91) и социально-гуманитарному (гимназии N 1, 5, 21, 49, 83, СОШ N 14, 70, 73, 89). В настоящее время разработаны концептуальные подходы создания модели сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности по выделенным направлениям предметной специализации.
Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу". В октябре - ноябре 2014 года организована поездка одаренных учащихся для участия во Всероссийском тренинге "Путь к Олимпу" (город Москва): по физике - 10 чел., химии - 10 чел., математике - 13 чел., истории - 11 чел.
Таким образом, в течение периода реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" система образования города Тюмени поступательно развивала ресурсную базу по организации работы с одаренными детьми и, обобщая накопленный опыт и имеющийся потенциал, актуализировала проблему систематизации всех направлений деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закрепляет обозначенное движение к индивидуализации образования через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и развитие образовательной инфраструктуры.
Вместе с тем препятствием к реализации всего комплекса мер по развитию детской одаренности выступает недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим на муниципальном уровне предстоит разработать систему мер, направленную на обновление и качественное усовершенствование системы методической работы с учителем, а именно:
- проведение методического обучения по психолого-педагогической подготовке;
- организация образовательного туризма педагогов;
- установление партнерства с лучшими школами на территории РФ.
Данные меры должны стать основой для разработки и реализации модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку учащихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций.
Приоритетными направлениями деятельности по формированию и развитию детской одаренности в муниципальной системе образования города Тюмени на ближайшую перспективу определены:
- разработка системы мониторинга достижений учащихся, включенных в деятельность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
- разработка и реализация модели повышения квалификации и методического сопровождения педагогов-предметников, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку учащихся в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
- выявление и внедрение в практику работы эффективных приемов и технологий работы с родительской общественностью по формированию педагогической компетентности в развитии интеллектуального потенциала одаренного ребенка;
- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и высших учебных заведений.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы (согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы):
Обеспечение современного качества образования в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования.
Цель Программы:
Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени.
N |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Ответственный (Участники) |
Цель Программы: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | ||||
1. |
Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования |
Недостаточность условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольного образования |
Обеспечение детям равных возможностей получения доступного качественного дошкольного образования |
ДО (ИМЦ, ДОО, ДИО, ОО) |
2. |
Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования |
Несоответствие качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества |
Обеспечение получения учащимися качественного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
ДО (ИМЦ, ДЗ, ОО, КИНФ) |
3. |
Повысить уровень современных условий обучения в общеобразовательных организациях |
Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие потребности в общеобразовательных организациях в строящихся микрорайонах |
Обеспечение современных условий обучения в общеобразовательных организациях |
ДО (ОО, ДИО) |
4. |
Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию |
Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества |
Обеспечение условий для формирования социально ответственного поведения учащихся и воспитанников |
ДО (ИМЦ, ДОО, ОО) |
5. |
Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности |
Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования |
Активное выявление и развитие способностей одаренных детей во всех общеобразовательных организациях, создание эффективной системы сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования |
ДО (ИМЦ, ОО) |
Сокращения:
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДОО - муниципальные дошкольные образовательные организации;
ОО - муниципальные общеобразовательные организации;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ИМЦ - МАОУ "Информационно-методический центр" города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени".
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 13 марта 2017 г. N 73-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Основные показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и социализации детей города Тюмени | ||||||||||||
1. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1); - количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, человек (данные формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
V |
0,6 |
0,07 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Задача 1: Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования | ||||||||||||
2. |
Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации |
% |
, где: - количество детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации, человек (данные ДО); - количество детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, проживающих в городе и нуждающихся в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 2: Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||||
3. |
Доля учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, от общего числа учащихся 1-9 классов |
% |
, где: - количество учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, человек; - количество учащихся 1 - 9 классов, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
^ |
42,4 |
54 |
65,3 |
75,3 |
84,1 |
92,5 |
99 |
99 |
4. |
Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет (данные ДО); - общее количество учителей муниципальных общеобразовательных организаций (данные ДО); Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
не менее 30 |
30,5 |
28,6 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Задача 1: Обеспечить развитие инфраструктуры дошкольных организаций и модернизацию содержания образовательных программ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования | ||||||||||||
Задача 2: Обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования | ||||||||||||
5 |
Доля расходов, направляемых на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования, в общем объеме расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования |
% |
,
где: БСОНКО - объем расходов, направленных на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования; БТ - объем расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования.
Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на конец финансового года) |
не ме нее 0,6 |
0,48 |
0,61 |
0,65 |
0,62 |
0,6 |
** |
** |
** |
Задача 3: Повысить уровень современных условий обучения в общеобразовательных организациях | ||||||||||||
6. |
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
Расчет показателя производится в соответствии с Инструкцией по подготовке доклада главы местной администрации городского округа (муниципального района) субъекта Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, разработанной Министерством регионального развития РФ в 2014 году и рекомендованной для использования Министерством экономического развития РФ. Расчет основан на данных ДО. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год октябрь - ноябрь) |
0 |
91,6 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
91,92 |
Задача 4: Обеспечить развитие системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию | ||||||||||||
7. |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
% |
, где: - количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, человек (данные ДО); - общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в городе Тюмени, которым Психолого-медико-педагогической комиссией, бюро медико-социальной экспертизы рекомендовано обучение по адаптированным основным образовательным программам, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, в общей численности учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
, где: - количество учащихся 9 классов муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки, и количество учащихся 10 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы профильного обучения, человек; - количество учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций, человек. Расчет показателя основан на данных формы федерального государственного статистического наблюдения N ОО-1. Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (на начало учебного года) |
^ |
72,4 |
77,6 |
77,6 |
77,8 |
78 |
79 |
80 |
81 |
Задача 5: Создать условия для индивидуализации образования и развития детской одаренности | ||||||||||||
9. |
Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где: - количество учащихся 5 - 11 классов, участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, человек (данные ДО); - количество учащихся 5 - 11 классов, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (октябрь - ноябрь) |
^ |
47,9 |
61,6 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
10. |
Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени |
% |
, где: - количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, являющихся учащимися общеобразовательных организаций города Тюмени, человек (данные ДО); - общее количество победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, человек (данные ДО). Мониторинг показателя осуществляет ДО один раз в год (по результатам окончания учебного года) |
^ |
39,3 |
46,6 |
47 |
51 |
55 |
59 |
63 |
67 |
Условные обозначения:
* - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений.
** - планирование показателя 5 на 2017 - 2020 годы не представляется возможным, т.к. частичное возмещение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах полного дня в форме предоставления субсидий предусматривается на 1 календарный год дополнительным расходным обязательством.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций города Тюмени".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 0%.
2. "Доля детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные организации".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100% (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599).
3. "Доля учащихся 1 - 9 классов, осваивающих образовательные программы по федеральным государственным образовательным стандартам, от общего числа учащихся 1 - 9 классов".
Увеличение значений показателя в плановом периоде до 99% обусловлено необходимостью соблюдения требований законодательства (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; распоряжение Правительства Тюменской области от 05.10.2010 "О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011 - 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа").
4. "Доля учителей муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 30%.
5. "Доля расходов, направляемых на предоставление субсидий СОНКО, осуществляющим деятельность в сфере общего образования, в общем объеме расходов бюджета города Тюмени в сфере общего образования".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне не ниже 0,6%.
6. "Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 2014 года.
7. "Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов".
Значение показателя в плановом периоде планируется сохранить на уровне 100%.
8. "Доля учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, осваивающих программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, в общей численности учащихся 9 - 11 классов муниципальных общеобразовательных организаций ".
Рост значения показателя обусловлен увеличением количества обучающихся в 9-х классах, которые охвачены предпрофильной подготовкой в полном составе, и увеличением количества обучающихся 10 - 11 классов в профильных классах и по индивидуальным образовательным траекториям в общеобразовательных классах. Также на рост значения показателя до 81% к концу планового периода повлияют мероприятия в рамках профориентационной работы.
9. "Доля участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в общей численности учащихся общеобразовательных организаций города Тюмени".
Проведение мероприятий, направленных на выявление детской одаренности и талантов, а также мотивация таких детей через организацию поездок в образовательные и культурные центры повлияют на динамику значений показателя: к концу 2020 года показатель составит 95%.
10. Доля победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников из общеобразовательных организаций города Тюмени".
Благодаря мероприятиям по поддержке одаренных детей ожидается увеличение значения показателя к концу 2020 года до 67%.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2020 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 13 марта 2017 г. N 73-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 51 913 667 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 8 061 492 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 867 049 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 7 056 774 тыс. рублей;
федеральный бюджет: 137 669 тыс. рублей;
2016 - 8 793 960 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 3 947 820 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 4 846 140 тыс. рублей;
2017 - 8 762 377 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 3 072 977 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 689 400 тыс. рублей;
2018 - 8 800 746 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 3 055 712 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 745 034 тыс. рублей;
2019 - 8 747 546 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 917 710 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 829 836 тыс. рублей;
2020 - 8 747 546 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 917 710 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 5 829 836 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент образования Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в части обеспечения организации и технического надзора за проведением строительных и ремонтных работ капитального характера, реконструкции зданий и разработкой ПСД; обеспечения жильем педагогических работников;
б) департамент здравоохранения Администрации города Тюмени в части реализации мероприятий по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников;
в) муниципальные автономные дошкольные образовательные организации, подведомственные департаменту образования Администрации города Тюмени;
г) муниципальные общеобразовательные организации;
д) муниципальные образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) муниципальное автономное образовательное учреждение "Информационно-методический центр" города Тюмени;
ж) муниципальное казенное учреждение "Комитет по информатизации города Тюмени".
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.