ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ по Краснодарскому краю (далее - теруправление) о заключении договора аренды земли, находящейся в полосе отвода железных дорог:
- земельного участка мерою 94 900 кв. м по направлению Краснодар-1 - Новороссийск;
- земельного участка мерою 2 335 800 кв. м по направлению Тихорецк - Краснодар-1;
- земельного участка мерою 285 400 кв. м по направлению Краснодар - Сортировочная - Витаминный;
- земельного участка мерою 1 286 200 кв. м по направлению Тимашевская - Краснодар-1;
- земельного участка мерою 1 286 700 кв. м по направлению Краснодар - Сортировочный;
- земельного участка мерою 3 631 987 кв. м по направлению Кавказская - Краснодар-1 (уточненные требования).
Решением от 28.07.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.04, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированны тем, что истец документально не доказал свое право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, которые он просил предоставить в аренду, а также их границы и фактическое месторасположение.
В кассационной жалобе общество, считая судебные акты не соответствующими нормам материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что им представлены все необходимые для заключения договора аренды документы, поэтому суд неправомерно отказал в удовлетворении иска.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представители ответчика и третьих лиц просили судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив обоснованность их доводов, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в теруправление с заявлениями от 13.01.04 о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги мерою 890,30 га в пределах г. Краснодара.
Письмом от 27.01.04 N 07-10/544 теруправление ответило, что для решения вопроса о предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков под полосой отвода железной дороги обществу необходимо представить свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Истец, считая, что теруправление чинит препятствия в реализации его права на заключение договора аренды, обратился в суд с требованием о заключении договора.
Суды первой и апелляционной инстанций, определив правоотношения сторон, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе путем их приватизации или приобретение права аренды.
Для приобретения прав на земельный участок юридическое лицо обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления готовит проект договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что истец не представил теруправлению правоустанавливающие документы на имущество, расположенное в полосе отвода, акт на право постоянного (бессрочного) пользования полосой отвода, кадастровую карту земельного участка и проект границ. Эти обстоятельства признаны судами достаточными для отказа обществу в заключении договора аренды.
Кассационная инстанция считает, что отсутствие у общества акта на право постоянного пользования земельным участком и кадастровой карты не может служить препятствием для рассмотрения вопроса о заключения договора аренды земельного участка.
Предметом договора аренды по данному спору является полоса отвода.
В соответствии со статьей 5 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" земли полосы отвода железных дорог относятся к землям железнодорожного транспорта, которые являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Общество представило суду документы, подтверждающие, что оно производит платежи за землю и полоса отвода находится в его фактическом пользовании.
Теруправление, в свою очередь, не представило доказательств выделения указанных земель какому-либо иному пользователю и наличия по этому вопросу спора между ним и обществом.
Следовательно, отсутствие у общества акта на право постоянного пользования полосой отвода в данном случае не может служить основанием для отказа в заключении договора аренды земельного участка.
Не соответствует нормам материального права также ссылка ответчика на отсутствие у общества кадастровой карты.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты, содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты земельного участка и утверждает проект его границ.
Из содержания изложенной нормы следует, что кадастровая карта может быть изготовлена и по инициативе теруправления. Поэтому факт отсутствия кадастровой карты восполняется в предусмотренном законом порядке и не является обстоятельством для уклонения теруправления от рассмотрения вопроса о заключении договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого участка юридическому лицу, и направляет ему копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет юридического лица устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты земельного участка.
Поскольку указанная процедура сторонами не соблюдена и истец не представил доказательств установления и утверждения границ спорных полос отвода, то договор аренды на предложенных обществом условиях в судебном порядке заключен быть не может.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 284, 285, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 28.07.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-5770/2004-39/142 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2005 г. N Ф08-6565/04 "Истец не представил доказательств установления и утверждения границ полос отвода, поэтому суд правомерно отказал в иске о заключении договора аренды земельного участка на предложенных обществом условиях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании