ООО "Саравто-Юг-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 19.12.06 N 48618 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, от 19.12.06 N 57205 о взыскании сумм налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 19.12.06 N 64069 - 64076.
Решением суда от 12.11.07 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка взыскания, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция не представила доказательств направления требования от 22.11.06 N 204917 об уплате налогов и пеней по фактическому адресу местонахождения налогоплательщика. Указанное требование не получено обществом. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.07 по делу N А32-28627/2006-59/493 решение Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Краснодарскому краю от 14.11.06 N 16-13/796, на основании которого вынесены обжалуемые ненормативные акты, признано недействительным. Обстоятельства, установленные решением суда по делу N А32-28627/2006-59/493, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются преюдициальными.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 12.11.07, считая его принятым на основе неправильного применения норм материального права. Податель жалобы указывает, что при направлении требования от 22.11.06 N 204917 об уплате налогов и пеней по месту учета налогоплательщика, руководствовался пунктом 5 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Возложение на налоговый орган обязанности направлять требование об уплате налогов и пеней по фактическому адресу налогоплательщика (не указанному ЕГРЮЛ) неправомерно. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.07 по делу N А32-28627/2006-59/493, на которое сослался суд, отменено постановлением апелляционной инстанции от 04.12.07. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа указанные судебные акты отменил, направив дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Краснодарскому краю в порядке контроля за деятельностью ИФНС России N 3 по г. Краснодару провело повторную выездную проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.12.04, по результатам которой составлен акт от 14.09.06 N 16-13/568 дсп.
Решением от 14.11.06 N 16-13/796дсп обществу доначислено 19 378 600 рублей налога на добавленную стоимость, 7 174 100 рублей пени, 3 354 600 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; 28 601 500 рублей налога на прибыль, 7 772 300 рублей пени, 5 715 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; 20 161 500 рублей штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес общества выставлено требование от 22.11.06 N 204917 об уплате начисленных сумм налогов и пеней.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования в добровольном порядке налоговая инспекция приняла решения от 19.12.06 N 48618 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, от 19.12.06 N 57205 о взыскании сумм налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также в банк направлены инкассовые поручения от 19.12.06 N 64069 - 64076.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Пунктом 2 названной статьи Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В пункте 18 постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (пункт 5 статьи 69 Кодекса). Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Порядок и условия постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе определены статьями 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых организациях по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Согласно представленных в дело реестров заказной корреспонденции от 03.12.06 и от 22.12.06 спорное требование направлялось заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества: г. Краснодар, ул. Димитрова, 1. Однако, как указывает заявитель, данное требование им не получено.
Суд указал на необходимость направления требования от 22.11.06 N 204917 по адресу фактического местонахождения налогоплательщика (г. Краснодар, ул. Тихорецкая, 5/1), который, как видно из представленных в дело доказательств, был известен налоговому органу. Суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка взыскания, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство послужило основанием для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Решения от 19.12.06 N 48618 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, от 19.12.06 N 57205 о взыскании сумм налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также направленные в банк инкассовые поручения от 19.12.06 N 64069 - 64076 вынесены на основании решения Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Краснодарскому краю от 14.11.06 N 16-13/796. Указанным решением доначислены налоги, пени и штрафы в связи с переквалификацией сделок, заключенных обществом с третьими лицами и признание их ничтожными.
Поскольку обязанность по уплате налогов основана на изменении юридической квалификации сделок, налоговая инспекция в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации лишена возможности взыскивать задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям во внесудебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительными оспариваемые ненормативные акты налогового органа по бесспорному взысканию этих сумм.
Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.07 по делу N А32-3194/2007-33/96 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 марта 2008 г. N Ф08-995/08-338А "Поскольку обязанность по уплате налогов основана на изменении юридической квалификации сделок, налоговая инспекция в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ лишена возможности взыскивать задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям во внесудебном порядке"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело