В результате анализа Россельхознадзором деятельности ряда территориальных управлений Россельхознадзора (далее - Управления) установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.12 - 10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не в полной мере учитываются обстоятельства, как смягчающие административную ответственность, так и отягчающие административную ответственность.
Согласно частям 4) и 5) статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делам об административных правонарушениях подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отягчающие административную ответственность, а также характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отягчающие административную ответственность, предусмотренные соответственно статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
Так, к обстоятельству, отягчающему административную ответственность, относится повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
При этом, в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2004 N 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "24.03.2005"
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В связи с изложенным, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, а также должна быть мотивирована.
Указанное надлежит учитывать должностным лицам Управлений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 10.12 - 10.14 КоАП РФ.
Заместитель Руководителя |
А.И. Саурин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 2 августа 2010 г. N ФС-АС-3/9354 "Об учете обстоятельств по делам об административных правонарушениях в области семеноводства"
Текст письма официально опубликован не был