См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2006 г. N Ф08-3459/06-1494А
Общество с ограниченной ответственностью "Филин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 03.02.06 N 39 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 11.05.06 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что налоговая инспекция нарушила порядок привлечения общества к административной ответственности.
Постановлением суда кассационной инстанции от 10.08.06 указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суд отказал в удовлетворении заявления. Решение мотивировано тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой на решение от 27.10.06, в которой просит судебный акт отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку сопроводительные документы на проверяемую алкогольную продукцию были представлены в налоговый орган до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 27.01.2006 N 064 налоговая инспекция провела проверку кафе "Анна", принадлежащего обществу, по вопросам подтверждения легальности оборота алкогольной продукции и соблюдения правил реализации алкогольной и табачной продукции. В ходе проверки установлено, что общество по первому требованию не представило документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции. Представленные 01.02.06 документы оформлены ненадлежащим образом: в разделе Б справки к товарно-транспортной накладной на водку "Русский стандарт" и "Звезда Улугбека" отсутствует должность, Ф.И.О., оттиск печати получателя.
По данному факту налоговая инспекция составила протокол об административном правонарушении от 01.02.06 N 001096 и вынесла постановление от 03.02.2006 N 39 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд исходил из того, что непредставление в момент проверки документов на реализуемую алкогольную продукцию, подтверждающих легальность ее производства и оборота, образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод сделан без учета фактических обстоятельств дела и норм материального права.
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", пунктами 11, 12 раздела I и пункта 139 раздела ХIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (в редакции от 08.02.06 N 80) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции. Формы справок и правила их заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.05 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.05 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации".
Согласно пункту 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.05 N 864, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за следующие нарушения правил розничной продажи алкогольной продукции: за розничную продажу алкогольной продукции: 1) без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, 2) без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции; 3) без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежит привлечению к административной ответственности в случае нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 Кодекса.
Из материалов дела видно, что представленные заявителем 01.02.06 документы на алкогольную продукцию оформлены ненадлежащим образом: в разделе Б справки к товарно-транспортной накладной на водку в разделе Б справки к товарно-транспортной накладной на водку "Русский стандарт" и "Звезда Улугбека" отсутствуют указание на должность, Ф.И.О., нет оттиска печати получателя.
Протокол об административном правонарушении от 01.02.06 N 001096 содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, применение мер административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов производится на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 3 указанной статьи Кодекса.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 27.10.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6172/06-48/184-9АЖ/06-48/475-67АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску от 03.02.06 N 39 о привлечении ООО "Филин" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2007 г. N Ф08-615/07-258А "У налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело