Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 26 марта 2002 г. N Ф08-792/02-277А
(извлечение)
Настоящее постановление отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 января 2003 г. N 6344/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителей Инспекции МНС Российской Федерации по Унцукульскому району Республики Дагестан (Межрайонной Инспекции МНС РФ N 15 по Республике Дагестан), рассмотрев кассационную жалобу ОАО "ЧиркейГЭСстрой" на решение от 26.10.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 27.12.2001 г. Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2058/2001-2, установил следующее.
ОАО "ЧиркейГЭСстрой", п. Шамилькала, обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Инспекции МНС Российской Федерации по Унцукульскому району о признании недействительным решения от 06.08.2001 г. N 63 об отказе в уменьшении дополнительных платежей.
Решением суда от 26.10.2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2001 г., в удовлетворении исковых требований отказано. Отказывая истцу в иске, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что отказ налогового органа в уменьшении размера дополнительных платежей по налогу на прибыль соответствует действующему налоговому законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда от 26.10.2001 г. и постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2001 г., ОАО "ЧиркейГЭСстрой" обжаловало его в кассационном порядке. Заявитель считает, что Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части начисления дополнительных платежей противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку данным кодексом отменена предполагаемость размера налоговой базы при исчислении авансового платежа, и введен единый принцип исчисления всех авансовых и налоговых платежей.
В судебном заседании 25.03.2002 г. представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители налоговой инспекции возражали против доводов жалобы, ссылаясь на то, что Определением Конституционного Суда РФ N 225-О от 13.11.2001 г. действия налоговых органов по начислению дополнительных платежей признаны законными.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон в судебных заседаниях, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "ЧиркейГЭСстрой" в течение 1999-2000 г. начисляло к уплате дополнительные платежи и представляло в налоговый орган ежеквартальные отчеты по налогу от фактической прибыли и дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль.
Полагая сумму дополнительных платежей исчисленной ошибочно, ОАО "ЧиркейГЭСстрой" 02.08.2001 г. обратилось в налоговый орган с заявлением об уменьшении по лицевому счету истца сумм начисленных дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 1 353 000 рублей за II и III кварталы 1999 г., 1 071 000 рублей за 2000 г., 255 000 рублей за I квартал 2001 г., всего на сумму 2 679 000 рублей в связи с перерасчетом налоговых обязательств истцом на основании статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев заявление истца, Инспекция МНС Российской Федерации по Унцукульскому району вынесла решение от 06.08.2001 г. N 63 об отказе в уменьшении сумм дополнительных платежей.
Позиция налогового органа об уплате дополнительных платежей базируется на статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Между тем, ссылка налогового органа на статью 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" является необоснованной и отклоняется кассационной инстанцией ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы по налогу на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов по налогу на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.
Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Таким образом, положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено взимание с налогоплательщика дополнительных платежей в случае превышения суммы налога на прибыль, рассчитанной по фактически полученной за истекший квартал прибыли, над суммой авансовых взносов этого налога за тот же период.
Из статей 38, 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в части исчисления налога основой расчета является полученная прибыль, а не прогноз о предполагаемой прибыли. В силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Дополнительные платежи, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подпадают под понятие налога, данное в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием объекта налогообложения (налоговой базы), определенного статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации. Дополнительные платежи также не подпадают под понятие пени, установленное статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Не относятся эти платежи и к санкциям, предусмотренным за нарушения налогового законодательства.
Уплата налогоплательщиками в бюджет помимо налогов (сборов) и пеней иных платежей не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, а поэтому положения пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Поэтому, в силу данной статьи и статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в отношении установления дополнительных платежей противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, и оспариваемое Решение налогового органа незаконно.
Ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 225-О от 13.11.2001 г. в данном случае не состоятельна, поскольку положения пункта 2 статьи 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" проверялись Конституционным Судом РФ на их соответствие Конституции РФ.
Следовательно, состоявшиеся по делу судебные акты Арбитражного суда Республики Дагестан подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права, а Решение Инспекции МНС РФ по Унцукульскому району N 63 от 06.08.2001 г. - признанию недействительным.
Поскольку требования истца удовлетворены, то в соответствии со статьями 91, 95 Арбитражного процессуального кодекса уплаченная им госпошлина по делу в сумме 2000 руб. подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 91, 95, 162, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 26.10.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 27.12.2001 г. Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2058/2001-2 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции МНС Российской Федерации по Унцукульскому району Республики Дагестан от 06.08.2001 г. N 63 об отказе в уменьшении дополнительных платежей.
Возвратить ОАО "ЧиркейГЭСстрой" из федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 2000 руб.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2002 г. N Ф08-792/02-277А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Настоящее постановление отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 января 2003 г. N 6344/02