ООО "Перспектива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) об изменении договора аренды земельного участка от 05.08.02 N 4300001569, заключенного сторонами, в части, касающейся размера ежегодной арендной платы, изложив пункты 3.2, 3.3 и 3.4 договора в следующем виде:
- пункт 3.2: ставка арендной платы в год 23 897,97 x 31,97 x 1 x 0,83 + 1 231,91 x 31,97 x 0,5 x 0,83;
- пункт 3.3: общая сумма ежегодной арендной платы за арендуемый участок составляет 23 987,97 x 31,97 x 1 x 0,83 = 634 135 рублей 02 копейки и 1 231,91 x 31,97 x 0,5 x 0,83 = 16 344 рублей 43 копейки. Всего: 650 479 рублей 45 копеек;
- пункт 3.4: арендная плата исчисляется арендатором с 01.07.06 (уточненные требования).
Решением от 25.12.07 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что земельные участки площадью 25 129,88 кв. м предоставлены для строительства, а площадью 1 231,91 кв. м - для организации подъездных путей, поэтому подлежит применению коэффициент 1, как для гражданского строительства, применение дополнительного коэффициента 0,9 неправомерно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, размер арендной платы определен договором и дополнительным соглашением к нему и может быть изменен только по требованию арендодателя. Размер арендной платы, определенный в договоре, соответствует нормам действующего законодательства. Неиспользование земельного участка по целевому назначению не является основанием для не внесения арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации города Краснодара от 30.07.01 N 1206 "О предоставлении МУП "Рынок на Уральской" земельного участка в Карасунском административном округе" МУП "Рынок на Уральской" (далее - рынок) предоставлен во временное пользование земельный участок общей площадью 25 129,88 кв. м без права ведения капитального строительства.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 07.06.02 N 833 в постановление N 1206 внесены изменения, указанный земельный участок предоставлен рынку в аренду на три года.
5 августа 2002 года администрация и рынок заключили договор аренды N 4300001569, по условиям которого рынку предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:43:04 04001:0055 общей площадью 25 129,88 кв. м сроком до 30.07.04 для проектирования и строительства оптово-розничного стационарного рынка и организации подъездных путей на территории рынка, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская. В соответствии с главой 3 договора ставка арендной платы является определяемой. Арендная плата исчисляется с 30.07.01 (пункт 3.4). В силу пункта 3.5 договора размер ежегодной арендной платы установлен на момент подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в одностороннем порядке в соответствии с решениями (постановлениями) органа местного самоуправления, централизованно устанавливающего оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы с опубликованием в периодической печати об изменениях ставок арендной платы.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 16.06.03 N 1175 изменен срок предоставления земельного участка - на десять лет.
15 ноября 2005 года рынок и общество заключили договор N 1 переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 05.08.02 N 4300001569, по условиям которого права и обязанности арендатора перешли к обществу.
При расчете размера арендной платы за часть земельного участка площадью 23 897, 97 кв. м в период с 01.07.06 по 02.08.06 администрацией применен коэффициент целевого использования 15, с 03.08.06 по 03.10.06 - 4, с 04.10.06 - 10.
Общество, считая, что расчет размера арендной платы производен неправомерно, обратилось в администрацию с заявлением об изменении договора аренды N 4300001569.
Отказ администрации изменить договор аренды в упомянутой части явился основанием обращения общества в арбитражный суд.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Таким образом, арендная плата за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации является устанавливаемой (регулируемой) уполномоченными на то органами. По смыслу данной статьи стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно Положению о порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.05.02 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края", коэффициенты по категориям арендаторов и видам целевого использования земель утверждаются исходя из вида деятельности хозяйствующих субъектов, их социально-экономических характеристик, приоритетов осуществления краевых государственных программ, поддержки социально значимых отраслей, сохранения окружающей среды, сохранения и повышения плодородия почвенного покрова, с учетом сложившегося опыта развития арендных отношений на территории Краснодарского края.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что на спорном земельном участке ведется строительство "Офисной деревни", что подтверждается разрешением на строительство от 06.12.06 и актом обследования земельного участка от 15.06.07.
Согласно пунктам 1.12 приложения N 6 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.05.02 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края" при использовании земельного участка под промышленное, гражданское и дорожное строительство применяется коэффициент 1.
Размер арендной платы в договоре N 4300001569 определен без применения коэффициента 1, как для гражданского строительства. Поскольку при расчете арендной платы за земельные участки в Краснодарском крае постановлением главы администрации Краснодарского края N 529 определен коэффициент 1 для гражданского строительства, а общество ведет обычное строительство, в связи с чем к нему применен понижающий коэффициент 0,9 для всех категорий арендаторов земельных участков на период строительства, размер арендной платы, определенный в договоре, соответствует нормам действующего законодательства.
Понижающий коэффициент 1 установлен для аренды земельных участков, предоставленных лицам, осуществляющим промышленное, гражданское и дорожное строительство для размещения и эксплуатации промышленных объектов, непосредственно используемых для оказания услуг в области строительства, носит экономически стимулирующий характер для развития указанных отраслей промышленности. Общество к указанной категории предприятий не относится, в связи с чем суд необоснованно внес изменения в договор аренды от 05.08.02. Учитывая, что обстоятельства судом установлены правильно, но ошибочно применена норма права, судебный акт надлежит отменить и в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.07 по делу N А32-18386/2007-22/338 отменить, в иске - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2008 г. N Ф08-1506/08 "Понижающий коэффициент 1 установлен для аренды земельных участков, предоставленных лицам, осуществляющим промышленное, гражданское и дорожное строительство для размещения и эксплуатации промышленных объектов, непосредственно используемых для оказания услуг в области строительства, носит экономически стимулирующий характер для развития указанных отраслей промышленности. Общество к указанной категории предприятий не относится, в связи с чем суд необоснованно внес изменения в договор аренды"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело