ООО "Русский Свет-2000" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Русский Свет" об обязании прекратить использование товарного знака и опубликовать решение суда, а также о взыскании 5 млн. рублей. Иск обоснован тем, что ответчик незаконно использует в коммерческой деятельности товарный знак "Русский Свет", зарегистрированный за истцом.
Решением суда от 09.06.05 в иске отказано на том основании, что ответчик не использовал товарный знак истца для недобросовестной конкуренции, право на использование фирменного наименования принадлежит ООО "Русский Свет-2000".
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение от 09.06.05 и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что словосочетание "Русский Свет" использовалось истцом еще в 1999 году, ответчик нарушает право ООО "Русский Свет-2000" на товарный знак.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал, что словосочетание "Русский свет" используется им только как фирменное наименование, поэтому права истца на товарный знак не нарушаются.
В судебном заседании представитель ООО "Русский свет" поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы заявителя жалобы и выслушав представителя ответчика, считает, что решение от 09.06.05 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, за ООО "Русский Свет-2000" зарегистрирован товарный знак "Русский Свет" с приоритетом на территории Российской Федерации с 22.11.2000 в отношении товаров категорий 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 35, 36, 37, 39, 42.
Истец полагает, что ООО "Русский свет" реализует аналогичные товары и услуги с незаконным использованием товарного знака, зарегистрированного за ООО "Русский Свет-2000".
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) товарный знак - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Использованием товарного знака считается применение его на товарах и (или) упаковке, для которых он зарегистрирован, в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и так далее (статья 22 Закона о товарных знаках). Нарушением прав владельца на товарный знак признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (пункт 2 статьи 4 Закона о товарных знаках). В силу пункта 1 статьи 46 указанного закона несанкционированное использование товарного знака другим хозяйствующим субъектом, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4 этого Закона, является нарушением законодательства о товарных знаках и основанием для применения мер ответственности.
Из материалов дела следует, что ООО "Русский Свет" является фирменным наименованием ответчика, зарегистрированного 31.07.2000.
В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. По смыслу статьи 138 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица.
В свою очередь индивидуализация юридического лица имеет значение постольку, поскольку предполагается участие такого лица в хозяйственном обороте, то есть во внешней деятельности той или иной организации, поэтому право на фирменное наименование не может не включать в себя полномочие на его указание юридическим лицом в своих коммерческих и иных предложениях.
Необходимость для этого зарегистрировать фирменное наименование в качестве товарного знака законом не установлена (нормы Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и "Положения о фирме", утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 22 июня 1927 года, не ставят охраноспособность фирменного наименования в зависимость от факта регистрации).
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие использование ответчиком словосочетания "Русский Свет" в качестве товарного знака. В рекламе ответчик использовал свое фирменное наименование, право на которое он приобретел в установленном порядке до регистрации права истца на товарный знак.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.05 по делу N А32-13582/2004-36/311 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2005 г. N Ф08-4640/05 "Поскольку в рекламе ответчик использовал свое фирменное наименование, право на которое он приобрел в установленном порядке до регистрации права истца на товарный знак, истец не вправе требовать прекратить использование ответчиком фирменного наименования, даже если оно сходно с товарным знаком"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело