См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2004 г. N Ф08-864/04-339А
ОАО "Флот Новороссийского морского торгового порта" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения налоговой инспекции от 20.05.05 N 296.
Решением суда от 22.03.06 признано недействительным решение налоговой инспекции от 20.05.05 N 296 в части отказа обществу в праве на применение налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров в режиме перемещения припасов в сумме 59 087 309 рублей, отказа в возмещении 10 942 145 рублей налога на добавленную стоимость.
Судебный акт мотивирован следующим. Общество выполнило все требования налогового законодательства для возмещения НДС. Выводы налоговой инспекции об отсутствии реального передвижения товара по сделкам с ООО "Анклав" и ООО "Юланда" суд оценил как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.03.06 и отказать обществу в заявленных требованиях. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение налоговой инспекции правомерно, поскольку в представленных заявках на погрузку припасов отсутствуют сведения о порте назначения и стране назначения, общество не представило пакет документов по топливу, погруженному на суда под Российским флагом, не представлены сведения о судовладельце судна и договоры фрахтования судна, не подтвержден документально факт реализации топлива иностранному лицу. Суд не исследовал и не дал надлежащей оценки доводу общества об отсутствии в товаросопроводительных, транспортных документах указания на место, находящееся за пределами таможенной территории России.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела и установлено судом, общество для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за январь 2005 г. и документы для обоснования применения указанной ставки.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку документов, а также налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов за январь 2005 г. и по результатам проверки вынесла решение от 20.05.05 N 296, которым подтвердила обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении 1 702 385 рублей, признала необоснованным применение налоговой ставки 0 процентов в отношении 59 087 309 рублей и отказала в возмещении 10 942 145 рублей НДС.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось отсутствие в представленных заявках на погрузку припасов сведений о порте и стране назначения. Общество также не представило пакет документов по топливу, погруженному на суда под Российским флагом, не представлены сведения о судовладельце судна и договоры фрахтования судна, не подтвержден документально факт реализации топлива иностранному лицу. Кроме того, сделки по закупке нефтепродуктов у ООО "Юланда" и ООО "Анклав" носят формальный характер.
Общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях указанной статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
Статья 165 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В силу пункта 1 данной статьи при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 данной статьи, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации. При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
Таможенное оформление припасов, перемещаемых на морских (воздушных) судах через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, осуществляется в соответствии с приложением к приказу ГТК Российской Федерации от 19.10.01 N 1000 (далее - Приложение).
Пунктом 2 Приложения установлено, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимаются при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки с отметками таможенного органа о выпуске товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов (пункт 7 Приложения). В качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы (пункт 8 Приложения). В соответствии с пунктом 10 Приложения в заявке должны содержаться следующие сведения: код таможенного режима (в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации); о транспортном средстве, на которое будут погружены припасы (название морского судна, бортовой номер воздушного судна или номер поезда), его национальная принадлежность; о лице, осуществляющем погрузку; дата, место и приблизительное время погрузки; порт (аэропорт, станция) и страна назначения (указанная в транспортных документах) морского, воздушного судна или поезда при отправлении с таможенной территории Российской Федерации; наименования товаров (припасов), их количество (в основной и дополнительной единицах измерения); дата подачи заявки. Заявка должна быть подписана уполномоченным лицом.
Согласно пункту 21 раздела III Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.03 N 915 в случае отсутствия каких-либо сведений о стране назначения в графах 17 "Страна назначения" и 17а "Код страны назначения", соответственно, указываются "Неизвестна" и "000" (нули).
В подтверждение применения налоговой ставки 0 процентов общество представило контракт от 31.12.03 N АХ-F 01/2004 с компанией "Axial Service LTD" (Кипр) и дополнительные соглашения к нему, выписки банка, заявки на погрузку припасов, бункерные расписки, инвойсы.
Суд первой инстанции установил и это подтверждается материалами дела, что общество в налоговый орган представило заявки на погрузку припасов с отметками таможенного органа "Погрузка разрешена" и "Товар вывезен", но не содержащие сведения о порте и стране назначения морского судна, однако принятые таможенными органами к рассмотрению и оформлению.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод налоговой инспекции о нарушении обществом пункта 10 Приложения. Вывод суда относительно оформления заявок, фактически заменяющих таможенную декларацию, является правильным. На основании статьи 264 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Кроме того, письмом от 09.06.05 N 37-57/12328 Новороссийская таможня подтвердила правильность заполнения заявок на перемещение припасов и необходимость руководствоваться при этом Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК Российской Федерации от 21.08.03 N 915.
Налоговая инспекция отказала обществу в возмещении НДС при реализации топлива для бункеровки Российских теплоходов "Ленинский комсомол" и "Волгодон-203". Суд первой инстанции установил и указанное подтверждается материалами дела, что в контракте общества и инопартнера оговорено, что топливо поставляется для вывоза на судах в таможенном режиме перемещения припасов; поставленное топливо было фактически вывезено за пределы Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налоговой инспекции о неподтверждении реализации на экспорт топлива, погруженного на суда под Российским флагом. Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Требования статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой отказ в принятии к налоговому вычету или возмещении сумм НДС, предъявленных продавцом.
По смыслу указанных норм для получения права на вычеты по НДС необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.01 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.
Установление в ходе судебного заседания факта недобросовестности налогоплательщика влечет отказ в удовлетворении требований о возмещении уплаченного НДС. Для подтверждения обоснованности налоговых вычетов общество представило книгу покупок, договора с поставщиками, счета-фактуры, платежные поручения, факт недобросовестности налогоплательщика налоговой инспекцией не доказан. Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.06 по делу N А32-33566/2005-54/879 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2006 г. N Ф08-3601/06-1548А "Для получения права на вычеты по НДС необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело