ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Владикавказа (далее - администрация) о признании права собственности на здание Детской железной дороги общей площадью 818,7 кв. м, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, проспект Коста, 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением от 16.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.07, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не приватизировало спорный объект, сроки приобретательной давности не истекли, учет объекта на балансе истца сам по себе не свидетельствует о возникновении у него прав на это имущество.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, признать за ним право собственности на здание Детской железной дороги. Заявитель указывает, что спорное имущество не значится в реестрах федерального и муниципального имущества, а также в реестре собственности Республики Северная Осетия-Алания. Ответчик и привлеченные к участию в деле третьи лица возражений по поводу исковых требований не заявили. ОАО "РЖД" владеет зданием как своим собственным недвижимым имуществом, содержит штат работников, уплачивает все виды налогов, производит текущие и капитальные ремонты.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" повторила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2004 году при проверке зданий и сооружений, находящихся на балансе Локомотивного депо "Прохладная", выявлен объект основных средств - здание общей площадью 818,7 кв. м, расположенное в Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, проспект Коста, 30. Указанный объект построен МПС РФ в 1968 году хозяйственным способом и с этого момента состоит на балансе Минераловодского Локомотивного депо, а с 2003 года - ОАО "РЖД", однако, ошибочно не включен в передаточный акт в процессе приватизации ОАО "РЖД".
Истец, считая себя собственником указанного здания в силу статей 218, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском о признании за ним права собственности.
Разрешая спор, суды обоснованно отказали ОАО "РЖД" в признании права собственности на спорное имущество в силу норм о приобретательной давности. Вместе с тем отказывая в иске о признании права собственности по основаниям, предусмотренным статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды не учли следующего.
Спорный объект до приватизации ОАО "РЖД" относился к имуществу железнодорожного транспорта и находился на балансе одного из предприятий - Локомотивного депо "Прохладная".
Таким образом, спорный объект, находившийся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации, в силу статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" и пункта 4 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относился к федеральной собственности.
Доказательства отнесения спорного имущества к республиканской либо муниципальной собственности не представлены, в соответствующих реестрах здание не значится. Привлеченные к участию в деле администрация г. Владикавказа, Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания прав на данное имущество не заявили.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта был установлен Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Закона).
Распоряжением от 30.06.2003 N 882-р Правительства Российской Федерации утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД" на основании сводного передаточного акта. Сводный передаточный акт устанавливает, что ОАО "РЖД" принимает имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно передаточным актам на имущество, обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта. Передаточные акты составляют приложения 1 - 987 к Сводному передаточному акту и являются его неотъемлемой частью.
Согласно доводам истца, Локомотивное депо "Прохладная" включено в данный перечень, имущество предприятия передано его собственником в уставный капитал ОАО "РЖД" по сводному передаточному акту от 30.09.2003. В передаточный акт включены все объекты, кроме здания Детской железной дороги, которое не вошло в акт ошибочно.
При рассмотрении данного спора следует учитывать, что в процессе приватизации имущество организаций федерального железнодорожного транспорта передавалось по сводному передаточному акту ОАО "РЖД" не отдельными объектами, а как единые имущественные комплексы (с правами и обязанностями). В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Отсюда следует, что ОАО "РЖД" должно было передаваться все имущество предприятий, включенных в Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденный распоряжением от 30.06.2003 N 882-р Правительства Российской Федерации, если в отношении отдельных объектов не приняты специальные акты. Такие доказательства в материалы дела не представлены.
Ввиду изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении, учитывая, что имущество организаций федерального железнодорожного транспорта передается ОАО "РЖД" как имущественные комплексы, суду необходимо выяснить, в состав какого предприятия входило спорное здание и передавалось ли это предприятие в уставный капитал ОАО "РЖД". Суду также необходимо в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решить вопрос о замене ненадлежащего ответчика - администрации г. Владикавказа на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания, поскольку спорное имущество до приватизации ОАО "РЖД" являлось федеральной собственностью. В суде первой инстанции соответствующее ходатайство было заявлено администрацией г. Владикавказа, однако суд его не рассмотрел (л.д. 119, т.1).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.07.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.07 по делу N А61-672/07-13 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф08-7781/07 "В процессе приватизации имущество организаций федерального железнодорожного транспорта передавалось по сводному передаточному акту ОАО "РЖД" не отдельными объектами, а как единые имущественные комплексы, поэтому ОАО "РЖД" должно было передаваться все имущество предприятий, включенных в Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденный распоряжением от 30 июня 2003 г. N 882-р Правительства РФ, если в отношении отдельных объектов не приняты специальные акты"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело