Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 6 июня 2006 г. N Ф08-2391/06-991А
"Представление полного пакета документов, соответствующих требованиям
статьи 165 Налогового кодекса РФ, не влечет автоматического применения
налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога на добавленную
стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального
экспорта и уплату налога на добавленную стоимость,
в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0
процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок
налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости
представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью
установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков
уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме"
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2007 г. N Ф08-7021/2006-2894А
ООО "Юланда" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сочи (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений налоговой инспекции от 17.12.04 N 5940, 29.04.05 N 11111дсп и 29.04.05 N 10742/11106дсп, обязании налоговой инспекции возместить налог на добавленную стоимость по ставке 0 процентов в сумме 1 163 079 рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л. д. 79).
Общество обратилось с ходатайством о восстановлении срока на обжалование решений от 17.12.04 N 5940, 29.04.05 N 11111дсп и 29.04.05 N 10742/11106дсп (т. 2, л. д. 2 - 3). Решением от 05.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.06, суд частично удовлетворил заявленные требования. Суд признал недействительными решения налоговой инспекции: от 17.12.04 N 5940; 29.04.05 N 10742/11106дсп в части отказа в возмещении 1 163 079 рублей налога на добавленную стоимость у)л. на добавленную стоимость по ставке 0 процентов в сумме 1 163 за август 2004 года и 29.04.05 N 11111дсп и обязал налоговую инспекцию возместить обществу налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в сумме 1 163 079 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Судебные акты в части удовлетворенных требований мотивированы тем, что обществом для применения налоговой ставки 0 процентов представлены все документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для отказа обществу в применении налогового вычета.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.06 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Налоговая инспекция считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин.06.06.06.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда ввиду следующего. Как видно из материалов дела, общество для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость представило в инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за август, сентябрь 2004 года и пакеты документов, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция провела камеральную проверку документов и деклараций по результатам которой приняла решения от 17.12.04 N 5940 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за август 2004 года в сумме 866 639 рублей, от 29.04.05 N 10742/11106дсп об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 459 519 рублей, в том числе за август 2004 года - 1 163 079 рублей, за сентябрь 2004 года - 296 440 рублей и от 29.04.05 N 11111дсп о привлечении общества к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 235 276 рублей и доначислении 1 176 380 рублей налога на добавленную стоимость и 99 363 рублей 49 копеек.
Общество не согласилось с вышеназванными решениями налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы.
Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке; таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
Как усматривается из контракта от 29.07.04 N 643/50459206/00002 (т. 1, л. д. 34 - 42), заключенного между обществом и компанией "Ocean blade shipping company" (Кипр), предметом являются взаимоотношения сторон по поставке припасов (дизельное топливо, мазут топочный, печное топливо, топливо судовое маловязкое) на морские суда покупателя или суда, с судовладельцами которых покупатель заключил договор или соглашение на обслуживание судна (пункт 1.1 Контракта).
Вывод судов о том, что общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации и у налогового органа не имелось оснований для отказа обществу в применении налогового вычета, является недостаточно обоснованным.
В материалах дела отсутствует таможенная декларация на припасы с отметками таможенного органа о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем, суды не учли, что представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога на добавленную стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Из материалов дела видно, что основанием принятия налоговым органом решений от 17.12.04 N 5940, 29.04.05 N 11111дсп, 29.04.05 N 10742/11106дсп явилось непредставление полного пакета документов, подтверждающих право на применение ставки 0 процентов.
В отзыве на заявление общества налоговая инспекция указала, что фактически общество в суд первой инстанции представило новый пакет документов, который налоговым органом не проверялся, однако, в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не дал оценку этим доводам.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.07.04 N 1200/04 разъяснил, что при рассмотрении дела о признании решения налоговой инспекции недействительным, оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения права на налоговые вычеты.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для принятия правильного решения, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду, с учетом изложенного, необходимо установить фактические обстоятельства по делу, предложив лицам, участвующим в деле, представить необходимые документы, оценить представленные доказательства и доводы сторон, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-31997/2005-33/786-59/680 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2006 г. N Ф08-2391/06-991А "Представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса РФ, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога на добавленную стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело