Администрация муниципального образования Ейский район (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа и бездействия Ейского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) от 15.08.06 N 065/2006-136 в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, просила обязать заинтересованное лицо зарегистрировать указанный договор.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края и крестьянское (фермерское) хозяйство "Стелла" (далее - хозяйство).
Решением от 10.09.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.07, признан недействительным отказ регистрационной службы от 15.08.06 N 065/2006 - 136 в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 18.04.06. N 0800000021, как противоречащий Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суд обязал регистрационную службу устранить допущенные нарушения прав администрации и хозяйства путем регистрации указанного договора аренды.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Регистрационная служба считает, что у администрации отсутствовали полномочия распоряжаться земельным участком, который относится к фонду перераспределения земель и является краевой собственностью. Наличие договора аренды земельного участка не препятствовало включению его в состав земель фонда перераспределения.
В судебном заседании представитель регистрационной службы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу хозяйство просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Администрация в судебном заседании поддержала возражения против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, на основании постановления главы Ейского района от 12.04.04. N 342 "Об утверждении площади земельных участков и продлении арендных отношений с КФХ "Стелла" администрация и хозяйство на десять лет заключили договор от 18.04.05 N 0800000021 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 492 000 кв. м, расположенного в Ейском районе, Трудового с/о, предоставленного арендатору для производства сельскохозяйственной продукции (кадастровый номер 23:08:06:02 001:0024).
13.07.06 глава хозяйства обратился в Ейский отдел регистрационной службы с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка. Регистрационная служба направила сообщение от 15.08.06 об отказе в государственной регистрации названного договора, указав, что участок относится к фонду перераспределения земель, является краевой собственностью и право распоряжаться земельным участком у администрации отсутствует.
Полагая, что отказ в регистрации договора аренды земельного участка является незаконным и нарушает права сторон, администрация, как арендодатель, обратилась с заявлением в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонды перераспределения земель формировались за счет включения в них земельных участков, остающихся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323"О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"), а также выкупленных земельных долей у собственников по их заявлениям (пункты 6, 10 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю").
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Полномочия органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в статьях 33 - 35 Закона от 05.11.02 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". В силу статьи 35 Закона до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности. Ограничение по площади передаваемой в аренду земли установлено при заключении договоров аренды в случае предоставления свободных земельных участков для строительства.
В статье 33 Закона указано, что высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края распоряжается иными земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 35 Закона. На основании статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации относятся к законодательству, регулирующему земельные отношения. Следовательно, положения Закона от 05.11.02 N 532-КЗ, определяющие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат применению к спорным правоотношениям.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, привлеченный к участию в деле, поддержал заявление администрации, подтвердил полномочия арендодателя на заключение с хозяйством договора аренды земельного участка и не оспорил его.
Вывод судов об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка основан на правильном применении действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 10.09.07 и постановление апелляционной инстанции от 02.11.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-23791/2006-59/365 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2008 г. N Ф08-544/08 "Отказ в государственной регистрации договора аренды земли неправомерен. Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело