Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 апреля 2003 г. N Ф08-1189/03-451А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Формула торговли", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону на решение от 06.02.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17346/2002-С5-37, установил следующее.
ООО "Формула торговли" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ворошиловскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене ее постановления от 18.11.02 N 000067 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 06.02.03 заявленные требования удовлетворены на том основании, что поскольку ООО "Формула торговли" осуществляло оптовую торговлю с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то применение контрольно-кассовой машины было не обязательно. Суд также указал, что материалами дела подтверждается факт неоприходования в кассу денежной наличности, однако поскольку налоговой инспекцией уже было принято решение о привлечении к административной ответственности по данному эпизоду, то привлечение общества позднее за аналогичное правонарушение к административной ответственности противоречит принципу однократности наказания за одно и тоже правонарушение.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.
Налоговая инспекция, не согласившись с судебным актом, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы налоговая инспекция указывает на то, что Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки; обществом не выдавались документы строгой отчетности, приравненных к чекам. Кроме того, вывод суда о двойной административной ответственности ошибочен, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 не является нормативным актом, на основании которого можно привлечь лицо к административной ответственности.
Ответчик о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил.
Отзыв на жалобу в суд не представлен. Представители общества в судебном заседании просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей истца, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 30.10.02 N 428 налоговой инспекцией проведена проверка ООО "Формула торговли" по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а также по вопросу полноты оприходования в кассу выручки, полученной с применением контрольно-кассовой машины (далее ( ККМ) за период с 01.01.02 по 30.10.02, по результатам которой составлен протокол от 13.11.02 N 000083 и акт от 13.11.02 N 425.
В ходе проверки установлен факт оказания обществом "Формула торговли" предпринимателю Козлову С.Б. услуг по ремонту блока управления в размере 630 рублей без применения ККМ, а также неоприходования денежной суммы в размере 476,80 рублей.
На основании материалов проверки налоговым органом 18.11.02 принято постановление N 000067 о привлечении ООО "Формула торговли" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей и по статье 15.1 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей.
Принятие данного постановления послужило основанием для обращения ООО "Формула торговли" с заявлением в суд.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и пунктом 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904) установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами, другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением ККМ.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 указано, что сферой регулирования Закона о применении ККМ являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки. В связи с этим Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам , утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ.
Указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ.
Материалами дела свидетельствуют, что заявителем ККМ не применялась и документы строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, не выдавались.
Таким образом, ООО "Формула торговли" при осуществлении оптовой торговли обязано было применять ККМ. Поэтому в этой части решение суда следует отменить.
Суд, исследовав все обстоятельства дела по эпизоду неоприходования денежной выручки, установил, что данный факт подтверждается материалами дела. Однако поскольку налоговой инспекцией 13.11.02 принято решение N 1 о взыскании 1 430,40 рублей штрафа по данному эпизоду по пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", суд обоснованно сделал вывод о недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения (принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения).
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 08.04.03 N 410 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" изложен в следующей редакции "Нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 284, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 06.02.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17346/2002-С5-37 отменить в части признания незаконным постановления налоговой инспекции от 18.11.02 N 000067 о привлечении к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой части в иске отказать.
В остальной части решение суда от 06.02.03 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 апреля 2003 г. N Ф08-1189/03-451А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании