Открытое акционерное общество "Ставропольнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) от 10.07.06 N 00067 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 24 октября 2006 года заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных накладных образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил решение оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 06.05.06 N 90 налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросу соблюдения правил реализации алкогольной и табачной продукции. В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции с ненадлежащим образом оформленными товарно-транспортными накладными на алкогольную продукцию. В разделах А и Б справок к ТТН указана лицензия организации N с000404, рег. N 02022387 от 30.01.06. Фактически общество осуществляет торговлю алкогольной продукцией в соответствии с лицензией N с000759, рег. N 02022688 от 21.04.06.
До составления протокола об административном правонарушении, а именно 13.06.06, общество представило в налоговую инспекцию надлежащим образом оформленные документы с указанием правильных реквизитов лицензии.
Налоговой инспекцией 03.07.06 составлен протокол N 002646 об административном правонарушении и 10.07.06 вынесено постановление N 000673 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Постановление обжаловано в арбитражный суд. При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных накладных образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса, следовательно, налоговая инспекция неправомерно квалифицировала действия общества по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, подлежащего квалификации по части 2 статьи 14.16 Кодекса.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) содержится запрет оборота этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота. В силу пункта 2 статьи 16 указанного Закона при продаже алкогольной продукции продавец обязан иметь в наличии информацию о легальности ее производства и обязательной сертификации, которую должен представить по требованию покупателя.
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, пунктами 11, 12 раздела I и пункта 139 раздела ХIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (в редакции от 08.02.06 N 80) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции. Формы справок и правила их заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.05 N 872 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации".
Отсутствие на момент проверки сопроводительных документов на реализуемую продукцию является нарушением иных правил продажи алкогольной продукции; ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника либо без справки к товаротранспортной накладной влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как видно из материалов дела, сертификаты соответствия и справки к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию не были представлены в момент проведения проверки - 07.06.06, но были представлены обществом - 13.06.06.
По смыслу части 2 статьи 14.16 Кодекса ответственность установлена за отсутствие указанной документации, а не за ее непредставление контролирующим органам.
В данном случае допущенное обществом правонарушение является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса. Учитывая изложенное, основания для отмены постановления от 10.07.06 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса у суда отсутствовали.
Поскольку суд установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24 октября 2006 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11590/06-С7 отменить. В удовлетворении заявленных ОАО "Ставропольнефтепродукт" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2007 г. N Ф08-566/07-241А "Отсутствие на момент проверки сопроводительных документов на реализуемую продукцию является нарушением иных правил продажи алкогольной продукции; ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело