Администрация муниципального образования Крымский район (далее - администрация района) обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) о признании недействительным зарегистрированного 24.01.07 Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м Нижнебаканского лесничества Крымского района, с условным номером 23-23-28/025/2006-104, в части включенного в земельный массив земельного участка площадью 763 800 кв. м (кадастровый номер 23:15:10 05 000:0247), расположенного в границах земель бывшего колхоза им. Советской Армии Крымского района (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Краснодарского края (далее - администрация края), Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края (далее - учреждение), ООО "Юг-Транс-Ойл" (далее - общество), Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, Государственное учреждение Краснодарского края "Управление "Краснодарлес"" (далее - ГУ "Краснодарлес").
Решением от 11.10.07 требования удовлетворены. Суд принял отказ администрации от иска в части признания недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 24.01.07 23-АВ 279024, об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи N 23-23-28/025/2006-104 о регистрации права Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 4 5310 тыс. кв. м, закрепленный за Нижнебаканским лесничеством Крымского района. Производство по делу в этой части прекращено. Суд признал недействительным право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м (с условным номером 23-23-28/025/2006-104) в части земельного участка площадью 763 800 кв.м (кадастровый номер 23:15:10 05 000:0247), аннулировав запись от 24.01.07 N 23:23 -28/025/2006-104 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Судебный акт мотивирован тем, что регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок, как участок лесного фонда, противоречит статьям 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что вывод суда о нахождении земельного в границах сельского поселения документально не подтвержден.
В соответствии со статьей 87 Земельного Кодекса Российской Федерации спорный земельный участок, как земли лесного фонда, не может быть отнесен к землям поселений, в силу закона является федеральной собственностью. Ответчик указывает, что суд не оценил план насаждений Нижнебаканского лесничества на этом участке, удостоверенный ГУ Краснодарского края "Управление Краснодарлес".
В отзывах на кассационную жалобу администрация района и администрация края просят оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда о принадлежности земель Крымскому району соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Общество считает, что включение земельного участка в земли лесного фонда федерального уровня собственности нарушает его экономические интересы, так как за перевод земель из одной категорию в другую общество заплатило значительные денежные средства. Участок находится в аренде у общества, договор аренды не расторгнут и не оспорен.
ГУ "Краснодарлес" поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе, и считает, что перевод земель лесного фонда (леса первой категории) возможен только на основании постановления Правительства Российской Федерации. В силу закона леса первой категории (спорный земельный участок) относятся к федеральному уровню собственности, поскольку на таком праве были переданы Нижнебаканскому лесничеству Крымского района. Для регистрации права были предоставлены карты и планшеты на земли лесного фонда. Кадарстроый учет лесов в виде земельных участков не осуществлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и видно из материалов дела, на основании свидетельства от 28.12.81 за колхозом Советской Армии Крымского района Краснодарского края на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены для сельскохозяйственного использования назначения площадью 8 673, 48 га. Наличие на указанных землях лесов первой категории суд не выяснил.
На основании решения исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 29.11.90 N 536 и 12.07.91 N 201/15 изъята часть земельных участков у колхозов, совхозов и других предприятий.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 01.09.06 N 799-р осуществлен перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 630 тыс. кв.м в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли бороны, безопасности и земли иного специального назначения (в том числе леса).
Постановлением главы МО Крымский район от 28.11.06 N 2258 земельный участок площадью 763 800 кв. м предоставлен обществу в аренду на 10 лет, заключен договор аренды от 18.12.06 N 4500004419,зарегистрированный 22.01.07 Крымским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
24.01.07 территориальное управление зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 45 310 тыс. кв. м, в который, по мнению истца и общества, вошел арендуемый земельный участок.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что право федеральной собственности на землю может возникать в силу прямого указания закона.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда образую самостоятельную категорию земель.
Из содержания статей 7, 10 и 19 Лесного кодекса Российской Федерации, следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.) и статье 15 Федерального закона от 21.12.04 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории другую осуществляется Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции 2005 г.) перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях, установленных названным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 23, 69 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Суд при рассмотрении спора не дал оценку доводам ответчика о том, что в указанном порядке при регистрации права Российской Федерации определена площадь лесного фонда.
Не опровергнут довод ГУ "Краснодарлес" и территориального управления о том, что по договору от 05.12.99 N 4 Крымскому сельскому лесхозу в целях лесопользования на 49 лет предоставлены участки лесного фонда, в том числе 4 396 га на землях колхоза имени Советской Армии Крымского района.
Не выяснен состав и площадь земель лесного фонда Нижнебаканского лесничества, период формирования этих земель.
В соответствии с Положением "О переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства пользованием лесным фондом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.04 N 455, перевод лесных земель в нелесные земли допускается в лесах первой группы на основании решения Правительства Российской Федерации по представление Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Необходимость соблюдения указанного порядка суд не обсудил.
В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отнесение земель к ведению муниципального образования не изменяет установленный законом уровень собственности.
Исходя из положений статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд должен исследовать и оценить доказательства, приведенные лицами, участвующими в деле, а также обосновать и мотивировать свои выводы об обстоятельствах дела принятыми доказательствами, законами и нормативными актами.
Вывод о том, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, суд не обосновал, не исследовал и не оценил имеющиеся в материалах дела доказательств, ограничившись лишь ссылкой на материалы дела.
Суд не проверил довод истца о том, что на спорном земельном участке не расположены леса первой группы и на участок не распространяется требование закона о порядке формирования лесного фонда.
Кроме того, суд не выяснил: весь ли земельный участок площадью 763 800 кв. м, предоставленный в аренду обществу, включен в лесной фонд площадью 45 310 тыс. кв. м либо лесами занята часть арендуемого обществом участка.
В связи с тем, что исследование обстоятельства, которым суд первой инстанции оценку не дал, не входит в компетенцию кассационной инстанции, дело должно быть направлено на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.07 по делу N А32-10929/2007-41/424 отменить. дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
...
Исходя из положений статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суд должен исследовать и оценить доказательства, приведенные лицами, участвующими в деле, а также обосновать и мотивировать свои выводы об обстоятельствах дела принятыми доказательствами, законами и нормативными актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2008 г. N Ф08-352/08 "Суд не проверил довод истца о том, что на спорном земельном участке не расположены леса первой группы и на участок не распространяется требование закона о порядке формирования лесного фонда"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-10929/2007
27.02.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07
20.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5957/2008
23.06.2008 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07
11.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-352/08
11.10.2007 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-10929/07