См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2008 г. N Ф08-2769/2008
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "АРЗИЛ" (далее - общество) о взыскании 709 566 рублей 68 копеек штрафа за непредставление отчетности по форме N 12.
Решением от 12.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.07, исковые требования удовлетворены. Суд признал доказанным совершение ответчиком как ответственным хранителем правонарушения в виде непредставления отчетности по форме N 12 за 2005 год.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ответчик считает, что у него не возникло обязательства по ответственному хранению средств государственного резерва, поскольку договор хранения с ним не заключен. Он также указывает на отсутствие своей вины в необеспечении сохранности ценностей мобилизационного резерва, так как они были похищены, о чем свидетельствуют материалы уголовного дела N 15183. Кроме того, общество не согласно с расчетом суммы штрафа.
В отзыве управление просит жалобу отклонить, указывая на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы и просил учесть, что штраф не подлежит взысканию. Представитель управления просил отклонить жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить.
Как видно из материалов дела, первоначальным ответственным хранителем спорных материальных ценностей государственного резерва являлось ОАО "Георгиевский арматурный завод имени Ленина" (далее - завод).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края завод признан несостоятельным (банкротом), определением от 16.06.03 конкурсное производство в отношении его завершено.
В письме от 01.10.02 N 1-эр-моб/1316 Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края уведомило управление о согласии общества принять на ответственное хранение материальные ценности, находящиеся у завода. По акту приема-передачи от 26.12.02 ответчик принял от завода материальные ценности мобилизационного резерва (л. д. 54). В пункте 4 акта указано, что передача материальных ценностей мобилизационного резерва будет произведена по фактическому наличию, по материалам инвентаризации материальных ценностей и сведений о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва (форма N 12). Общество с актом контрольной проверки от 24.04.06 и актом недостачи от 03.03.06 не согласно, о чем сделало в них отметки (л. д. 47, 52). Из содержания акта от 24.04.06 следует, что в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривалось дело N А63-51/2003-Сс о взыскании с завода стоимости самовольно израсходованных материалов.
Возложенное на общество мобилизационное задание прекращено. Однако выпуск материальных ценностей в установленном порядке не произведен. Указанное обстоятельство стороны не оспаривают.
Статьями 1 и 2 Федерального закона 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" определено, что государственный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Законом. Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва представляет собой хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у хранителя. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата признается разбронированием материальных ценностей государственного резерва.
Пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" установлено, что в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 % стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Руководствуясь нормами главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно пришли к выводу, что ответчик является хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва.
В силу пункта 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" размер подлежащего взысканию штрафа зависит от стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Общество возражает против представленных актов, отмечая недоказанность передачи материальных ценностей в количестве, указанном управлением, поэтому без установления количества принятого на хранение имущества определить размер штрафа не возможно. С учетом изложенного суду при новом рассмотрении дела необходимо исследовать материалы инвентаризации материальных ценностей, согласно которым на хранение обществу переданы материальные ценности от завода, сведения о наличии материальных ценностей мобилизационного резерва, составляемые по форме N 12, основания, по которым управление предъявило требования о взыскании штрафа с учетом налога на добавленную стоимость, а также уточнить вопрос в связи с чем проводилась выборочная проверка наличия на хранении у общества материальных ценностей мобилизационного резерва. Дополнительной проверке подлежит довод ответчика о несогласии с расчетом штрафа.
В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно статье 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 Кодекса применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу Закона. Ответчик согласно акту принял фактически материальные ценности завода, поэтому в силу статьи 886 Кодекса обязан был их хранить. С учетом изложенного довод жалобы о том, что ответчик не является хранителем, кассационная инстанция отклоняет.
Довод ответчика о прекращении обязательства по возмещению стоимости материальных ценностей в связи с возбуждением уголовного дела по факту кражи кассационная инстанция отклоняет. В силу статьи 901 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 Кодекса. Ответчик не доказал, что принимал все необходимые меры для сохранности материальных ценностей, следовательно, не может быть освобожден от ответственности за утрату имущества.
Кассационная инстанция не принимает довод общества о том, что он не обязан предоставлять сведения о наличии материальных ценностей мобрезерва управлению. Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" за несвоевременное представление установленной отчетности предусмотрен штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение. В соответствии со статьей 18 Закона отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Формы статистической и бухгалтерской отчетности разрабатываются Государственным комитетом Российской Федерации по государственным резервам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Инструкция об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобилизационного резерва от 08.04.93 предписывает хранителям ежегодно составлять отчет о наличии материальных ценностей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 12.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу NА63-9655/06-С3 отменить, направить дело в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2007 г. N Ф08-2579/07 "Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" за несвоевременное представление установленной отчетности предусмотрен штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело