ООО "АПК Мильстрим - Черноморские вина" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительными решения налоговой инспекции от 28.04.07 N 364 об отказе в возмещении 1 526 713 рублей НДС за четвертый квартал 2006 года и решения УФНС от 21.06.07 N 27-13-345-820.
Решением от 28.11.07 суд признал недействительными решение налоговой инспекции от 28.04.07 N 364 об отказе в возмещении 1 526 713 рублей НДС за четвертый квартал 2006 года и решение Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 21.06.07 N 27-13-345-820. Судебный акт мотивирован тем, что право налогоплательщика на применение налогового вычета не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых НДС.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить. По ее мнению, операции, облагаемые НДС в четвертом квартале 2006 года, обществом не проводились и, соответственно, налоговая база у налогоплательщика отсутствует, а, следовательно, и основания для применения налоговых вычетов, так как это вступает в противоречие с нормами пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего, что разница, подлежащая возмещению (зачету, возврату), может возникать только при наличии сумм налога, исчисленных по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
В отзыве на жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Управление в отзыве на жалобу поддержало доводы кассационной жалобы и просило удовлетворить ее.
В судебном заседании представители общества и управления повторили доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей общества и управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за четвертый квартал 2006 года, согласно которой к вычету заявлено 1 526 713 рублей НДС, данные по налоговой базе и исчислению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, отсутствуют.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 28.04.07 N 364 об отказе в возмещении 1 526 713 рублей НДС за четвертый квартал 2006 года, поскольку в налоговой декларации нет сведений об операциях по реализации товара в спорном налоговом периоде.
Решением от 21.06.07 N 27-13-345-820 управление решение налоговой инспекции утверждено, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Считая недействительными названные решения налоговых органов, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот.
Как указано в пункте 1 статьи 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей вычеты.
Статьей 166 Кодекса определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость по итогам каждого налогового периода.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Условия предъявления НДС к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Кодекса, согласно которому вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
При соблюдении названных условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом нормами главы 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов. Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.06 N 14996/05.
Из материалов дела следует, что обществом условия для применения налоговых вычетов соблюдены, налоговая инспекция претензий к оплате приобретенных товаров, их оприходованию, оформлению счетов-фактур в оспариваемых решениях не отразила. Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость явилось отсутствие оборотов по реализации товаров (работ, услуг) в четвертом квартале 2006 года.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что оспариваемые решения налоговой инспекции и управления об отказе в возмещении 1 526 713 рублей НДС нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишают налогоплательщика права на возмещение НДС, правомерно заявленного к вычету.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы сторон рассмотрены судом первой инстанции. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые исследованы и оценены судом с соблюдением правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует взыскать с налоговой инспекции, которой при подаче кассационной жалобы предоставлялась отсрочка ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.07 по делу N А32-13270/2007-63/330 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.176 в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп.1 - 3 п.1 ст.146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
По мнению налогового органа, операции, облагаемые НДС, налогоплательщиком не проводились и, соответственно, налоговая база у него отсутствует. Следовательно, основания для применения налоговых вычетов нет.
Суд указал, что право налогоплательщика на применение налогового вычета не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него в конкретном налоговом периоде операций по реализации товаров, облагаемых НДС.
В силу ст.52 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот.
В п.1 ст.171 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п.3, 6 - 8 ст.171 НК РФ.
Поэтому доводы налогового органа о неправомерном заявлении налогоплательщиком НДС к вычету по причине отсутствия в налоговой декларации оборотов по реализации признаны судом необоснованными.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2008 г. N Ф08-1001/08-417А "Условия предъявления НДС к вычету определены пунктом 1 статьи 172 НК РФ, согласно которому вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело