Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 30 марта 2005 г. N Ф08-1012/05-423А
"В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 в
первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия,
осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного,
социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные
работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности
превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции
(работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день
его государственной регистрации"
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2008 г. N Ф08-8439/07-3295А, от 23 июля 2007 г. N Ф08-4407/2007-1725А, от 18 января 2006 г. N Ф08-6499/05-2566А
ООО "ГазСтройСиб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения ИМНС России по г. Элиста (далее - налоговая инспекция) от 04.06.04 N 14-32/118 и выставленных на его основании требований.
До принятия решения налоговая инспекция в рамках рассматриваемого дела обратилась с заявлением о взыскании с общества 866 876 рублей штрафа.
Решением от 03.12.04 требования общества удовлетворены. Признаны недействительными решение и требования налоговой инспекции от 04.06.04 N 14-32/104. В удовлетворении заявления налоговой инспекции отказано.
Решение мотивировано тем, что поскольку общество получило статус малого предприятия 17.10.01, срок действия льготы по налогу на прибыль у него не истек, поэтому оно вправе использовать ее в дальнейшей деятельности в порядке и на условиях, предоставленных пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований; взыскать с общества 866 876 рублей штрафных санкций за неуплату налога на прибыль.
По мнению подателя жалобы, общество неправомерно применило льготу по налогу на прибыль, поскольку оно не является субъектом малого предпринимательства, так как зарегистрировано после вступления в силу Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и не внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства Республики Калмыкия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2003 год, а также авансовых платежей по налогу на прибыль на I квартал 2004 года, налоговая инспекция вынесла решение от 04.06.04 N 14-32/118 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу начислен штраф в размере 866 876 рублей, а также 4 334 379 рублей налога на прибыль и 138 527 рублей пени.
Налоговый орган установил занижение налога на прибыль и авансовых платежей в результате неправомерного применения обществом льготы, установленной Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
На основании вынесенного решения налоговый орган предъявил обществу требования от 04.06.04 об уплате налога и налоговой санкции.
Удовлетворяя требования общества, суд принял решение по неполно исследованным материалам дела.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации, выданного Московской регистрационной палатой, видно, что 17.10.01 зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "Беринз".
В связи со сменой местонахождения и фирменного наименования общества состоялась государственная регистрация новой редакции устава, общество стало именоваться "ГазСтройСиб" с местом нахождения в Республике Калмыкия, г. Элиста, ул. Ю. Клыкова, д. 1, к. 602. Общество 08.07.02 встало на налоговый учет в ИМНС России по г. Элиста.
Из представленных в материалы дела лицензий следует, что общество имеет разрешение на осуществление инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Согласно штатному расписанию в период с 01.12.01 по 01.01.03 в основном структурном подразделении общества числилось от двух до пяти сотрудников, в 2004 году - 9 сотрудников.
Суд первой инстанции не выяснил, каким штатом сотрудников общество по договорам подряда с Департаментом транспорта, связи, строительства и эксплуатации дорог ЯНАО, ООО "СеверДорСтрой", ООО "СеверГазМонтаж" и другим выполняло работы по ремонту автомобильной дороги "Граница ЯНАО - Пурпе (км 144-км 238), работы по благоустройству п. Яр-Сале, расширению газосборной сети Юбилейного ГМ.
Суд не истребовал и не дал оценку штатному расписанию иных структурных подразделений общества (если таковые имеются); не выяснил, какими силами осуществлялись трудоемкие ремонтно-строительные работы в районах Крайнего Севера; осуществлялись ли эти работы фактически; выполняло ли эти работы общество либо привлекало третьих лиц и по каким договорам.
Без исследования фактических обстоятельств дела суд сделал вывод о том, что общество относится к субъектам малого предпринимательства.
При этом суд не учел положения статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает в строительстве 100 человек.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального Закона от 14.06.95 N 88-ФЗ средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной статьей 3 Закона численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца (пункт 3 статьи 3 Закона).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
С 1 января 2002 Федеральным законом от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль".
В статье 2 названного Федерального закона установлено, что с 01.01.02 Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" утратил силу (за исключением отдельных положений Закона, которые утрачивают силу в особом порядке).
Предусмотренные в пункте 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
Из толкования названных норм следует, что момент возникновения права на льготу определяется днем государственной регистрации юридического лица и применяется малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
Действие льготы по налогу на прибыль (при обязательном условии ее надлежащего подтверждения) для общества начинается с 17.10.01 (дата регистрации ООО "Беринз").
Анализ положений пункта 4 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" позволяет сделать вывод о том, что для решения вопроса о возможности использования рассматриваемой налоговой льготы налогоплательщик должен отвечать одновременно ряду условий: иметь статус малого предприятия; осуществлять один из видов деятельности, поименованных в указанной правовой норме; выручка от деятельности, подпадающей под льготный режим налогообложения, должна составлять более 70 процентов общей суммы выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг); первые два года работы предприятия необходимо исчислять со дня его государственной регистрации.
Статья 4 Федерального Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ предусматривает государственную регистрацию субъектов малого предпринимательства, согласно которой субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления, установленного Правительством Российской Федерации образца, регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции.
В силу того, что судебный акт по настоящему делу принят на основе неполно выясненных обстоятельств дела, он подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо на основании полного, всестороннего исследования фактических обстоятельств дела установить, является ли общество малым предприятием; какой вид деятельности в 2003 году фактически осуществляло общество, и чем это подтверждается; исследовать все фактические обстоятельства дела; с соблюдением норм процессуального права получить документальные доказательства по существу спора, дать им надлежащую правовую оценку; правильно применить нормы права и, с учетом указаний суда кассационной инстанции, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.12.04 по делу N А22-1507/04/14-8 отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд, в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2005 г. N Ф08-1012/05-423А "В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело