Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Сальский завод кузнечно-прессового оборудования" (далее - общество) о взыскании 692 078 рублей 66 копеек штрафа за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям мобилизационного резерва.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2007 иск удовлетворен. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 и определением об исправлении арифметической ошибки от 21.01.2008 решение изменено, размер взыскиваемого с общества штрафа уменьшен до 150 тыс. рублей. Суд применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление и отказать в иске. По мнению заявителя, основания для применения к нему ответственности отсутствуют. После увольнения лица, ответственного за работу с материальными ценностями мобилизационного резерва, новое лицо было назначено на должность 01.12.2005; для анализа достоверности данных по материальным ценностям совместно с работником управления проводилась соответствующая проверка; отчетность передана управлению 26.12.2005 для согласования, а 10.02.2006 по указанию управления отчетность была направлена повторно. До 07.06.2007 управление не предъявляло претензий о нарушении срока сдачи отчета за 2005 год. Суд был обязан применить статью 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации, поскольку действиями ответчика не причинен ущерб государству.
Управление в кассационной жалобе просит отменить постановление и оставить в силе решение. Истец полагает, что отношения по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва являются публично-правовыми и к ним не могут быть применены нормы гражданского законодательства, в том числе статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. По тем же основаниям управление возражает против исключения из стоимости имущества налога на добавленную стоимость при исчислении размера штрафа.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены. В судебном заседании представители общества и управления поддержали свои жалобы и отклонили доводы другой стороны.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление от 18.01.2008 и определение от 21.01.2008 апелляционного суда надлежит изменить.
Как видно из материалов дела, общество является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва. В письме от 17.02.2000 Департамент материальных ресурсов и государственных резервов Минэкономики России сообщил о снятии с общества задания по хранению материальных ценностей мобрезерва. Вместе с тем в спорный период подлежащие разбронированию материалы не были реализованы.
Согласно статье 18 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о госрезерве) отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 5.2 Инструкции об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации предписано предприятиям (организациям) ежегодно представлять территориальным управлениям Росрезерва не позднее 10 января отчет по форме N 12. Согласно пункту 5.4 названной Инструкции в отчет по форме N 12 включаются все материальные ценности, предусмотренные утвержденной номенклатурой накопления, а также материальные ценности, не входящие в номенклатуру, но фактически находящиеся в мобрезерве. Статьей 2 Закона определено, что под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва; под разбронированием материальных ценностей государственного резерва - выпуск материальных ценностей из государственного резерва без последующего их возврата; под выпуском материальных ценностей из государственного резерва - реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва. В силу статьи 8 Закона средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва в связи с разбронированием, зачисляются в доход федерального бюджета.
Из системного анализа данных норм следует, что после снятия мобилизационного задания и принятия решения о разбронировании материальных ценностей до их фактической реализации у ответственного хранителя остаются обязанности хранить материальные ценности и в связи с этим вести их учет и предоставлять соответствующую отчетность.
Согласно пункту 12 статьи 16 Закона о госрезерве в случае несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Отчет по форме N 12 за 2005 год общество представило в управление 14.02.2006, то есть с нарушением срока. Довод ответчика о том, что первоначально данный отчет представлен в конце декабря 2005 года, не приводился в судах первой и апелляционной инстанций и документально не подтвержден.
Суды правильно отклонили доводы об отсутствии вины общества в нарушении срока представления отчета ввиду смены должностного лица, ответственного за эту работу, а также проверки с управлением состояния работы с материальными ценностями. Статья 18 Закона о госрезерве устанавливает последствия нарушения норм о предоставлении отчетности для юридического лица, являющегося ответственным хранителем ценностей государственного резерва. Ответчик, действуя разумно и добросовестно, должен обеспечить своевременное исполнение обязанности ответственного хранителя, возложенной на него нормами публичного права. Общество не представило доказательств чрезвычайных и непреодолимых препятствий для своевременного исполнения названной обязанности, которые освобождали бы его от ответственности в силу статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд правомерно учел, что штраф, предусмотренный пунктом 12 статьи 16 Закона госрезерве, начисляется на стоимость имущества и не является санкцией за налоговое правонарушение. В связи с этим штраф не подлежит начислению на налог на добавленную стоимость.
Применив статью 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации, апелляционный суд согласился с доводами общества о том, что действиями ответчика не причинен ущерб государству. Вместе с тем суд не учел следующее. Взыскание штрафа преследует цель защиты публичных, а не частных интересов одной стороны по спору против другой. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности установлена законодателем в первую очередь в целях обеспечения в данном случае мобилизационных нужд Российской Федерации (статья 3 Закона о госрезерве) и предотвращения наступления отрицательных последствий для безопасности государства, а не в целях материальной компенсации уже наступивших последствий. Общество по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновало несоразмерность штрафа отрицательным последствиям в области обеспечения безопасности государства, которые могли возникнуть от нарушения названного Закона.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление от 18.01.2008 и определение от 21.01.2008 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-9786/07-С4-19 изменить, увеличив размер взыскиваемого с ОАО "Сальский завод кузнечно-прессового оборудования" в пользу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу штрафа до 348 192 рублей 20 копеек. В остальной части постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2008 г. N Ф08-1790/2008 "Суд неправомерно уменьшил размер штрафа за непредставление отчетности по материальным ценностям мобилизационного резерва"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело