Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53691-2009
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст)
Resources saving. Waste treatment. Certificate of waste I-IV class of hazard. Basic requirement
Дата введения - 1 января 2011 г.
Введен впервые
Введение
В 90-е годы усилиями специалистов Технического комитета по стандартизации N 349 "Вторичные материальные ресурсы" был разработан комплекс из 13 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) комплекса "Ресурсосбережение". Важнейший из всех в экологическом смысле ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования", хотя и не был лишен недостатков, как показала практика его применения, способствовал установлению единообразного для стран СНГ понимания проблемы оценки класса токсичности отхода, а также суммарной его опасности. Однако в терминологическом и методологическом смыслах ГОСТ 30774 за восемь прошедших лет устарел и не учитывает ряда появившихся на международном уровне и в Российской Федерации нормативно-правовых и нормативных документов. Можно перечислить основные инновации, имеющие место в законодательной и нормативной сферах с 2001 года, когда был принят ГОСТ 30774:
- в декабре 1994 г. Россия ратифицировала Базельскую конвенцию "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" [1], положения которой были уточнены в 2002 г. [2];
- новые положения в развитие Резолюции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], предусматривающие существование национального правового и нормативного регулирования ряда важнейших вопросов, касающихся обращения с отходами, в частности, вопросов определения степени опасности тех или иных отходов, а также национальной системы контроля за достоверностью определения опасных характеристик отходов, утверждены приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786;
- 26 октября 2000 г. было утверждено постановление Правительства Российской Федерации N 818 [3], в развитие которого был выпущен приказ МПР России "Об утверждении паспорта опасного отхода" [4]. И хотя в действующей форме паспорта нашли отражение не все положения пункта 1 постановления N 818 (в паспорте отсутствует информация о "происхождении, количестве, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания"), одностраничный "паспорт опасного отхода" свою позитивную роль играет и в настоящее время, хотя и название паспорта, и его содержание уточняются в связи с принятием N 309-ФЗ [16];
- "Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены приказом МПР России N 511 [5];
- положения Резолюции ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации", зарегистрированы Минюстом России 9 января 2003 г. [6];
- разработанный во исполнение пункта 1 постановления N 818 "Федеральный классификационный каталог отходов" был зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 4107 от 9 января 2003 г. [7], а дополнения к нему зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2003 г. [8];
- 16 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены Санитарные правила СП 2.11.7.1386-03 [9], содержащие требования по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо СП 2.11.7.1386-03 имеется в виду СП 2.1.7.1386-03
- за последние восемь лет в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления на уровне нормативно-правовых документов большое внимание уделяется Директиве 96/61/ЕС "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" [10], учитываемой при разработке технических регламентов. В нормативные документы внедряются требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" [11], Экологической доктрины Российской Федерации [12], Федерального закона "О техническом регулировании" [13], модельных законов "Об экологической безопасности" [14] и "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) [15].
Проблема достоверного определения класса опасности отхода решалась в Российской Федерации почти 20 лет и впервые нашла нормативное разрешение в ГОСТ 30774. Затем появились ведомственные документы [5,9]. При этом необходимо учитывать, что градации классов опасности в документе [5], где установлены обозначаемые римскими цифрами пять классов опасности отходов для окружающей среды: I - смертельно опасные отходы, II - чрезвычайно опасные отходы, III - опасные отходы, IV - малоопасные отходы, V - безопасные отходы, отличаются от градаций документа [9], где установлены обозначаемые арабскими цифрами четыре следующих класса: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высоко опасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - мало опасные отходы по степени их воздействия на человека и окружающую среду. Фактически документ [5] устанавливает экологические классы опасности отходов, а документ [9] - гигиенические характеристики опасности отходов. Кроме того, действующие Санитарные правила [9], определяя класс опасности токсичных отходов, не учитывают других опасных свойств отхода: пожароопасности, взрывоопасности, высокой реакционной способности, содержания возбудителей инфекционных болезней. Имеет место расхождение некоторых исходных справочных данных и получаемых результатов расчета.
Следует также учитывать, что значения ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ в различных средах (в воде, в воздухе, на земле) в настоящее время уточняются и гармонизируются с международными подходами. Однако оба документа [5 и 9] уже получили достаточно широкое практическое применение в Российской Федерации, в связи с чем отпала необходимость в сохранении аналогичных и установлении уточненных расчетов класса опасности отхода в настоящем стандарте.
Из перечисленного понятно, что корректировка положений ГОСТ 30774, хотя и была предложена в двух публикациях (приложение Л, источники 18, 19), стала в полной мере невозможна из-за нераспространения сферы действия документов [3-5, 7-15] на страны СНГ. Кроме того, с введением в действие с 2003 г. в России Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ изменился статус национальных стандартов - все они стали добровольными, что также необходимо учитывать.
Все это в целом и привело к необходимости разработки настоящего национального стандарта, содержащего гармонизированные с международными и межгосударственными документами в сфере обращения с отходами производства и потребления современные термины и определения, формы краткого и развернутого паспортов отхода, а также рекомендации по их заполнению пользователями. Для удобства пользования стандартом отходы в разных "агрегатных состояниях и физических формах" (см. примечания к [7]) включают твердые и жидкие, что устраняет возможные недоразумения на этапах технологического цикла отходов.
В наименование стандарта вместо термина "опасные отходы" введен термин "отходы I-IV класса опасности" с римскими цифрами, как это установлено в [16]. Кроме того, учитывая, что данный национальный стандарт не содержит раздела по определению класса опасности отхода, что установлено в ГОСТ 30774-2001, аспектной областью стандарта является установление именно основных, а не общих (более широких и емких) требований.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок заполнения паспорта отхода I-IV класса опасности (далее - Паспорт отхода), находящегося в разных агрегатных (физических) состояниях: твердом (собственно отходы, в т.ч. пылевидные) и жидком (сбросы, стоки).
Настоящий стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах, где складируются, хранятся и потребляются отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений и военные объекты после окончания срока службы, снятия с эксплуатации и хранения.
Требования настоящего стандарта предназначены для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее - предприятий), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также для федеральных и региональных органов управления, имеющих прямое отношение к образованию и ликвидации отходов с обеспечением ресурсосбережения и защиты окружающей среды (ГОСТ Р 14050).
Требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53692-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.041-83 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ 30772, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.1] |
Примечания
1 отходы (waste): Вещества или предметы, от которых владелец хочет или должен избавиться. [ГОСТ Р ИСО 14050-2009, статья 3.12]. |
2 Избавление от отходов производится путем утилизации инертных компонентов (частей) и/или удаления опасных для окружающей среды составляющих.
3 К отходам относят твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.
4 К отходам относят техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не находящий применения на предприятии (у владельца) из-за несоответствия объекта требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем владелец считает его полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен, и ликвидирует его или намеревается ликвидировать.
5 К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.
6 К отходам относят объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:
Q1 - не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты - см. определение пункта 3.2);
Q2 - продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в т.ч. каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;
Q3 - продукция, у которой истек документированный срок годности (срок хранения, срок службы); при этом последующее использование продукции по своему первоначальному функциональному назначению может быть разрешено только после проведения дополнительных испытаний и декларирования или иных способов подтверждения соответствия продукции;
Q4 (1) - вещества и материалы в твердой фазе, утерянные или подвергшиеся какому-либо иному нештатному воздействию, в том числе материалы, оборудование и т.п., загрязненные в результате такого воздействия;
Q5 - материалы, загрязненные в результате штатных и нештатных действий (например, остатки после операций чистки, упаковочные материалы, не пригодные для штатного использования изготовителем основной продукции);
Q6 - изделия, непригодные к дальнейшему использованию и к разборке на составные элементы (например, дорожно-ртутные лампы, отработанные катализаторы и т.п.);
Q8 (1) - изделия и материалы в твердой фазе (в т.ч. шлаки, кубовые остатки и т.д.);
Q9 - изделия и материалы в твердой (в том числе пылевидной) фазе, остающиеся от процессов снижения загрязнения (например, шламы скрубберов, пыль от пылеуловителей, отработанные фильтры и т.п.);
Q10 - остатки твердых материалов от операций металлообработки/отделки (например, токарная стружка, окалина и т.п.);
Q11 - твердые остатки от переработки сырья (например, остатки руд от добычи полезных ископаемых, некондиционные нефтепродукты и т.п.);
Q13 - любые материалы, вещества, продукция или предметы, использование которых запрещено законом в стране-экспортере;
Q14 - продукты, не имеющие дальнейшего применения (например, сельскохозяйственные, бытовые, медицинские, учрежденческие, торговые отбросы и т.п.);
Q15 - материалы, вещества или продукты, образующиеся в результате мероприятий по оздоровлению загрязненных земель;
Q16 (1) - любые вещества, материалы или продукты в твердой фазе, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменно оформленной декларации, паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.
7 При этом документально подтвержденный факт намеренного нарушения соответствия свойств заготовок, комплектующих изделий, продукции соответствующим документам на поставку должен рассматриваться как нарушение, что особенно важно при идентификации отходов в процессе таможенного контроля.
3.2 побочный продукт: Дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.16] |
Примечания
1 Побочный продукт, формально являясь отходом на одном производстве, служит в то же время готовым к употреблению сырьем для другого производства.
2 К побочным продуктам относят жмыхи и шроты, широко используемые как в пищевой промышленности, так и в качестве кормовых продуктов, которые не могут рассматриваться как остатки продуктов, образованных в процессе производства, т.к. они сами являются продуктом производства, непосредственным (соевые, арахисовые) или побочным (подсолнечные, рапсовые и др.), и производятся в соответствии с требованиями нормативных и технических документов - национальных стандартов, технических условий и пр.
3.3 твердые бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
3.4 инертные отходы: Отходы, существование которых не оказывает воздействия на людей и окружающую среду. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.49] |
3.5 опасные свойства отхода: Токсичность, взрывоопасность, способность к самовозгоранию, высокая реакционная способность, канцерогенность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний или другие установленные документально свойства отхода, обращение с которым представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Примечание - К отходам с опасными свойствами относят категории отходов, подлежащие контролю в соответствии с Базельской конвенцией [1], а также входящие в "оранжевый" и "красный" списки Резолюции ОЭСР [6].
3.6 отходы I-IV класса опасности: Отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умерено опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
3.7 класс опасности (токсичности) отходов: Числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень их опасности (токсичности). [ГОСТ 30772-2001, статья 5.1] |
Примечание - Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности [16]:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
3.8 идентификация отхода: Деятельность, связанная с определением принадлежности данного объекта к отходам того или иного вида, сопровождающаяся установлением данных о его опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках. [ГОСТ 30772-2001, статья 5.18] |
Примечание - Идентификация включает классифицирование и кодирование отходов, информацию о чем устанавливают в Паспорте отхода.
3.9 классифицирование отходов: Распределение отходов на группы по совокупности приоритетных признаков: по классу опасности для окружающей среды и здоровья людей, по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу, ресурсной ценности отходов и другим характеристикам, необходимым для осуществления безопасной и ресурсосберегающей деятельности по обращению с отходами.
Примечание - Наглядным результатом классифицирования является "Федеральный классификационный каталог отходов" [7].
3.10 кодирование отходов: Технический прием, позволяющий наиболее полно, кратко и достоверно представить классифицируемые отходы в виде групп знаков (букв, цифр и т.п.) по правилам, установленным системой классифицирования. [ГОСТ 30772-2001, статья 5.2] |
Примечание - При формировании Паспорта отхода применяют несколько видов кодов, принятых как на международном уровне, так и в Российской Федерации.
3.11 паспортизация отходов: Последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере. [ГОСТ 30772-2001, статья 5.19] |
Примечания
1 Результатом паспортизации является, например, Паспорт отхода, включающий описание основных характеристик конкретного отхода, в том числе сведения о происхождении и агрегатном состоянии, физико-химические характеристики, а также описание опасных для здоровья людей и окружающей среды свойств и направлений ликвидации отходов с учетом степени опасности и ресурсной ценности.
2 Следует учесть, что данные Паспорта отхода могут относиться только к "свежему" отходу. Например, если отход представляет собой суспензию или гель, то со временем происходит разрушение коллоидной структуры. При хранении масла механические примеси могут перейти в осадок, что учитывается перед сдачей масла в переработку. Для шламов при хранении также характерно снижение количества воды, вследствие ее испарения, что может привести к повышению класса опасности. В связи с этим для каждого конкретного отхода следует учитывать его поведение во времени и взаимосвязь с датой паспортизации.
3.12 сертификация отходов: Процедура оценки соответствия состава и свойств отходов требованиям или сведениям, содержащимся в нормативно-правовых, нормативных и иных документах в области обращения с отходами.
3.13 сбросы: Жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.17] |
Примечания
1 К сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.
2 При отсутствии прямых или косвенных указаний вязкие вещества следует рассматривать не как сбросы, а как отходы, если время их истечения из стандартного сосуда с выходным отверстием 4 мм в диаметре превышает 10 мин при температуре 20 °С (что соответствует вязкости более ).
3 К сбросам относят жидкие субстанции, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе Резолюции ОЭСР [6]:
- Q4 (2) - текучие вещества и материалы, пролитые или подвергнутые какому-либо иному нештатному воздействию (например, нефтяные "линзы" в местах нефтедобычи);
- Q7 - текучие вещества, которые больше не выполняют своего назначения в удовлетворительной степени (например, загрязненные кислоты и растворители, отработанные закалочные соли и т.п.), но не содержат солей редких и драгоценных металлов (в этом случае они являются вторичными материальными ресурсами);
- Q8 (2) - жидкие сбросы от технологических процессов;
- Q12 - разбавленные материалы (например, загрязненные масла и т.п.);
- Q16 (2) - любые текучие вещества и материалы или продукты, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменной декларации, паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.
3.14 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ВА - матерчатые, бумажные и пластиковые мешки;
G - галлоны (только для отходов в жидкой фазе, т.е. сбросов);
DM - металлические ящики или бочки;
DT - мусоровозы;
DF - пластиковые (включая фибровый картон) ящики или бочки;
DW - деревянные ящики или бочки;
ЕРА - Агентство по защите окружающей среды (США);
ИНН - индивидуальный идентификационный номер;
К - килограмм;
L - литр;
М - метрическая тонна;
N - кубический метр;
НД - нормативный документ;
ОДК - ориентировочно допустимые количества;
ОКАТО - Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
ОКОНХ - Общероссийский классификатор "Отрасли народного хозяйства";
ОКПО - Общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОЭСР - Организация экономического содействия развитию;
ПАВ - поверхностно-активные вещества;
ПБД - полибромированный дифенил;
ПДК - предельно допустимые концентрации;
ПХД - полихлорированный дифенил;
ПХТ - полихлорированный терфенил;
СМ - металлические ящики, картонные коробки;
СОЖ - смазочно-охлаждающая жидкость;
CF - фибровые или пластиковые ящики, или картонные коробки;
CY - цилиндрические баллоны;
CW - деревянные коробки и ящики;
ТР - переносные баки;
ТС - цистерны;
ТТ - грузовые баки;
Т - тонны (2000 фунтов);
ФККО - Федеральный классификационный каталог отходов;
Y - кубический ярд.
4 Основные положения
4.1 Паспорт отхода является документом, достоверно свидетельствующим о степени и видах опасности отхода, его основных свойствах и ресурсосберегающих, безопасных для окружающей среды и людей направлениях его ликвидации.
4.2 В соответствии с настоящим стандартом отходы паспортизуют наряду со сбросами, что терминологически облегчает для пользователей процесс заполнения Паспорта отхода. При этом в наименовании стандарта установлен только термин "отход", т.к. деятельность по обращению с отходами производства и потребления охватывает гораздо больше процессов и требований к ресурсосбережению на этапах технологического цикла, чем обращение со сбросами. Особенно наглядно это проявляется в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами.
4.3 Любой отход является потенциально (до испытаний) или признается актуально (после испытаний) опасным. Так бытовой мусор может стать опасным отходом, если в него попадает отработавшая ртутная лампа, что, как правило, имеет место на практике.
4.4 Паспорт отхода, разработанный в соответствии с требованиями настоящего стандарта, может служить основанием для принятия различных технологических, экономических, юридических и других решений в отношении паспортизуемых отходов, в частности, о возможности трансграничного перемещения данного отхода, начисления платежей и установления штрафных санкций за размещение и сверхнормативное производство отходов I-V класса опасности.
4.5 Паспорт отхода является сопроводительным документом в составе технической документации на любые отходы на всех этапах их технологического цикла.
4.6 Паспорт отхода направлен на устранение технических и юридических барьеров при транспортировании отходов, а также при их трансграничных перемещениях.
4.7 Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в Паспорте отхода, несет руководитель предприятия-производителя данного отхода или его владелец, оформленный в юридическом порядке.
4.8 Информацию, необходимую для составления Паспорта отхода, как правило, получают из компетентных источников или в результате испытаний (тестов), проводимых в соответствии с требованиями действующей нормативной документации (НД).
4.9 Достоверность заполнения Паспорта отхода юридически подтверждает при его регистрации региональный орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, либо уполномоченный орган местного самоуправления, на территории которого расположены или на территорию которого ввезли соответствующие отходы.
4.10 Ответственность за мероприятия по безопасному хранению и избавлению от опасных отходов несет собственник отходов в лице руководителя предприятия и/или владельца опасных отходов, на территории которого они находятся.
5 Содержание, составление и регистрация Паспорта отхода I-IV класса опасности
5.1 Паспорт отхода содержит в краткой или развернутой текстовой или табличной формах достоверную информацию, необходимую для принятия решений любого уровня о порядке обращения с отходами I-IV класса опасности на этапах технологического цикла в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, для обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о необходимых и целесообразных способах их удаления или утилизации, в том числе для повторного использования либо с получением вторичных материальных ресурсов для производства товарной продукции.
5.2 В настоящем стандарте установлены три формы Паспорта отхода для добровольного применения:
- краткая (приложение А), заполняемая для целей идентификации в соответствии с установленным порядком [3,4] (приложение Б) и сопровождающая отход на всех этапах его технологического цикла;
- расширенная (приложение В), более емкая и содержательная форма, предназначенная для целей добровольного декларирования собственником (производителем, владельцем) опасных, а также ресурсных свойств отходов, заполняемая в соответствии с приложением Г и пригодная также для целей сертификации;
- справочная зарубежная форма (приложение Д), являющаяся "Единой формой паспорта опасности отходов", принятой Агентством по защите окружающей среды ЕРА (США) [приложение Е, пункт 16] и содержащей декларативное заявление производителя и перевозчика опасных отходов (приложение Е).
5.3 Паспорт отхода составляют и оформляют лица, уполномоченные собственником (в лице руководителя предприятия, владельца) отхода. Паспорт отхода подписывает руководитель предприятия или владелец отхода.
5.4 Паспорт отхода регистрируют в региональном органе, уполномоченном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды по месту расположения предприятия - производителя отходов (сбросов) или их документированного местонахождения.
5.5 Паспорт отхода оформляют и регистрируют в сроки, предшествующие вывозу первой партии либо любой части партии паспортизуемых отходов за пределы предприятия, на котором они образовались, или территории, где они хранятся, складируются на законном основании.
5.6 По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в разделы Паспорта отхода, он подлежит обновлению, о чем уведомляются службы, осуществляющие регистрацию Паспорта отхода.
5.7 Копии зарегистрированного Паспорта отхода в обязательном порядке предоставляют предприятию, транспортирующему данную партию или любую часть партии отходов, а также каждому грузополучателю данной партии (части партии) отходов.
5.8 При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый Паспорт на данную партию (часть партии) отходов.
5.9 По истечении одного календарного года с момента регистрации и/или при изменении технологического регламента процесса, в котором образовались данные отходы, Паспорт каждого отхода актуализируют. При отсутствии данных и отметки об актуализации (новой даты заполнения и номеров актуализированных пунктов, указываемых на отдельном листе) Паспорт отхода считается утратившим силу.
Библиография
[1] |
Федеральный закон "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., регистрационный N 49-ФЗ. |
[2] |
Материалы шестого совещания Конкуренции сторон "Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением". - Женева 9-13 декабря 2002 г. |
[3] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г, N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". |
[4] |
Приказ МПР России от 02.12.2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода". Зарегистрирован Минюстом России от 16 января 2003 г., регистрационный N 4128. |
[5] |
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Утверждены приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511. |
[6] |
Резолюция ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации" С (93) 74/Окончательная. Принято Советом 23 июля 1994 г. Утверждено приказом МПР России от 02.12.2002 N 786. Зарегистрирован Минюстом России от 9 января 2003 г., регистрационный N 41907. |
[7] |
Федеральный классификационный каталог отходов. Утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 N 786. Зарегистрирован Минюстом России от 9 января 2003 г., регистрационный N 4107. |
[8] |
Дополнения к Федеральному классификационному каталогу отходов. Утверждены приказом МПР России от 30.07.2003 N 663. Зарегистрированы в Минюсте РФ 14 августа 2003 г. |
[9] |
СП 2.11.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления". Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г., регистрационный N 144. |
[10] |
Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений". |
[11] |
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г., регистрационный N 7-ФЗ. |
[12] |
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г., регистрационный N 1225-р. |
[13] |
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г., регистрационный N 184-ФЗ. |
[14] |
Модельный закон "Об экологической безопасности", принят на 22-м пленарном заседании Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление от 15 ноября 2003 г., регистрационный N 22-18). |
[15] |
Модельный закон "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление от 31.10.2007 г., регистрационный N 29-15). |
[16] |
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2008 г., регистрационный N 309-ФЗ. |
[17] |
Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов (ST/36/AC.10/1/Rev.5.- Нью-Йорк: ООН. 1988 г.). |
[18] |
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст)
Дата введения - 1 января 2011 г.
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформа (Москва, 2011 г.)
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")
2 Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст
4 Введен впервые
5 Настоящий стандарт гармонизирован с Базельской конвенцией "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", Резолюцией ОЭСР "О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации" и с требованиями Агентства по защите окружающей среды США (ЕРА) по заполнению "Манифеста опасности отходов ЕРА по форме 8700-22"