Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 5 ноября 2014 г. N 816-рк
Муниципальная программа
"Развитие системы инженерной инфраструктуры города Тюмени на 2015 - 2019 годы"
22 декабря 2014 г., 16 февраля, 10 марта, 5 мая, 23 июня 2015 г.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 5 мая 2015 г. N 288-рк в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие системы инженерной инфраструктуры города Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об энергетической стратегии России на период до 2030 года";
приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду";
приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
приказом Министерства регионального развития РФ от 14.04.2008 N 48 "Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
Законом Тюменской области от 02.12.2014 N 102 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
постановлением Правительства Тюменской области от 05.05.2008 N 127-п "Об утверждении порядка расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на исполнение государственного полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, при частичном возмещении расходов на оплату газификации жилых помещений";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 24.12.2012 N 153-пк "Об утверждении Порядка предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан на частичное возмещение расходов на оплату газификации жилых помещений".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие эффективности и надежности функционирования системы инженерной инфраструктуры города Тюмени:
1) Недостаточная надежность работы системы теплоснабжения города Тюмени
Причины возникновения проблемы:
- высокий уровень износа тепловых сетей, особенно в частном секторе;
- значительная протяженность ветхих тепловых сетей, недостаточный уровень замены ветхих сетей.
Общая протяженность муниципальных разводящих сетей теплоснабжения в городе Тюмени по состоянию на 01.07.2014 составила 468,13 км (в двухтрубном исчислении). Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, - 46,4%.
Высокий износ сетей теплоснабжения обусловлен недостаточным объемом замены сетей за период с 2009 по 2013 годы. Неудовлетворительное состояние сетей приводит к значительному количеству внеплановых отключений на муниципальных разводящих тепловых сетях, количество которых по итогам 2013 года составило 4 097 ед. (2012 год - 2 856 ед.), а также к высоким потерям при транспортировке тепловой энергии: по итогам 2013 года доля потерь превысила норматив более чем в 1,5 раза и составила 13,1% (норматив - 8%), что, тем не менее, ниже среднего значения по Российской Федерации (15%). Необходимо отметить, что во многих европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери на тепловых сетях составляют не более 10%. При этом снижение доли потерь с 13,1% до 10% равнозначно экономии тепловой энергии в объеме 172 тыс. Гкал. Для сравнения, этого достаточно для отопления новых жилых домов площадью 1 422 тыс. кв. м, или 10% жилищного фонда города Тюмени.
Потери тепловой энергии включают превышение недобросовестными потребителями договорной тепловой нагрузки, а также отпуск тепловой энергии потребителям, не охваченным договорными отношениями. Данный фактор также в значительной мере влияет на недопоставку тепловой энергии потребителям на концевых участках тепломагистралей.
С 2015 года замену тепловых сетей планируется осуществлять в рамках комплексного подхода, а именно произвести комплексную замену изношенных тепловых сетей в кварталах улиц города (ул. Волгоградская - Парковая - Декабристов - Ленинградская, ул. Н. Чаплина - Д. Бедного - Мельникайте, ул. Кулибина - Потемкина - Жуковского и проч.). Применение данного подхода позволит исключить случаи отключения технологически связанных тепловых сетей кварталов по причине локальных повреждений на отдельных участках сетей.
В рамках Программы также планируется выполнение мероприятий по локальной замене изношенных тепловых сетей, выявленных по результатам проведения ремонтно-профилактических мероприятий на сетях теплоснабжения в рамках подготовки к отопительному периоду 2014 - 2015 годов, в том числе по замене изношенных тепловых сетей в районах благоустраиваемых дворовых территорий.
В 2015 - 2019 годах с целью снижения объема накопившегося недоремонта прошлых лет планируется увеличить протяженность ежегодно заменяемых тепловых сетей для обеспечения ежегодной нормативной замены тепловых сетей на уровне 4% (18 - 19 км в год в двухтрубном исчислении).
При проведении ремонта тепловых сетей планируется применение энергосберегающих технологий и материалов, в частности, предизолированных труб в пенополиуретановой изоляции с системой контроля влажности изоляции. Данные трубы позволяют обеспечить безаварийное и эффективное теплоснабжение. Отличительные особенности трубопровода с ППУ-изоляцией в том, что потери тепла в 3 - 4 раза ниже, чем у трубопроводов в минераловатной изоляции, срок службы трубопроводов с ППУ-изоляцией составляет 30 лет.
Также планируется выполнить работы по установке приборов учета и регулирования и внедрению автоматизированной системы учета тепловой энергии и теплоносителя, что позволит контролировать соблюдение стандартов надежности, качества и энергоэффективности услуг теплоснабжения.
Кроме того, в связи с высокой степенью износа тепловых сетей в частном секторе и связанным с ней большим количеством повреждений и высоким уровнем потерь тепловой энергии и теплоносителя, актуальным остается вопрос перевода индивидуального жилищного фонда с централизованного отопления на альтернативные источники тепловой энергии (природный газ) (район улицы Калинина, район "Маяк").
Необходимость проведения данных мероприятий обусловлена:
- низкой эффективностью работы данных тепловых сетей, так как к настоящему времени большая часть жителей районов индивидуальной жилищной застройки использует в качестве топлива природный газ;
- возможностью оптимизации гидравлического режима системы теплоснабжения за счет уменьшения количества частных жилых домов, подключенных к системе централизованного теплоснабжения.
Мероприятия по переводу индивидуального жилищного фонда с централизованного отопления на альтернативные источники тепловой энергии (природный газ) включают: получение собственниками технических условий, строительство подводов к домам, приобретение и установку внутридомового газового оборудования, пусконаладочные работы.
Выполнение данных мероприятий позволит:
1) вывести из эксплуатации 19,7 км (в двухтрубном исчислении) ветхих тепловых сетей;
2) получить резерв тепловой мощности в размере 6,83 Гкал/час;
3) уменьшить количество повреждений и утечек сетевой воды;
4) снизить перегревы обратной сетевой воды и увеличить располагаемый напор, так как предлагаемые к отключению потребители не имеют на индивидуальных тепловых пунктах (далее - ИТП) приборов учета и средств автоматического регулирования.
Выполнение мероприятий по переводу жилых домов на газовое топливо включает работы по внутридомовой газификации. Финансирование работ планируется путем предоставления субсидий на выполнение работ по внутридомовой газификации и строительству подвода от уличного газопровода непосредственно владельцам жилых домов, которые планируется перевести на отопление с использованием природного газа.
2) Низкое качество горячего водоснабжения в ряде многоквартирных жилых домов
Причины возникновения проблемы:
- отсутствие циркуляционных линий горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП) к жилым домам, отсутствие насосного оборудования циркуляции горячего водоснабжения в ЦТП;
- наличие устаревшего и неэффективного оборудования в ЦТП, малый срок службы стальных циркуляционных трубопроводов и трубопроводов горячего водоснабжения (4 - 5 лет из-за повышенной внутренней коррозии).
Кроме того, в городе Тюмени имеется 166 тепловых пунктов (ЦТП, квартирные тепловые пункты (далее - КТП), ИТП), из которых 99 требуют проведения выборочного капитального ремонта, реконструкции оборудования (59,6%). Всего от ЦТП обеспечивается горячим водоснабжением 673 многоквартирных жилых дома, из них имеют исправную систему циркуляции горячего водоснабжения 347 домов (подключенные от 80 ЦТП).
Не имеют исправной системы циркуляции горячего водоснабжения 326 домов, подключенных от 91 ЦТП.
В течение 2015 - 2019 годов в рамках Программы планируется выполнение мероприятий по обеспечению исправными системами циркуляции ГВС жилых домов, подключенных от ЦТП.
Проблема повышения качества горячего водоснабжения для населения города Тюмени может быть решена параллельно с решением проблемы повышения надежности системы горячего водоснабжения. При устройстве циркуляционных трубопроводов и трубопроводов горячего водоснабжения применяют предизолированные гибкие полимерные трубы, не подверженные коррозии, со сроком эксплуатации до 50 лет.
Кроме того, в рамках Программы планируется проведение капитального ремонта ЦТП с внедрением энергосберегающих технологий и оборудования, а именно: установка насосного оборудования с частотным регулированием, применение энергоэффективных пластинчатых водоподогревателей, внедрение оборудования автоматического регулирования системы теплоснабжения с возможностью дальнейшей диспетчеризации.
3) Неэффективность выработки тепловой энергии в котельных
Причины возникновения проблемы:
использование на котельных морально и физически изношенного, устаревшего оборудования;
несоответствие тепловой мощности установленного оборудования котельных величине присоединенных тепловых нагрузок (работа котлов в неоптимальном режиме).
В городе Тюмени имеется 55 котельных, из них: 43 - муниципальные, 12 - ведомственные. Анализ их состояния позволяет говорить о недостаточной эффективности выработки тепловой энергии в котельных, которая в последние годы оставалась практически неизменной - КПД (коэффициент полезного действия), в среднем, на уровне 87 - 88% с тенденцией к медленному снижению. Это выше среднего по Российской Федерации КПД на котельных (81 - 83%), но ниже КПД для современных котельных, работающих на природном газе (92 - 95%). При этом на 30% муниципальных котельных города КПД ниже 80% из-за низкого уровня их загруженности (резерв тепловой мощности муниципальных котельных равен 191 Гкал/ч, или 57%) и низкого КПД устаревших котлоагрегатов, фактический КПД которых составляет 75 - 86% при нормативном значении 90 - 92%.
Кроме этого, наблюдается значительный износ оборудования в котельных. Так, для муниципальных котельных значение данного показателя составляет 39,5%.
В 2014 году ОАО "УТСК" на основании технического задания, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 26.03.2012 N 126-рк, разработан проект Схемы теплоснабжения муниципального образования городской округ город Тюмень на 2014 - 2028 годы, после утверждения которой будет откорректирован перечень мероприятий Программы по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту котельных города Тюмени с применением инновационных и энергоэффективных технологий, в том числе с учетом внедрения на котельных комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
4) Недостаточная надежность работы системы электроснабжения города Тюмени
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа электрических сетей и недостаточный уровень замены ветхих линий электропередач;
- наличие большого количества бесхозяйных сетей.
Общая протяженность сетей электроснабжения (в том числе высоковольтных) в городе Тюмени в 2013 году составила 3 028 км.
В настоящее время техническое состояние системы электроснабжения в городе Тюмени характеризуется высокой степенью износа. Износ муниципальных сетей и объектов электроснабжения составляет 49,5%.
Значительная степень износа электрических сетей и низкий уровень замены ветхих линий электропередач приводят к росту количества внеплановых отключений на электрических сетях в городе Тюмени, которых по итогам 2013 года зафиксировано 441 ед. (2012 год - 520 ед.), а также к потерям при транспортировке электрической энергии (доля потерь в 2013 году в городе Тюмени составила 10,8%, что практически соответствует среднему по Российской Федерации уровню (10,7%), но все-таки выше уровня Западной Европы (7%)).
Техническая эксплуатация и ремонт муниципального электросетевого имущества осуществляются в рамках договоров аренды, заключенных Администрацией города Тюмени с сетевыми энергетическими компаниями - ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "СУЭНКО", ООО "ДСК-Энерго", ООО "Энерго Тюмень" и ООО "Сибирь-Электро".
На объектах электросетевого комплекса города Тюмени реализуются инвестиционные программы ОАО "Тюменьэнерго" на 2012 - 2017 годы (утверждена приказом Минэнерго Российской Федерации от 11.05.2012 N 251) и ОАО "СУЭНКО" на период 2010 - 2017 годы (утверждена приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Тюменской области от 16.04.2012 N 205-ОД).
В рамках реализации инвестиционных программ ОАО "СУЭНКО" и ОАО "Тюменьэнерго" в 2013 - 2014 годах в городе Тюмени выполнялись работы по строительству и реконструкции кабельных и воздушных линий электропередач высокого и низкого напряжения, распределительных и понизительных трансформаторных подстанций, осуществлялось внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии. Указанные мероприятия позволили обеспечить присоединение дополнительных электрических мощностей и увеличить полезный отпуск электроэнергии. В плановом периоде реализация мероприятий будет продолжена.
5) Необеспеченность отдельных районов города Тюмени услугами газоснабжения
Причины возникновения проблемы:
- недостаточный уровень газификации отдельных районов индивидуальной жилищной застройки города ("Маяк", район ул. Калинина, районы упраздненных п. Зайкова, Гилева, Воронина, Утешево);
- использование сжиженного баллонного газа в многоквартирных жилых домах.
Доля индивидуального жилищного фонда, газифицированного природным газом, в общем объеме совокупного индивидуального жилищного фонда, предполагаемого к использованию природного газа в качестве источника энергии, в городе Тюмени по состоянию на 01.07.2014 года составляет 85,7% - 15 534 дома. Реализацию сжиженного газа осуществляет ОАО "Сжиженный углеводородный газ "ТМРГ".
Газоснабжение города Тюмени осуществляется от ГРС-1 и ГРС-2 через газопровод высокого давления 1 категории "Городское кольцо", протяженностью 65 км. В настоящее время его загрузка составляет около 90% от расчетной мощности.
Распределительные и уличные газопроводы города загружены на 100%, а перспективный рост многоэтажного жилищного фонда требует расширения технической возможности подачи газа. По состоянию на 01.07.2014 года протяженность газопроводов на территории города Тюмени, относящихся к сети газоснабжения районов как многоэтажной, так и малоэтажной застройки, составляет 1539 км, из них 14,1 км с истекшим нормативным сроком эксплуатации. Сети газоснабжения, находящиеся в ветхом состоянии, на территории города Тюмени не эксплуатируются. Износ объектов газоснабжения в настоящее время составляет в среднем 20%.
Основными факторами, влияющими на состояние системы газоснабжения в целом, являются своевременное выполнение работ по замене газопроводов с истекшим сроком эксплуатации (с учетом результатов диагностики, в случае ее проведения), осуществление профессионального технического обслуживания в период эксплуатации газопровода, а также реализация мероприятий по развитию системы газоснабжения города с учетом планируемого увеличения объемов потребления природного газа.
Согласно статье 17 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Программа газификации (реконструкции и модификации газовых сетей) южных районов Тюменской области на 2012 - 2014 годы за счет специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, утвержденная распоряжением Правительства Тюменской области от 19.12.2011 года N 2405-рп, не содержит мероприятий по строительству объектов газоснабжения на территории города Тюмени.
Администрацией города Тюмени в 2012 году проведен анализ потребности в газификации индивидуальных и многоквартирных жилых домов города Тюмени, на основании которого сформированы перечни многоквартирных жилых домов, оборудованных газобаллонными установками и планируемых к переводу на природный газ и индивидуальных жилых домов, газификация которых необходима. Указанные перечни направлены в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области для включения в региональную программу газификации.
Проект программы газификации городского округа город Тюмень Тюменской области в 2013 году разработан департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области и направлен на согласование в газораспределительную организацию ОАО "Газпром газораспределение Север". В 2014 года планируется утверждение указанной программы.
При этом для решения проблемы необеспеченности отдельных районов города Тюмени услугами газоснабжения департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени сформирован перечень мероприятий по строительству распределительных газопроводов, реализация которых планируется в рамках настоящей Программы.
В целях повышения комфортности проживания граждан, использующих баллонный газ для пищеприготовления, департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени осуществляется работа по определению объемов работ по оснащению 260 многоквартирных жилых домов, оборудованных индивидуальными установками сжиженного углеводородного газа, внутридомовым газовым оборудованием с подключением к газораспределительной сети.
С этой целью газораспределительной организацией ОАО "Газпром газораспределение Север" установлено наличие технической возможности подключения к газораспределительной сети 130 многоквартирных домов, работа по оставшимся домам продолжается.
Специализированной организацией ОАО "ВДГО "ТМРГ" проведена проверка соответствия жилых помещений в указанных домах требованиям нормативно-технической документации, в том числе требованиям пожарной безопасности.
Определено, что из 130 многоквартирных домов 94 объекта подлежат газифицированию, 36 объектов не пригодны для газификации. Выполнение мероприятий по газификации многоквартирных домов запланировано в рамках муниципальной программы "Развитие жилищного фонда города Тюмени на 2015 - 2017 годы".
6) Недостаточная надежность работы систем водоснабжения и водоотведения города Тюмени
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа сетей, водозаборных и водоочистных сооружений, насосных станций водопроводно-канализационного хозяйства города Тюмени;
- недостаточный уровень замены ветхих сетей.
Водоснабжение города Тюмени осуществляется комплексом гидротехнических сооружений в составе 3 групп основных головных сооружений (Метелевский, Головной, Велижанский водозаборные узлы), 4-х поселковых водозаборных сооружений (Большой Тараскуль, Тараскуль, районы упраздненных п. Утешево, Лесной). Суммарная производительность водозаборных сооружений составляет 300,4 тыс. /сут. При этом уровень износа данных сооружений по состоянию на 01.01.2014 года составляет около 60%.
Водоочистные сооружения имеются на Метелевском, Велижанском, Головном водозаборах и на водозаборах в поселках: Лесной, Большой Тараскуль, Тараскуль. Суммарная производительность водоочистных сооружений составляет 298,28 тыс. /сут. При этом уровень износа данных сооружений по состоянию на 01.01.2014 года составляет 58%.
Протяженность муниципальных сетей водоснабжения в городе Тюмени в 2013 году составила 789,6 км. Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, по состоянию на 01.07.2014 года составляет 42,5%.
Для создания необходимых напоров воды в высотных зданиях в городе Тюмени имеется 87 подкачивающих насосных станций, степень износа которых составляет 32,3%.
Очистные сооружения биологической очистки сточных вод в городе строились в две очереди. Первая очередь эксплуатируется без капитального ремонта с 1975 года, оборудование данных сооружений морально и физически устарело и характеризуется уровнем износа 80 - 90%.
С целью достижения наиболее эффективной очистки сточных вод для предотвращения слива загрязняющих веществ в водные природные ресурсы в рамках Программы планируется выполнить работы по капитальному ремонту городских очистных сооружений и внедрению овицидных препаратов биологического ингибирования-стимулирования для проведения дезинвазии сточных вод и осадков на очистных сооружениях города Тюмени.
В городе Тюмени имеется 63 перекачивающих канализационных насосных станции с износом 35%, на которых требуется замена оборудования на менее энергоемкое.
Общая протяженность сетей водоотведения в городе Тюмени в 2013 году составила 673,8 км. Доля изношенных канализационных сетей по состоянию на 01.07.2014 года составляет 27,5%.
В целях повышения надежности работы систем водоснабжения и водоотведения города Тюмени, в рамках реализации Программы за 2015 - 2019 годы планируется организовать работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству водозаборных сооружений, водопроводных насосных станций на Метелевском и Велижанском водозаборах.
Также планируется увеличить объемы капитальных ремонтов, замены ветхих сетей водоснабжения и водоотведения и объемы аварийно-ремонтных работ, что позволит уменьшить количество повреждений водопроводных сетей.
В Программе предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту ветхих сетей водоснабжения и водоотведения в районах дворовых территорий (в центральной части города, в Восточном административном округе, в районе Д. Обороны), в том числе и на дворовых территориях, благоустройство которых предусмотрено в плановом периоде.
При производстве работ по строительству и капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения применяются современные материалы и инновационные технологии, такие как полиэтиленовый трубопровод, обладающий повышенной долговечностью, удобством монтажа и обслуживания, прокладываемый (в большинстве случаев) способом горизонтально-направленного бурения. В результате прокладки трубопроводов способом горизонтально-направленного бурения экономится значительное количество средств на восстановлении благоустройства и затратах, сопутствующих траншейному способу прокладки, а также снижается стоимость строительно-монтажных работ.
Также, Программой предусмотрено продолжение выполнения мероприятий по разработке схем водоснабжения и водоотведения города Тюмени, начатых в 2014 году.
Целью выполнения работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения города Тюмени является выработка технических решений, направленных на создание и развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения, повышение надежности функционирования этих систем, обеспечение комфортных и безопасных условий для проживания населения в городе Тюмени, обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономическое стимулирование развития систем водоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий, эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение выявления и оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
7) Высокий уровень потерь в системах водоснабжения и водоотведения
Причины возникновения проблемы:
- значительный уровень износа водоочистных сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения;
- значительный объем отпуска воды потребителям, не охваченным договорными отношениями;
- значительный объем расходов воды на собственные нужды организаций коммунального комплекса;
- значительный объем сброса сточных вод, не охваченный договорными отношениями;
- отсутствие сооружений повторного использования промывных вод на очистных сооружениях города.
В настоящее время уровень потерь при транспортировке воды очень высок - 30,7% (2012 год - 30,8%), что выше среднего показателя по Российской Федерации (30%) и существенно выше показателя развитых стран (13 - 15%).
Остаются высокими неучтенные расходы сточных вод, поступающих на канализационные очистные сооружения (сточные воды, не охваченные договорными отношениями, а также воды, попадающие в систему канализации при аварийных сбросах, тушении пожаров, атмосферные осадки и т.д.) - 29,6%. Данное значение существенно выше показателя развитых стран (10 - 12%).
В городе Тюмени наблюдается значительное количество внеплановых отключений на сетях водоснабжения, по итогам 2013 года их зафиксировано 851 ед. (2012 год - 856 ед.).
Кроме этого, велика доля расходов воды на собственные нужды организаций коммунального комплекса. В 2013 году данный показатель составил 5,84% от объема добытой воды (в 2012 году - 5,68%). Снижение значения данного показателя возможно за счет использования современных технологических решений и реагентов для промывных операций на водопроводных станциях и магистральных сетях, а также строительства сооружений повторного использования промывных вод на водоочистных сооружениях города Тюмени.
Мероприятия Программы (капитальный ремонт изношенных водопроводных сетей города Тюмени, оптимизация системы водоснабжения, строительство (реконструкция) водопроводных и канализационных насосных станций, а также установка насосного оборудования для поддержания постоянного (необходимого) давления в системе водоснабжения) позволят уменьшить количество аварийных отключений, планомерно снизить уровень потерь воды в системе водоснабжения и снизить нерациональное использование воды в отдельных районах города.
8) Отклонение отдельных показателей качества воды от установленных нормативов
Причины возникновения проблемы:
- высокий износ водозаборных, водоочистных сооружений и сетей водоснабжения города;
- применение устаревшего оборудования и технологий на водозаборных и водоочистных сооружениях города.
Используемые технологии очистки не позволяют очищать воду до нормативных требований. Наблюдается несоответствие отдельных показателей качества питьевой воды установленным нормативам (перманганатная окисляемость от 4,0 до 9,0 мг/ (норма 5,0 мг/), максимальное превышение периодически в течение года - в 1,8 раза предельно допустимых концентраций (ПДК); марганец - от 0,01 до 0,6 мг/ (норма 0,1 мг/), превышение в зимний период времени - в 6,0 раза ПДК; аммиак (по азоту) - от 3,5 до 4,5 мг/ (норма 2,0 мг/), превышение норм в течение года - в 2,25 раза ПДК; кремний - от 15,0 до 18,0 мг/ (норма 10,0 мг/), превышение норм в течение всего года - в 1,8 раза ПДК).
Выполнение мероприятий по строительству и реконструкции водозаборных и водоочистных сооружений на Метелевском и Велижанском водозаборах позволит не только значительно снизить процент износа данных сооружений, но также повысить качество очищенной воды на этапах водоочистки перед подачей в распределительную сеть города, обеспечить бесперебойную и равномерную подачу воды из источника водоснабжения на очистные сооружения.
Вместе с тем, качество питьевой воды, подаваемой потребителям, определяется не только степенью подготовки воды на очистных сооружениях, но также зависит от состояния водопроводной распределительной сети. Поскольку состояние сетей водоснабжения города Тюмени характеризуется высоким удельным весом ветхих сетей (352 км сетей водоснабжения имеют износ от 75 до 100%), происходит вторичное загрязнение воды, получаемой потребителями.
Вторичное загрязнение воды в распределительной сети города является причиной отклонений от нормативов по мутности, цветности, содержанию общего железа. Так, отклонения по содержанию общего железа составляют до 0,6 мг/ (согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 - до 0,3 мг/). Промывка водопроводных сетей не дает необходимого эффекта для доведения данного показателя до норматива.
Несмотря на обозначенные выше отклонения, отклонения водопроводной питьевой воды от нормативов по микробиологическим показателям не превышают допустимых СанПиНом 2.1.1074-01 - 5% неудовлетворительных проб (фактически составляет 3,8%). Основным мероприятием, направленным на снижение вторичного загрязнения водопроводной воды в распределительных сетях города, является применение пластиковых труб при капитальном ремонте и строительстве водопроводов, что также позволит повысить долговечность трубопроводов. Так, в рамках Программы планируется выполнить капитальный ремонт распределительных сетей водоснабжения в отдельных районах города (в центральной, заречной частях города, в Восточном административном округе, по ул. Широтная, в районе Червишевского, Московского и Старотобольского трактов, в районах Тарманы, ММС, в районе ул. Домостроителей).
9) Недостаточная обеспеченность населения услугами централизованного водоснабжения, водоотведения (отсутствие централизованных систем водоснабжения, водоотведения в отдельных районах города)
В настоящее время в городе Тюмени в отдельных районах (районах малоэтажной застройки) отсутствует централизованная система водоснабжения. Население данных районов (11,8% от общей численности населения города Тюмени) потребляет воду из водоразборных колонок (467 колонок на территории города Тюмени). Кроме того, в городе Тюмени имеются частные жилые дома, не получающие воду нормативного качества, то есть осуществляющие водопользование из колодцев.
Для обеспечения доступности населению услуг централизованного водоснабжения в рамках Программы в 2015 - 2019 годах планируется выполнить работы по строительству сетей водоснабжения в 31 районе города, в том числе с установкой водоразборных колонок в 26 районах, население которых не имеет доступа к централизованной системе водоснабжения.
В рамках Программы также планируется выполнить работы по строительству водопровода от городской сети водоснабжения до существующих сетей в районе упраздненного п. Утешево для подключения жилых домов данного населенного пункта к централизованной системе водоснабжения, поскольку в настоящее время водоснабжение жителей данного района осуществляется из подземного источника, не участвующего в системе централизованного водоснабжения города Тюмени и не имеющего водоочистных сооружений. Мероприятия по строительству сетей водоснабжения позволят обеспечить жителей данного района водопроводной водой питьевого качества.
Отдельные районы города Тюмени не обеспечены централизованной системой водоотведения. Так, около 100 тыс. жителей города проживает в неканализованном жилищном фонде.
С целью обеспечения жителей города своевременным отводом сточных вод, за счет бюджетных средств города Тюмени в 2012 - 2013 годах осуществлено строительство дворовых сетей канализации и 3 выгребных емкостей.
В рамках Программы в 2015 - 2019 годах предусмотрены мероприятия по организации работ по подключению (переключению) 10 многоквартирных жилых домов к централизованной сети канализации.
Также планируется организовать работы по строительству и реконструкции канализационных насосных станций и сетей водоотведения.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года): "Эффективное использование ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения".
Цель Программы: Повышение обеспеченности населения качественными коммунальными услугами на современном уровне.
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени
ДЗОиГ - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени
ТГИК - МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство"
СТК - МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства"
4. Основные показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0) * |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста ** |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||||||
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nplan |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9.1 |
9.2 |
10.1 |
10.2 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Повышение обеспеченности населения качественными коммунальными услугами на современном уровне | |||||||||||||||
Показатели результативности выполнения задач программы | |||||||||||||||
Задача 1: Повысить надежность системы теплоснабжения города Тюмени | |||||||||||||||
1 |
Аварийность на муниципальных сетях теплоснабжения |
ед./км |
, где: Nво - количество внеплановых отключений на муниципальных сетях теплоснабжения, ед. (данные СТК); L - протяженность муниципальных сетей теплоснабжения на начало отчетного года, км (данные ДИО) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
4,5 |
4,3 |
4,1 |
4,3 |
3,9 |
4,3 |
3,8 |
4,3 |
3,8 |
3,7 |
16,2 |
2 |
Доля потерь тепловой энергии |
% |
, где: Vпт - объем потерь тепловой энергии, тыс. Гкал (данные ресурсоснабжающих организаций ОАО "УТСК" и ОАО "Тепло Тюмени"); Vот - объем отпущенной тепловой энергии, тыс. Гкал (данные ресурсоснабжающих организаций ОАО "УТСК" и ОАО "Тепло Тюмени") Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
13,1 |
12,9 |
12,3 |
12,9 |
11,7 |
12,9 |
11,1 |
12,9 |
10,6 |
10,2 |
26,5 |
3 |
Доля многоквартирных домов, обеспеченных исправной системой циркуляции ГВС |
% |
, где: Кн - количество МКД с исправной системой циркуляции ГВС, ед. (данные ДГХ с учетом данных ОАО "Тепло Тюмени); Коб - количество МКД, обеспеченных системой циркуляции ГВС, ед. (данные ДГХ) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
Мониторинг показателя осуществляется с 2014 года |
51,6 |
66,6 |
51,6 |
74,1 |
51,6 |
79,3 |
51,6 |
79,3 |
80,7 |
56,4 |
4 |
Доля неэффективно работающих муниципальных котельных |
% |
, где Кн - количество неэффективно работающих муниципальных котельных (1), ед. (данные ДГХ); Кобщ - общее количество муниципальных котельных, ед. (данные ДГХ) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
34,9 |
25,6 |
25,6 |
36,3 |
Задача 2: Создавать условия для обеспечения населения качественными услугами электроснабжения | |||||||||||||||
5 |
Аварийность на сетях электроснабжения |
ед./км |
, где: Nво общ - общее количество внеплановых отключений на сетях электроснабжения, находящихся в муниципальной собственности и собственности электросетевых организаций, ед. (данные ДГХ с учетом данных ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "СУЭНКО", ООО "ДСК-Энерго", ООО "Энерго Тюмень" и ООО "Сибирь-Электро"); Nво3 - количество внеплановых отключений на сетях электроснабжения по вине третьих лиц (2), ед. (данные ДГХ с учетом данных ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "СУЭНКО", ООО "ДСК-Энерго", ООО "Энерго Тюмень" и ООО "Сибирь-Электро"); L - протяженность городских линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности и собственности электросетевых организаций, на начало отчетного года, км (данные ДГХ с учетом данных ДИО, ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "СУЭНКО", ООО "ДСК-Энерго", ООО "Энерго Тюмень" и ООО "Сибирь-Электро"); Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
0,146 |
0,14 |
0,139 |
0,139 |
0,138 |
0,138 |
0,136 |
0,136 |
0,135 |
0,134 |
4,5 |
Задача 3: Повысить обеспеченность населения услугами газоснабжения | |||||||||||||||
6 |
Доля газифицированного индивидуального жилищного фонда |
% |
, где: Nг - количество газифицированных природным газом индивидуальных жилых домов в городе, ед. (данные газосервисной компании ОАО "Газпром газораспределение Север"); Nтг - общее количество индивидуальных жилых домов, предполагаемых к использованию природного газа в качестве источника энергии, ед. (данные ДГХ) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
85,7 |
86,1 |
86,5 |
85,5 |
86,8 |
85,1 |
87,2 |
84,5 |
90,7 |
100,0 |
16,1 |
Задача 4: Повысить надежность и эффективность систем водоснабжения и водоотведения | |||||||||||||||
7 |
Аварийность на муниципальных сетях водоснабжения |
ед./км. |
, где: Nво - количество внеплановых отключений на муниципальных сетях водоснабжения, ед. (данные ТУМП ВКХ "Водоканал"); L - протяженность муниципальных сетей водоснабжения на начало отчетного года, км (данные ДИО) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
1,06 |
0,97 |
1,06 |
0,92 |
1,06 |
0,91 |
0,91 |
16,5 |
8 |
Доля потерь воды |
% |
, где: Vпв - объем потерь воды, тыс. (данные ТУМП ВКХ "Водоканал"); Vвп - объем воды, поданной в сеть, тыс. (данные ТУМП ВКХ "Водоканал") Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
30,7 |
26,9 |
25,0 |
26,9 |
24,0 |
26,9 |
24,03 |
26,9 |
24,03 |
24,03 |
12,1 |
9 |
Доля населения, пользующегося централизованной системой: водоснабжения |
% |
, где: Чцв - численность населения, пользующегося централизованной системой водоснабжения, водоотведения, тыс. чел. (данные ресурсоснабжающей организации ООО "Тюмень Водоканал") Чо - общая численность населения на конец отчетного периода, тыс. чел. (данные ДЭиСР с учетом данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
81,1 |
83,5 |
83,6 |
82,5 |
85,1 |
82,2 |
85,7 |
80,2 |
86,2 |
86,8 |
4 |
водоотведения |
72,4 |
80,0 |
81,0 |
81,0 |
82,0 |
82,0 |
82,03 |
82,0 |
82,03 |
82,03 |
2,5 |
*^ - увеличение значения показателя (прямой показатель); v - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений;
** - для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значения которого - "0", значение графы 13 рассчитывается по формуле , %; для обратного показателя значение графы 13 рассчитывается по формуле , %.
(1) - эффективность работы котельных определена на основании сравнительного анализа удельного расхода условного топлива на отпуск в сеть, а также удельного расхода электрической энергии на отпуск в сеть с аналогичными показателями современного оборудования;
(2) - отключения произошли по вине третьих лиц при производстве строительно-монтажных, дорожных и иных видов работ;
(3) - плановые значения показателей будут уточнены по мере корректировки перечня мероприятий по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени
СТК - МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства"
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени
ГВС - горячее водоснабжение
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Аварийность на муниципальных сетях теплоснабжения"
Снижение значения показателя в плановом периоде на 16,2% планируется за счет проведения в 2015 - 2019 годах капитального ремонта и реконструкции 122,25 км сетей теплоснабжения, что позволит снизить количество внеплановых отключений на 537 единиц в год.
2. "Доля потерь тепловой энергии"
Снижение значения показателя в плановом периоде на 26,5% планируется за счет проведения в 2015 - 2019 годах капитального ремонта и реконструкции 122,25 км сетей теплоснабжения, что позволит снизить потери тепловой энергии до 604,9 тыс. Гкал (с учетом прогнозируемого к концу периода реализации Программы роста объема отпуска тепловой энергии до 5947,6 тыс. Гкал).
3. Доля многоквартирных домов, обеспеченных исправной системой циркуляции ГВС"
Увеличение значения показателя в плановом периоде на 56,4% планируется за счет выполнения работ по обеспечению исправными системами циркуляции ГВС жилых домов, подключенных от ЦТП.
4. "Доля неэффективно работающих муниципальных котельных"
Снижение значения показателя в плановом периоде на 36,3% планируется за счет ежегодного выполнения работ по ремонту 4 неэффективно работающих муниципальных котельных.
5. "Аварийность на сетях электроснабжения"
Снижение значения показателя в плановом периоде на 4,5% планируется за счет проведения в 2015 - 2019 годах капитального ремонта и реконструкции около 137 км сетей электроснабжения за счет тарифа ОАО "СУЭНКО", ОАО "Тюменьэнерго", ООО "ДСК - Энерго", ООО "Энерго Тюмень" и ООО "Сибирь - Электро".
6. "Доля газифицированного индивидуального жилищного фонда"
Увеличение значения показателя в плановом периоде на 16,1% (с учетом статистики ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов и их газификации) планируется за счет строительства около 150 км наружных газопроводов, при условии наличия технической возможности подключения жилых домов к системе газоснабжения (на протяжении нескольких лет строительство внутриквартальных газопроводов производилось, но не все граждане произвели подключение газа), а также предоставления субсидий отдельным категориям граждан в отношении газификации жилых домов. Таким образом, к концу срока реализации Программы планируется увеличить долю газифицированного индивидуального жилищного фонда до 100%.
7. "Аварийность на муниципальных сетях водоснабжения"
Снижение значения показателя в плановом периоде на 16,5% планируется за счет проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации около 37 км сетей водоснабжения.
8. "Доля потерь воды"
Плановые значения показателей на 2015 - 2016 годы приведены в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 29.09.2011 N 703, на 2017 - 2019 годы плановые значения показателей будут уточнены по мере корректировки перечня мероприятий по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции объектов водоснабжения.
9. "Доля населения, пользующегося централизованной системой: водоснабжения, водоотведения"
За период реализации Программы планируется увеличить долю населения, пользующегося централизованной системой водоснабжения, с 83,5% до 86,8%.
Плановые значения показателя "Доля населения, пользующегося централизованной системой водоотведения" на 2015 - 2016 годы приведены в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 29.09.2011 N 703, на 2017 - 2019 годы плановые значения показателей будут уточнены по мере корректировки перечня мероприятий по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции объектов водоотведения.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2019 годы.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 5 мая 2015 г. N 288-рк раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 10 057 403,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 2 708 455,7 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тюмени: 2 423 958,3 тыс. руб.;
средства бюджета Тюменской области: 54 680,5 тыс. руб.;
прочие источники (внебюджетные источники): 229 816,9 тыс. руб.;
2016 - 2 453 012,6 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тюмени: 2 294 374,3 тыс. руб.;
средства бюджета Тюменской области: 3 725,0 тыс. руб.;
прочие источники (внебюджетные источники): 154 913,3 тыс. руб.;
2017 - 2 049 025,0 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тюмени: 1 931 572,6 тыс. руб.;
средства бюджета Тюменской области: 3 725,0 тыс. руб.;
прочие источники (внебюджетные источники): 113 727,4 тыс. руб.;
2018 - 1 004 607,1 тыс. руб. в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тюмени: 1 004 607,1 тыс. руб.;
2019 - 1 842 302,9 тыс. руб. в том числе по источникам финансирования:
средства бюджета города Тюмени: 1 842 302,9 тыс. руб.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей результативности в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) департамента экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени в части осуществления проверки соответствия проектов инвестиционных программ условиям утвержденных технических заданий на их формирование;
б) департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в части формирования и оформления земельных участков под строительство объектов коммунального комплекса;
в) департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части предоставления информации в разрезе учета муниципальной собственности;
г) МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство" как балансодержателя объектов коммунального комплекса;
д) МКУ "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" в части обеспечения технического надзора за проведением ремонтных и строительных работ на объектах коммунального комплекса;
е) ТУМП ВКХ "Водоканал" в части выполнения мероприятий по реконструкции сетей водоснабжения, водоотведения за счет арендной платы, а также согласования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, при их разработке и корректировке;
ж) ТМУП "Тюменские тепловые сети" в части согласования инвестиционных программ теплоснабжающих и теплосетевых организаций, при их разработке и корректировке.
7.4. К выполнению мероприятий Программы на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.