Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд к АООТ "Новороссийский винзавод" (далее - завод) с иском об истребовании из чужого незаконного владения: магазина (литера Д), здания администрации/бытовки (литера Е), главного корпуса завода (литеры А, А4, А3, А1, Г4, Г5, Г6, Г7), слесарной мастерской (литера В), парокотельной (литеры Б, Г1), напорного отделения, ограждения территории, освещения территории, металлической площадки-навеса, расположенных по адресу: г. Новороссийск, ул. Революции 1905 года, 37; здания парокотельной (литера В), здания винохранилища, здания купажного цеха (литеры А, Ж, К), проходной, насосной, мастерских, гаражей (литеры В, Д, И, Л, М), бытовки (литера З), здания администрации (литера Е), бассейна, металлических ворот, железобетонного забора, расположенных по адресу: г. Новороссийск, пос. Цемдолина, ул. Золотая рыбка, 7.
Определениями от 21.04.05 и 19.05.05 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУП "Инвестиционно-консалтинговый центр", ООО "Инкраст" и Васильченко В.А.
Решением от 08.08.05, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 17.11.05, иск удовлетворен. Сделку приватизации нельзя считать состоявшейся, так как акт оценки стоимости имущества и план приватизации завода не утверждены соответствующим комитетом; право собственности на спорное имущество у общества не возникло, имущество является федеральной собственностью.
В кассационной жалобе АООТ "Новороссийский винзавод" просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя, суды не учли следующего: - представление документов на регистрацию являлось обязанностью комитета по управлению госимуществом; - с момента регистрации устава завод стал собственником имущества, внесенного в его уставный капитал, в том числе спорных объектов; - завод владеет имуществом на законных основаниях как правопреемник государственного предприятия, что исключает возможность удовлетворения виндикационного иска. Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен. В судебном заседании представитель управления просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению. Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края (ныне - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю), являющийся учредителем завода, 22.12.92 утвердил его устав. Постановлением главы администрации г. Новороссийска от 30.12.92 N 3489 осуществлена регистрация АООТ "Новороссийский винзавод".
Приватизация завода проводилась путем преобразования в акционерное общество открытого типа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (далее - Указ от 01.07.92 N 721).
В соответствии с пунктом 9 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом от 01.07.92 N 721 (далее - Положение о коммерциализации), до 1 ноября 1992 года комитет как учредитель акционерного общества открытого типа представляет для государственной регистрации копию утвержденного плана приватизации, заявку на регистрацию и устав акционерного общества.
Согласно пункту 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (далее - Временное положение), со дня регистрации акционерного общества государственное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества. На баланс акционерного общества передается имущество государственного предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества.
Пунктами 9, 10 раздела 1 Положения о коммерциализации предусмотрено, что комитет по управлению имуществом как учредитель акционерного общества представляет для государственной регистрации общества копию плана приватизации, заявку на регистрацию и устав акционерного общества. С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия принимаются акционерным обществом. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, предусмотрено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении 1 - акте оценки стоимости зданий и сооружений.
На основании предоставленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (приложения 1 - 9 к плану приватизации).
В материалах дела имеется письмо Территориального агентства Госкомимущества России от 30.10.97 N 05-02/3127 министру сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. В письме указано, что согласно заявке трудового коллектива завода комитет утвердил устав АООТ "Новороссийский винзавод", впоследствии заявка и представленные документы по приватизации завода отозваны трудовым коллективом; проспект эмиссии акций не зарегистрирован, форма собственности предприятия не изменена (100% федеральная собственность). К письму приложены план приватизации и устав завода.
Таким образом, начатая процедура приватизации государственного предприятия не завершена в установленном законодательством о приватизации порядке. Следовательно, не возникла и частная форма собственности, государственное предприятие "Новороссийский винзавод" оставалось в федеральной собственности.
Между тем завод под управлением физических лиц с 1992 года осуществлял хозяйственную деятельность. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.05 по делу N А-32-15363/2004-2/123-Б АООТ "Новороссийский винзавод" признано банкротом, открыто конкурсное производство. Статья 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает последствия открытия конкурсного производства. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. В соответствии со статьей 131 названного Закона все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Ввиду изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что удовлетворение иска Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю приведет к нарушению прав кредиторов, подлежащих защите в приоритетном порядке при банкротстве предприятия. В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом как представитель собственника может осуществлять защиту его интересов через участие в деле о банкротстве.
При таких обстоятельствах решение от 08.08.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.05 следует отменить. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 08.08.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8462/2005-36/155 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2006 г. N Ф08-425/06 "Если по решению органа по управлению государственным имуществом, государственное предприятие преобразовано в акционерное общество, но процедура приватизации не завершена, то в случае банкротства общества в конкурсную массу включается все имущество, переданное обществу при преобразовании предприятия"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2006 г., N 3/2006
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело