ООО "Старопольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - УФК), Министерству финансов Ставропольского края (далее - минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Минераловодской территориальной государственной администрации (далее - управление) о взыскании 215 360 рублей 45 копеек задолженности (убытков) по договору от 01.01.04 N 49/30-6/03-0091/04, возникшей в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате газа в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон) с 01.03.04 по 01.12.04.
Решением от 08.12.06 спорная сумма взыскана с Минфина России за счет казны Российской Федерации. В отношении администрации производство по делу прекращено в связи с ликвидацией указанного лица. К остальным ответчикам в иске отказано. Суд указал, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета средств на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов лежит на Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.07 решение от 08.12.06 изменено. Апелляционная инстанция исключила из суммы долга НДС и взыскала 182 508 рублей 86 копеек.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление. Заявитель указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению. Согласно Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" расходы, связанные с реализацией Закона финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей их компенсацией из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Минфин России полагает, что взыскание необходимо производить за счет бюджета Ставропольского края и местного бюджета. Кроме того, обязанность по возмещению расходов из федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом возможна только при подтверждении фактически понесенных расходов. По мнению заявителя, спор связан с бюджетно-финансовыми правоотношениями, поэтому неподведомственен арбитражному суду.
Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 01.01.04 общество и управление заключили договор N 49-6/03-0223, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льготы, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных с 01.03.04 по 01.12.04 в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 215 360 рублей 45 копеек.
Факт предоставления льгот населению г. Минеральные Воды и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актом сверки количества граждан, пользующихся льготами, реестрами граждан, проживающих в г. Минеральные Воды и пользующихся льготой, копиями удостоверений и справок льготников, счетами-фактурами. Указанные обстоятельства исследованы судом, сумма расчета убытков признана правильной. Минфин России не предоставил доказательств, свидетельствующих о недостоверности этих сведений.
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2003 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
При рассмотрении спора суд установил, что минфин края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона) следует, что все денежные средства, поступившие минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.
В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию.
Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункты 17 и 18).
При таких обстоятельствах доводы Минфина России, изложенные в жалобе, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции правомерно исключил из суммы задолженности НДС, поэтому постановление надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 26.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-16996/2006-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2007 г. N Ф08-3494/07 "Суд правомерно взыскал с казны РФ в пользу общества убытки, возникшие в связи с предоставлением услуг по газоснабжению гражданам, имеющим льготы по их оплате"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело