ОАО "Пивоваренный завод "Майкопский"" (далее - общество, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонному отделу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея (далее - служба судебных приставов) об уменьшении размера исполнительского сбора до одного минимального размера оплаты труда.
Решением от 02.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.03.07, суд снизил размер исполнительского сбора в отношении общества до 1% от взыскиваемой суммы, что составляет 15 110 рублей. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П, предусмотренный пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) размер взыскания (7 % от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. Установив тяжелое финансовое положение должника, суд счел возможным снизить размер исполнительского сбора в отношении общества до 1%.
В кассационной жалобе служба судебных приставов просит отменить решение от 02.11.06 и постановление от 14.03.07, отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что в соответствии со статьей 81 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор исчисляется в размере 7 % от взыскиваемой суммы по исполнительному документу. Указанная санкция относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнения исполнительного производства. У судебных инстанций отсутствовали основания для снижения размера исполнительского сбора, поскольку общество не доказало наличие объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той степени осмотрительности и заботливости, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, возложенной судебным приставом-исполнителем. Должник погасил задолженность в размере 1 511 тыс. рублей после принятия мер принудительного исполнения, по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного листа.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, и установлено судебными инстанциями, судебный пристав-исполнитель постановлением от 15.08.06 принял исполнительный лист от 26.05.06 N 001591 Арбитражного суда Республики Адыгея о взыскании с общества в пользу ООО "Время" 1 511 тыс. рублей задолженности, возбудил исполнительное производство, обязал должника в пятидневный срок со дня уведомления добровольно исполнить требования исполнительного документа (л. д. 30).
По истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 30.08.06 о взыскании с общества 105 110 рублей исполнительского сбора. Постановление мотивировано тем, что с общества подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы, поскольку должник в установленный срок не исполнил требование исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю не сообщил о наличии уважительных причин неисполнения обязанности (л. д. 7).
Согласно статье 4 Закон об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов являются обязательными для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В случае их невыполнения он принимает меры, предусмотренные данным федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 81 названного Закона в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы.
В пункте 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П указано: "Правоприменитель (в рассматриваемой ситуации - арбитражный суд) обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона".
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а его размер - 7% от взыскиваемой суммы является лишь допустимым максимумом, верхней границей и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Оценив предоставленные доказательства и обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для взыскания исполнительского сбора в максимальном размере не имелось, его размер подлежал уменьшению с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и возникших обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у суда оснований для снижения размера исполнительского сбора подлежат отклонению. При рассмотрении дела судебные инстанции учли финансовое положение должника (решением от 18.04.06 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введено конкурсное производство), наличие большой кредиторской задолженности. Кроме того, из материалов дела видно, что общество погасило задолженность перед ООО "Время" в полном объеме платежным поручением N 19 от 01.09.06.
Суд принял во внимание указанные обстоятельства и с учетом пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П, согласно которому взыскание исполнительского сбора должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, правомерно уменьшил сумму исполнительского сбора до 1%, т. е. до 15 110 рублей.
При рассмотрении заявления суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Содержащиеся в решении и постановлении апелляционной инстанции выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 02.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 14.03.07 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1788/06-8 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2007 г. N Ф08-4273/07 "Суд правомерно уменьшил подлежащий взысканию исполнительский сбор, поскольку имелись уважительные причины неисполнения должником требований исполнительного листа в установленный срок"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело