Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере недропользования и охраны окружающей среды
Государственная политика Тюменской области в сфере охраны окружающей среды и развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, на обеспечение рационального использования и воспроизводства природноресурсного потенциала.
Программа разработана в соответствии с закрепленными полномочиями и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп.
Решение задач Программы способствует достижению стратегической цели Тюменской области "Рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области".
В рамках Программы стратегическая цель Тюменской области раскрывается через систему стратегических приоритетов и задач:
1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области:
- повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий;
- повышение инвестиционной привлекательности экономики;
- развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров.
2. Повышение уровня и качества жизни населения:
- улучшение состояния окружающей (в том числе геологической) среды.
3. Повышение безопасности жизни населения:
- обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера.
Приоритеты политики Тюменской области в сфере охраны окружающей среды и развития минерально-сырьевой базы соответствуют целям, задачам и направлениям государственной политики, предусмотренным документами стратегического планирования Российской Федерации, в том числе:
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны;
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012. К основным задачам государственной политики в области экологического развития относятся предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановление нарушенных естественных экологических систем, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; совершенствование системы государственного экологического мониторинга, информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, развитие экологического образования и воспитания;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;
- Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176. Основными задачами государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности определены предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем; эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления; ликвидация накопленного вреда окружающей среде; сохранение биологического разнообразия;
- Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208. Одной из основных задач по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, является совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды;
- Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р. К стратегическим целям развития водохозяйственного комплекса России относятся гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики; охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
- Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298. Главной целью государственной политики в области обращения с отходами является предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 N 212-р. Одним из основных направлений государственной политики в сфере сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов является осуществление работ по ведению Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации.
- Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1039-р. К основным задачам государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования относятся воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах; охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики.
Приоритеты политики Тюменской области в сфере охраны окружающей среды и развития минерально-сырьевой базы направлены на:
- сохранение окружающей природной среды и снижение негативного воздействия, в том числе путем стимулирования экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
- восстановление нарушенных естественных экологических систем;
- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, включая повышение эффективности государственного экологического надзора, осуществляемого органами государственной власти Тюменской области на основе оценки экологических рисков, и обеспечение проведения региональной экологической экспертизы;
- реализацию проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба, экологической реабилитации территорий и безопасного обращения с отходами;
- обеспечение эффективного использования водных ресурсов;
- предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Тюменской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности, но полностью расположенных на территории Тюменской области;
- обеспечение охраны водных объектов;
- ведение Красной книги Тюменской области, а также реализацию стратегии сохранения объектов растительного и животного мира, включенных в Красную книгу Тюменской области;
- обеспечение устойчивого функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в целях сохранения ландшафтного и биологического разнообразия;
- обеспечение воспроизводства и эффективного использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в рамках исполнения полномочий Тюменской области и переданных полномочий Российской Федерации для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы;
- развитие системы государственного экологического мониторинга;
- формирование экологической культуры населения и обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы цели государственной программы Тюменской области "Недропользование и охрана окружающей среды" до 2020 года (далее - Программа).
Для достижения Цели 1 Программы "Сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду" необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение санкционированного размещения и организация утилизации отходов;
- сокращение загрязнения водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод (решение задачи осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов);
- обеспечение регионального государственного экологического надзора и осуществление государственного экологического мониторинга;
- информационное обеспечение, повышение уровня экологической культуры и грамотности населения.
Для достижения Цели 2 "Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия" предусматривается решение задачи, связанной с обеспечением функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, сохранением и воспроизводством редких видов растений и животных.
Для достижения Цели 3 Программы "Обеспечение развития и рационального использования минерально-сырьевой базы" запланированы работы по оценке состояния минерально-сырьевой базы и ее развитию.
Достижение целей Программы обеспечивается, в том числе путем межведомственного взаимодействия с ответственными исполнителями других государственных программ Тюменской области, в составе которых предусмотрены мероприятия, оказывающие влияние на цели Программы.
Существенный вклад в достижение цели 1 Программы вносит реализация государственной программы Тюменской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", в рамках которой предусмотрены строительство (реконструкция) объектов канализации, включая канализационные очистные сооружения, предназначенные для очистки стоков. Осуществление этих мероприятий способствует улучшению состояния водных объектов.
Достижение цели 2 Программы зависит от результатов реализации государственной программы Тюменской области "Развитие лесного комплекса" и непрограммных мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, осуществляемых Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области, которые способствуют решению задачи, связанной с сохранением биологического разнообразия в области.
Цель 3 достигается за счет мероприятий, реализуемых в том числе в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие информатизации", направленных на расширение минерально-сырьевой базы в целях создания условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Тюменской области, а также научно-аналитическое и информационное обеспечение Правительства Тюменской области, исполнительных и законодательных органов государственной и муниципальной власти Тюменской области системными актуальными сведениями по вопросам состояния и развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов и рационального недропользования.
В соответствии с Положением о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим реализацию государственных полномочий в сфере:
- регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды;
- организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- регулирования отношений, связанных с обращением с отходами;
- регулирования водных отношений и отношений, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений;
- регулирования отношений недропользования;
- топливно-энергетического комплекса по объектам нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и нефтетранспортной отрасли.
Федеральным законодательством к ведению Тюменской области, отнесены следующие полномочия в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и недропользования:
- за счет бюджета Тюменской области (за исключением субвенций из федерального бюджета) - организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 26.3, п. 2, п/п. 7, 8, 8.1);
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного экологического надзора; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 6);
- организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований; подготовка предложений об определении границ зон затопления, подтопления (постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления");
- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6);
- разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, ст. 25, 26);
- разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха; участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха; информирование населения о состоянии атмосферного воздуха; организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 6);
- решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС), за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности; участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС; разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности ГТС; обеспечение безопасности ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 5, 8);
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения; принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 2, 33; Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ст. 10, 95);
- разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 4);
- распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 4);
- установление порядка пользования участками недр местного значения (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 4);
- организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 4);
- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст. 4);
- предоставление права пользования участками недр, содержащими подземные воды (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2015 N 862-р "Об утверждении соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования").
Исполнение полномочий в сфере охраны окружающей среды, недропользования, обеспечения экологической безопасности осуществляется в соответствии с актами областного законодательства, включая законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области", "О регулировании водных отношений в Тюменской области", "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области", "О недропользовании в Тюменской области", "О питьевом водоснабжении в Тюменской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.