Письмо Министерства экономического развития РФ
от 18 сентября 2009 г. N Д06-2708
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросам кадастровой оценки в Красноярском крае и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в Вашем обращении.
1. По вопросу результатов проведения государственной кадастровой оценки земель в Красноярском крае отмечаем следующее.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Первый тур государственной кадастровой оценки земель поселений Красноярского края проводился в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/337 (далее - Методика).
Второй тур государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края проводился в соответствии с иным порядком на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания). Следует отметить, что приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 является нормативным правовым актом и зарегистрирован в Минюсте России 2 мая 2007 г. N 9370.
Также отмечаем, что порядок определения кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими указаниями, различный.
В соответствии с действующими Методическими указаниями при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по состоянию на дату оценки.
Учитывая изложенное, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно отличаться.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. N 215, разъяснения в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
2. По вопросу пересмотра кадастровой стоимости земельного участка сообщаем, что в соответствии с пунктом 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2009 г. N 125, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра его кадастровой стоимости, то в соответствии с пунктом 1 Правил оценщиком может быть проведена оценка земельного участка.
3. По вопросу установления арендой платы за пользование земельным участком в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 3 Федерального закона, на год устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит, в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
Директор Департамента |
И.В. Осколков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на их классификации по целевому назначению и виду функционального использования. Она проводится не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в 3 года.
Ранее оценка земель проводилась в соответствии с методикой, утвержденной Росземкадастром, теперь - на основании методических указаний, утвержденных Минэкономразвития России. Порядок определения кадастровой стоимости, предусмотренный ими, различный. В связи с этим результаты оценки могут отличаться. Споры, возникающие при проведении оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Техническая или кадастровая ошибка исправляется на основании решения органа кадастрового учета или вступившего в силу решения суда. Если она влияет на характеристики земельного участка, то может быть проведена оценка.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в региональной или муниципальной собственности, определяют соответственно органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 сентября 2009 г. N Д06-2708
Текст письма официально опубликован не был