Федеральное государственное учреждение "Кавказская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИ МНС России N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными: решения налоговой инспекции от 14.12.04 N 11-02-658 в части пунктов 1 - 6 раздела I резолютивной части, требования об уплате налога от 21.12.04 N 740 в части пунктов 1, 3 - 6, 9, требования об уплате налоговых санкций от 21.12.04 N 78 в части пунктов 1, 3 - 7.
Решением суда от 29.03.05 требования учреждения удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не доказала в обжалуемой части правомерности вынесения решения от 14.12.04 N 11-02-658 и выставления требования об уплате налога от 21.12.04 N 740, требования об уплате налоговой санкции от 21.12.04 N 78.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 29.03.05, принять новый судебный акт. Кассационная жалоба мотивирована тем, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ФГУ "Кавказская районная станция по борьбе с болезнями животных" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 01.08.04.
Налоговая инспекция в ходе проведения проверки сделала вывод о том, что деятельность учреждения в части оказания услуг по ветеринарно-санитарной экспертизе, оформлению ветеринарных документов и сопутствующих услуг, лабораторным исследованиям (в части исследования продуктов животного и растительного производства кормов), ветеринарно-санитарному обследованию объектов и выдаче официальных заключений, санитарно-профилактической работе не является видом деятельности по оказанию ветеринарных услуг.
По мнению налоговой инспекции, в отношении такой деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В обоснование своего вывода налоговая инспекция указывает, что для целей главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации под ветеринарными услугами следует понимать платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 по коду подгруппы 083000, то есть услуги, связанные с лечением домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 03.11.04 N 11-02-389 и вынесла решение от 14.12.04 N 11-02-658, которым учреждению доначислены налоги, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 109 913 рублей, налог на прибыль в сумме 319 423 рублей, налог с продаж в сумме 199 221 рубля 60 копеек, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 16 504 рублей; начислены пени, в том числе на неуплату: налога на добавленную стоимость в сумме 55 015 рублей, налога на прибыль - 48 045 рублей, налога с продаж - 58 760 рублей 50 копеек, налога на пользователей автодорог - 4 712 рублей; учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за неуплату: налога на добавленную стоимость в сумме 21 982 рублей 60 копеек, налога на прибыль - 63 884 рублей 60 копеек, налога с продаж - 39 844 рублей, налога на пользователей автомобильных дорог - 3 300 рублей 80 копеек, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль - 7 504 рублей 80 копеек.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
До 01.01.03 действовал Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Закон Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". С 01.01.03 вступала в силу глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", а также Закон Краснодарского края от 05.11.02 N 531-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания ветеринарных и зооуслуг.
Пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении поименованных в ней видов деятельности, в том числе и оказания ветеринарных услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации определяется порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 названной статьи.
Согласно подпункту 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 23.10.02 N 531-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Краснодарского края применяется в отношении оказания ветеринарных услуг.
Согласно пункту 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.98 N 898, к ветеринарным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарносанитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения.
Таким образом, вывод инспекции о неправомерности применения учреждением единого налога на вмененный доход при оказании услуг по указанному виду ветеринарных услуг в проверенном периоде является необоснованным и противоречит законодательству.
Соответственно неправомерно доначисление указанных налогов, пеней и привлечение учреждения к ответственности за их неуплату и непредставление декларации по налогу на прибыль.
Из изложенного следует, что суд правомерно удовлетворил требования учреждения в части налогов, пени и штрафов, начисленных в связи с неприменением налоговой инспекцией положений законодательства о едином налоге на вмененный доход.
Вместе с тем, суд не оценил доводы налоговой инспекции относительно начисления налога на прибыль за 2002 год. В акте проверки указано, что учреждение, в нарушение требований статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснованно включило в расходы, уменьшающие сумму полученных доходов, расходы, не учитываемые в целях налогообложения, в сумме 569 715 рублей. В состав этих расходов учреждение включило сумму уплаченных в бюджет налогов и штрафов за нарушение налогового законодательства, расходы по приобретению амортизируемого имущества и на содержание вышестоящей организации.
В решении суда в нарушение требований статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда о необоснованном начислении налога на прибыль, отсутствуют ссылки на нормы права, на основании которых отвергнуты доводы налоговой инспекции относительно налога на прибыль за 2002 год.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части начисления налога на прибыль, соответствующих пени и штрафа за 2002 год с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует установить правомерность включения в состав расходов указанных в акте проверки налогов, штрафов и расходов на приобретение амортизируемого имущества и на содержание вышестоящей организации; истребовать первичные документы, подтверждающие указанные расходы; проверить расчет налога на прибыль, а также пени и штрафа. На основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств, материалов дела и доводов сторон вынести законное и обоснованное решение.
В остальной части основания для отмены или изменения решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.05 по делу N А32-3342/2005-59/173 отменить в части признания недействительными решения от 14.12.04 N 11-02-658, требований от 21.12.04 N 740 и N 78 МИ МНС России N 5 по Краснодарскому краю в части доначисления налога на прибыль, пени и штрафа за 2002 год.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда от 29.03.05 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2005 г. N Ф08-3226/05-1317А "Вывод налоговой инспекции, о неправомерности применения учреждением единого налога на вмененный доход при оказании ветеринарных услуг в проверенном периоде является необоснованным и противоречит законодательству"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело