Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Сальский завод кузнечно-прессового оборудования" (далее - завод) о взыскании 309 944 рублей 8 копеек стоимости самовольно израсходованных материальных ценностей мобилизационного резерва. Решением от 04.09.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.07, иск удовлетворен в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что стоимость утраченных материальных ценностей, которую надлежит возместить, правомерно определена истцом исходя из рыночных цен на момент обнаружения недостачи.
В кассационной жалобе завод просит отменить решение и постановление как принятые по неисследованным обстоятельствам. По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.02 N 791 (в редакции от 24.04.03) Росрезерв должен был установить задолженность на основании акта сверки расчетов исходя из средних рыночных цен на день составления акта сверки. Совместная работа по данному вопросу не проводилась, поэтому примененные цены являются необоснованными.
В отзыве управление отклонило доводы жалобы. В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы, представитель управления просил судебные акты оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, завод является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва. В письме от 17.02.2000 N В-440с Минэкономики России сообщило заводу о снятии мобилизационного задания по накоплению и хранению материальных ценностей, которые в связи с этим подлежат выпуску в порядке разбронирования. 15 - 18 июня 2005 г. управление при проверке сохранности ценностей, подлежащих выпуску в порядке разбронирования, выявило их недостачу на сумму 202 121 рубль 7 копеек в учетных ценах.
Указанную сумму завод возместил. Управление пересчитало стоимость утраченных материалов в рыночных ценах на момент обнаружения их самовольного расходования, что составило 512 065 рублей 15 копеек. В связи с отказом от возмещения оставшейся суммы 309 944 рубля 8 копеек управление обратилось в суд с иском.
Возражая против взыскания стоимости утраченных материальных ценностей по рыночным ценам, завод сослался на необходимость определения задолженности на основании акта сверки расчетов, исходя их средних рыночных цен на товары, аналогичные заимствованным и (или) самовольно израсходованным, на день составления акта. Заявитель указал, что совместная работа по составлению акта сверки и определению цены утраченных товаров не проводилась.
Однако суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили данные доводы. До реализации в установленном порядке материальные ценности государственного резерва находятся у завода на ответственном хранении. Согласно статье 901 Гражданского Кодекса Российской Федерации хранитель отвечает за утрату или недостачу вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 Кодекса. В силу статьи 902 Кодекса убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 Кодекса, если законом или договором хранения не предусмотрено иное. Пунктом 3 статьи 393 Кодекса определено, что при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день удовлетворения иска.
Специальные нормативные правовые акты о восстановлении стоимости утраченных материальных ценностей, выпускаемых из мобилизационного резерва, устанавливают такой же порядок определения их цены. В силу статьи 13 Федерального закона "О государственном материальном резерве" и пункта 5 Правил погашения юридическими лицами задолженности по заимствованиям и (или) самовольно израсходованным на 01.11.01 материальным ценностям государственного материального резерва, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.02 N 791, восстановление таких ценностей в мобилизационном резерве уже не требуется и они подлежат оплате в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 10 названных Правил размер задолженности устанавливается исходя из средних рыночных цен на товары, аналогичные самовольно израсходованным материальным ценностям государственного материального резерва, на день составления акта сверки, и подлежит уточнению с учетом рыночных цен на день погашения долга. Пунктом 35 Инструкции о порядке финансирования и расчетов за материальные ценности мобилизационного резерва от 16.05.95 определено, что материальные ценности, разбронированные из мобилизационного резерва в установленном порядке, но своевременно не выпущенные из мобилизационного резерва и не оплаченные ответственным хранителем, должны дооцениваться до цен, действующих на указанные материальные ценности на момент оплаты их стоимости территориальному управлению Роскомрезерва.
Управление представило доказательства рыночных цен на материальные ценности, действующих на момент обнаружения самовольного расходования (т. 1, л. д. 7 - 12). Завод в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опроверг данные цены, не представил доказательств иных рыночных цен на аналогичные товары.
Недостача установлена управлением при проверке с участием представителя УФСБ Российской Федерации по Ростовской области и работника завода, ответственного за работу с материальными ценностями мобилизационного резерва. Результаты проверки оформлены соответствующими актами. Ответчик факт проверки и выявленную недостачу не оспорил. Вопрос определения стоимости материальных ценностей, подлежащих оплате ответственным хранителем, урегулирован в императивном порядке нормативными актами и не может быть установлен по соглашению органа Федерального агентства по государственным резервам с ответственным хранителем. В связи с этим доводы завода об отсутствии акта сверки и совместного определения рыночной цены имущества не имеют значения для разрешения спора.
Суд в соответствии с указанными выше нормативными актами и представленными управлением доказательствами определил стоимость утраченного имущества по рыночным ценам - 512 065 рублей 15 копеек, учел уплату заводом 202 121 рубля 7 копеек и правильно взыскал оставшуюся сумму 309 944 рубля 8 копеек.
Основания для отмены или изменения решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 04.09.07 и постановление апелляционной инстанции от 12.11.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-6148/2007-С3-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2008 г. N Ф08-762/08 "Вопрос определения стоимости материальных ценностей, подлежащих оплате ответственным хранителем, урегулирован в императивном порядке нормативными актами и не может быть установлен по соглашению органа Федерального агентства по государственным резервам с ответственным хранителем"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело