5 августа 2019 г., 2 июня 2020 г.
В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области на 2018-2027 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с даты опубликования и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы охраны окружающей среды и природопользования.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 06.07.2018 N 359-пП
Региональная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области на 2018-2027 годы"
5 августа 2019 г., 2 июня 2020 г.
Паспорт изменен с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Паспорт региональной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области на 2018-2027 годы"
Наименование Программы |
"Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области на 2018-2027 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями). |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. |
Соисполнители Программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области; Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области; юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию). |
Цель Программы |
Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Пензенской области. |
Задачи Программы |
1. Строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. 2. Исключение несанкционированного размещения отходов. 3. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами. |
Целевые показатели Программы |
- численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов (тыс. чел.); - ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов (штук); - общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде (га); - доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности (%); - доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (%); - доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (%); - доля населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (%); - отношение количества региональных операторов, действующих на территории Пензенской области, которым оказана поддержка, к общему количеству региональных операторов на территории Пензенской области (%); - количество введенных в эксплуатацию объектов по обращению с отходами (ед.); - объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку) (млн. тонн); - объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (млн. тонн); - доля граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами (%) |
Этапы и сроки реализации Программы |
2018-2027 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 3093345,0 тыс. рублей, из них по годам: 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 4480,4 тыс. рублей; 2020 г. - 121810,4 тыс. рублей; 2021 г. - 987164,8 тыс. рублей; 2022 г. - 1979889,4 тыс. рублей 2023 г. - 0,0 тыс. рублей; 2024 г. - 0,0 тыс. рублей; 2025 г. - 0,0 тыс. рублей; 2026 г. - 0,0 тыс. рублей; 2027 г. - 0,0 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 100520,4 тыс. рублей, из них по годам: 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 0,0 тыс. рублей; 2020 г. - 100520,4 тыс. рублей; 2021 г. - 0,0 тыс. рублей; 2022 г. - 0,0 тыс. рублей; 2023 г. - 0,0 тыс. рублей; 2024 г. - 0,0 тыс. рублей; 2025 г. - 0,0 тыс. рублей; 2026 г. - 0,0 тыс. рублей; 2027 г. - 0,0 тыс. рублей, бюджета Пензенской области - 45370,4 тыс. рублей, из них по годам: 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 4480,4 тыс. рублей; 2020 г. - 1290,0 тыс. рублей; 2021 г. - 19400,0 тыс. рублей; 2022 г. - 20200,0 тыс. рублей; 2023 г. - 0,0 тыс. рублей; 2024 г. - 0,0 тыс. рублей; 2025 г. - 0,0 тыс. рублей; 2026 г. - 0,0 тыс. рублей; 2027 г. - 0,0 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей, из них по годам: 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 0,0 тыс. рублей; 2020 г. - 0,0 тыс. рублей; 2021 г. - 0,0 тыс. рублей; 2022 г. - 0,0 тыс. рублей; 2023 г. - 0,0 тыс. рублей; 2024 г. - 0,0 тыс. рублей; 2025 г. - 0,0 тыс. рублей; 2026 г. - 0,0 тыс. рублей; 2027 г. - 0,0 тыс. рублей, внебюджетные - 2947454,2 тыс. рублей, из них по годам: 2018 г. - 0,0 тыс. рублей; 2019 г. - 0,0 тыс. рублей; 2020 г. - 20000,0 тыс. рублей; 2021 г. - 967764,8 тыс. рублей; 2022 г. - 1959689,4 тыс. рублей 2023 г. - 0,0 тыс. рублей; 2024 г. - 0,0 тыс. рублей; 2025 г. - 0,0 тыс. рублей; 2026 г. - 0,0 тыс. рублей; 2027 г. - 0,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- обеспечено улучшение качества жизни для 590,6 тыс. человек в связи с ликвидацией всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, по состоянию на 31 декабря 2024 года; - рекультивированы земельные участки, на которых расположены 5 выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов, по состоянию на 31 декабря 2024 года; - восстановлены, в том числе рекультивированы, 90,5 га земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, по состоянию на 31 декабря 2024 года; - обеспечен рост доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности до уровня 56,2% к концу 2024 года; - обеспечено достижение доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до уровня 1% в 2019 году; - обеспечено достижение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до уровня 3% в 2019 году; - обеспечен рост доли населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, до уровня 90% в 2020 году; - достигнуто отношение количества региональных операторов, действующих на территории Пензенской области, которым оказана поддержка, к общему количеству региональных операторов на территории Пензенской области 100% в 2020 году; - введено в эксплуатацию 25 объектов по обращению с отходами, к концу 2022 года; - обеспечен рост объема твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку), до 0,2 млн. тонн к концу 2024 года; - обеспечен рост объема твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, до 0,28 млн. тонн к концу 2024 года; - обеспечен 100% доступ граждан к информации в сфере обращения с отходами. |
Раздел 1 изменен с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
1. Характеристика существующего состояния в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области
В настоящее время проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является одной из основных угроз экологической безопасности как для Российской Федерации в целом, так и для Пензенской области в частности. Неуклонно возрастают объемы образования отходов, растет число несанкционированных свалок. Проблема безопасного обращения с отходами стала приоритетной с точки зрения социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу.
Основным источником информации об объемах образования и методах обращения с отходами на территории области являются сведения федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы).
По данным государственной статистической отчетности, за 2018 год на территории Пензенской области образовалось 1751,9 тыс. тонн отходов производства и потребления.
Существующая в Пензенской области (далее - область, регион) проблема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, приводит к неблагоприятным социально-экономическим и экологическим последствиям.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами являются:
- изменившаяся структура потребления населения (за последние 15 лет значительно изменились как объемы образования твердых коммунальных отходов на душу населения, так и их морфологический состав). Изменение потребления структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов: значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.
С целью решения сложившейся в регионе ситуации с обращением отходов и необходимостью реализации приоритетных направлений государственной политики в данной сфере постановлением Правительства Пензенской области от 10.04.2020 N 226-пП утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Пензенской области (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Согласно территориальной схеме обращения с отходами наиболее перспективными являются внедрение станций перегрузки, сортировки твердых коммунальных отходов, модернизация и строительство объектов захоронения отходов.
На территории области размещение (захоронение) отходов осуществляется на 12 полигонах твердых коммунальных отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (в Бековском, Бессоновском, Городищенском, Земетчинском, Иссинском, Каменском, Кузнецком, Мокшанском, Пачелмском, Сердобском, Шемышейском районах), и в местах временного хранения отходов, расположенных на специально отведенных для таких целей земельных участках (несанкционированные места размещения отходов).
Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в регионе.
Для организации в Пензенской области эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами требуется строительство новых объектов по обработке, размещению твердых коммунальных отходов и модернизация существующих объектов, а также создание сети объектов обращения с отходами, осуществляющих первичную обработку твердых коммунальных отходов и формирование неутилизируемого остатка для их размещения.
В настоящее время образуются значительные объемы отходов от использования товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть утилизированы их производителями. Необходимо принять меры к увеличению количества объектов по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов от использования товаров.
С целью решения вышеперечисленных проблем и в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагается зонирование территории региона с учетом имеющихся объектов размещения твердых коммунальных отходов.
2. Цели и задачи Программы
Программа ставит своей целью создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Пензенской области.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
- строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
- исключение несанкционированного размещения отходов;
- формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами.
Раздел 3 изменен с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
3. Перечень мероприятий Программы
Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий.
1. Осуществление строительства объектов обработки и размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов.
В рамках Программы планируется построить 11 мусороперегрузочных станций, 11 мусоросортировочных комплексов, 3 полигона ТКО, провести модернизацию 5 действующих объектов захоронения отходов с привлечением средств юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами (по согласованию).
В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями) с 01.01.2019 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения таких мест и ведение их реестра.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра таких мест утверждаются Правительством Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов планируется осуществлять за счет средств бюджетов муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Обустройство существующих мест размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации планируется осуществлять за счет средств бюджета Пензенской области, а также с привлечением средств юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Пензенская область)" региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность на территории Пензенской области, планируется предоставление поддержки с учетом Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473.
2. Разработка и внедрение системы сбора отработанных ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек) у населения.
Реализацию данного мероприятия планируется осуществлять с учетом требований следующих нормативных правовых актов:
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (с последующими изменениями);
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (с последующими изменениями);
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (с последующими изменениями).
3. Выявление мест несанкционированного размещения отходов.
Мероприятия по выявлению мест несанкционированного размещения отходов включают в себя комплекс мер по:
- проведению рейдовых мероприятий по всей территории Пензенской области;
- взаимодействию с негосударственными организациями путем формирования совместных маршрутов рейдов, проведения совместных субботников и т.п.
4. Проведение мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявлению случаев причинения такого вреда и ликвидации его последствий. Данные мероприятия включают в себя комплекс мер по:
- регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- выявлению и ликвидации вновь образованных несанкционированных мест размещения отходов;
- проведению просветительской работы, в том числе через средства массовой информации, с гражданами, органами местного самоуправления;
- сотрудничеству с негосударственными и общественными экологическими организациями;
- проведению рейдовых мероприятий на подведомственных территориях;
- получению информации о несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов от юридических и физических лиц, органов исполнительной власти, средств массовой информации;
- выявлению случаев причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и ликвидации его последствий.
5. Ликвидация (рекультивация) мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
В рамках реализации данного мероприятия планируется с 2019 года за счет средств бюджета Пензенской области осуществлять следующие мероприятия:
- разработка проектной документации на рекультивацию мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
- проведение работ по рекультивации мест несанкционированного размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
- разработка сметной стоимости работ на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и получение положительного заключения государственной экспертизы по стоимости таких работ;
- проведение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
6. Обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.
Мероприятия по обеспечению доступа к информации в сфере обращения с отходами включают в себя:
- организацию и проведение экологических акций и мероприятий среди населения Пензенской области;
- организацию постоянного информирования граждан о формировании новой системы обращения с отходами:
изготовление информационных роликов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- изготовление буклетов об обращении с твердыми коммунальными отходами;
- мониторинг и анализ материалов в федеральных, региональных и муниципальных средствах массовой информации.
В рамках реализации данного мероприятия Программы планируется обеспечивать свободный доступ к информации в области обращения с отходами за счет размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной модели территориальной схемы, информации о тарифной политике в регионе в области обращения с отходами, принятых нормативных правовых актах в сфере обращения с отходами.
Помимо этого планируется в средствах массовой информации размещать информационные материалы, призывающие население Пензенской области к бережному отношению к окружающей среде и к необходимости транспортирования отходов на санкционированные объекты обработки, размещения и утилизации отходов.
На территории региона также будут реализовываться мероприятия, предусмотренные в программах по обращению с отходами, принятых органами местного самоуправления, а также мероприятия, содержащиеся в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Источниками финансирования расходов являются:
1. Для достижения Задачи 1 "Строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов" Программы источниками финансирования расходов являются внебюджетные средства.
2. Для достижения Задачи 2 "Исключение несанкционированного размещения отходов" Программы источниками финансирования расходов являются:
а) средства бюджета Пензенской области, предусмотренные:
- на обеспечение текущей деятельности Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области;
- на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированных мест размещения (захоронения) отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
- на обустройство существующих мест размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации;
б) средства бюджетов муниципальных образований, предусмотренные:
- на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
в) внебюджетные средства.
3. Для достижения Задачи 3 "Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами" Программы источниками финансирования расходов являются:
а) средства бюджета Пензенской области, предусмотренные на обеспечение текущей деятельности Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области;
б) средства бюджетов муниципальных образований, предусмотренные на обеспечение текущей деятельности органов местного самоуправления.
Прогнозный объем средств на реализацию Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Раздел 5 изменен с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
5. Меры государственной поддержки
Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров и ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов планируется осуществлять:
- с привлечением средств федерального бюджета в соответствии с приложением N 6 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология" к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (с последующими изменениями);
- путем предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Пензенской области на основании Закона Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО "Об инвестициях и государственно-частном партнерстве Пензенской области" (с последующими изменениями).
Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами планируется осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями).
Стимулирование утилизации отходов:
- создание условий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в области обращения с отходами на территории региона;
- увеличение объемов утилизации отходов путем создания в рамках территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, оптимальной системы перемещения отходов от источников их образования до объектов, используемых для их обработки и утилизации.
6. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
7. Участие муниципальных образований Пензенской области в реализации Программы
Участие в организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальные образования в свою очередь разрабатывают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования соответствующих мероприятий.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы возлагается на ответственного исполнителя Программы и осуществляется в форме мониторинга реализации мероприятий Программы на основе сбора и анализа отчетности о ходе реализации мероприятий Программы с соисполнителей# Программы.
Раздел 9 изменен с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
9. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Программа оценивается по результатам ее реализации в экономической, экологической, социальной сферах.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- создать эффективную систему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области;
- уменьшить количество захораниваемых твердых коммунальных отходов;
- ликвидировать места несанкционированного размещения отходов.
Экономическая эффективность Программы выражается в привлечении инвестиционных средств в сферу обращения с отходами, что позволит осуществить создание комплексной системы в сфере обращения с отходами в регионе, а также новых рабочих мест.
К 2023 году в области планируется построить 11 мусороперегрузочных станций общей мощностью 83,0 тыс. тонн/год; 3 полигона твердых коммунальных отходов, общей вместимостью 9402,0 тыс. тонн; 11 мусоросортировочных комплекса#, общей мощностью 629 тыс. тонн/год; провести модернизацию 5 действующих полигонов, что позволит увеличить их вместимость на 2731 тыс. тонн. Реализация мероприятий позволит достичь снижения захоронения твердых коммунальных отходов до 82% от годового объема образования таких отходов.
Экологическая эффективность Программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, обеспечением нормальных условий для жизни будущих поколений.
Реализация Программы позволит заложить основы для создания современной технологичной системы обращения с отходами, ориентированной на максимальное использование и минимальное захоронение отходов.
Перечни показателей критериев результативности и эффективности реализации Программы по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Целевые показатели Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения целевых показателей по годам |
|||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов |
тыс. человек |
- |
- |
- |
- |
- |
59,8 |
590,6 |
590,6 |
590,6 |
590,6 |
2. |
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов |
штук |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. |
Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде |
га |
- |
- |
- |
- |
- |
12,4 |
90,5 |
90,5 |
90,5 |
90,5 |
4. |
Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I-IV классов опасности |
% |
51,5 |
53,5 |
55,5 |
55,6 |
55,8 |
56 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
56,2 |
5. |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов |
% |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов |
% |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Доля населения, которому предоставлена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами |
% |
- |
- |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
8. |
Отношение количества региональных операторов, действующих на территории Пензенской области, которым оказана поддержка, к общему количеству региональных операторов на территории Пензенской области |
% |
- |
- |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Количество введенных в эксплуатацию объектов по обращению с отходами |
ед. |
- |
- |
- |
- |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
10. |
Объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию (вторичную переработку) |
млн. тонн |
- |
- |
0,09 |
0,13 |
0,14 |
0,19 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
11. |
Объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку |
млн. тонн |
- |
- |
0,13 |
0,18 |
0,19 |
0,26 |
0,28 |
0,28 |
0,28 |
0,28 |
12. |
Доля граждан, имеющих доступ к информации в сфере обращения с отходами |
% |
- |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
10. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
На ход реализации Программы существенное влияние оказывает невозможность привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами в Пензенской области.
Мероприятия, направленные на минимизацию указанного риска:
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций (применение механизмов государственно-частного партнерства, получение налоговых льгот, возможность предоставления земельных участков без проведения торгов и т.п.);
- привлечение средств на реализацию мероприятий Программы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в частности, получение субсидии из федерального бюджета на реализацию отдельных программных мероприятий).
Финансовые риски. Задержка или недостаточность финансирования со стороны бюджетов, а также внебюджетных средств инвесторов могут привести к несвоевременной реализации мероприятий Программы.
Правовые риски реализации Программы связаны с возможным изменением законодательства или приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы.
Социальные риски могут выражаться в неготовности населения к активному участию в реализации некоторых мероприятий.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением законодательства и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы на федеральном уровне, осуществляется при помощи следующих мер:
- регулярного мониторинга изменений законодательства в сфере реализации Программы;
- реализации мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведения корректировки Программы.
Приложение 1 изменено с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Приложение N 1
к Программе
Прогнозный объем средств на реализацию Программы
5 августа 2019 г., 2 июня 2020 г.
Источник финансирования |
Оценка расходов по годам, тыс. рублей |
|||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|
всего |
- |
4480,4 |
121810,4 |
987164,8 |
1979889,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
бюджет Пензенской области |
- |
4480,4 |
1290,0 |
19400,0 |
20200,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
- |
- |
100520,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
бюджеты муниципальных образований Пензенской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные средства |
- |
- |
20000,0 |
967764,8 |
1959689,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение 2 изменено с 14 июня 2020 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Приложение N 2
к Программе
Перечень мероприятий Программы
5 августа 2019 г., 2 июня 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на создание эффективной системы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, и предусматривает строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов. Кроме того, задачами Программы являются исключение несанкционированного размещения отходов и формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами.
Постановление вступает в силу с даты опубликования и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
Постановление Правительства Пензенской области от 6 июля 2018 г. N 359-пП "Об утверждении региональной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пензенской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 9 июля 2018 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 9 июля 2018 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 июля 2018 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 45 от 13 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 21 марта 2024 г. N 161-пП
Изменения вступают в силу с 22 марта 2024 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 22 декабря 2023 г. N 1158-пП
Изменения вступают в силу с 22 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 28 сентября 2023 г. N 849-пП
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 21 марта 2023 г. N 190-пП
Изменения вступают в силу с 22 марта 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 11 ноября 2022 г. N 989-пП
Изменения вступают в силу с 25 ноября 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 21 июня 2022 г. N 486-пП
Изменения вступают в силу с 3 июля 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 15 февраля 2022 г. N 107-пП
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 14 декабря 2021 г. N 854-пП
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 24 сентября 2021 г. N 634-пП
Изменения вступают в силу с 9 октября 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 4 июня 2021 г. N 315-пП
Изменения вступают в силу с 18 июня 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 10 марта 2021 г. N 117-пП
Изменения вступают в силу с 22 марта 2021 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Постановление Правительства Пензенской области от 19 октября 2020 г. N 721-пП
Изменения вступают в силу с 31 октября 2020 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Постановление Правительства Пензенской области от 9 сентября 2020 г. N 611-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 2 июня 2020 г. N 366-пП
Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Постановление Правительства Пензенской области от 5 августа 2019 г. N 464-пП
Изменения вступают в силу с 16 августа 2019 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период